Государственное антимонопольное регулирование.
Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.
Под монополией подразумевают такое объединение, в которое входит одна или незначительное количество фирм отрасли, производящих и продающих основную долю каких-либо товаров и услуг.
Усиление монопольной власти приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких ценах по сравнению с ценами на аналогичную продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти зачастую приводит к сознательному ограничению производства отдельных видов товаров и услуг с целью поддержания высоких цен. В-третьих, монополия зачастую ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.
Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления (аспекта): 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
Одним из элементов в любой системе антимонопольного регулирования является также перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:
- распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
-ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
-продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца.
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования - это совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный государственный антимонопольный орган - это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), который создает в регионах свои территориальные отделения. К основным его задачам относятся:
-содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
-государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Система антимонопольного регулирования включает в себя также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Естественная монополия - такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. к ним отнесены:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
-услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
-услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
В России применяются следующие методы регулирования естественных монополий:
-ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;
-определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом субъектом естественной монополии.
Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении принципа баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.