Удовлетворение основных жизненных потребностей населения.
К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан. Для этого органы местного самоуправления создают и развивают соответствующие муниципальные предприятия и службы.
Органы местного самоуправления обязаны:
1. заниматься вопросами содержания муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры; всех видов снабжения (тепло-, газо-, водо- и др.); транспортного обслуживания.
2. создавать условия жилищного и иного строительства для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, деятельности СМИ;
3. участвовать в обеспечении санитарного благополучия, пожарной безопасности, социальной поддержки и содействию занятости;
4. осуществлять контрольную деятельность;
5. обеспечивать жизненно важные сферы на уровне не ниже минимальных стандартов.
Охрана общественного порядка.
Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении охраны общественного порядка. Эта функция является одним из условий обеспечения законности и правопорядка (в том числе общественного порядка).
Непосредственно охрану общественного порядка осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция, которая относится к федеральным органам исполнительной власти).
Органы местного самоуправления организуют и содержат местные органы охраны общественного порядка, осуществляют в пределах компетенции контроль за их деятельностью.
Органы местного самоуправления вправе создавать комитеты, комиссии по охране общественного порядка в конкретной сфере (по экологии, по финансам).
Защита интересов и прав местного самоуправления.
- установлена система государственных гарантий местного самоуправления (судебная защита, прокурорский надзор, государственный контроль).
- право на создание и вступление в межмуниципальные объединения.
- право местных органов обращаться в органы государственной власти, к администрациям предприятий (в том числе и по вопросам соблюдения прав и интересов местного самоуправления);
- представительный орган местного самоуправление обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ
Тема 2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.
- Понятие и элементы системы местного самоуправления.
- Формы участия населения в местном самоуправлении.
- Местный референдум.
- Муниципальные выборы.
- Собрания, сходы, конференции граждан. Опросы населения.
- Право граждан на обращения в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан.
Понятие и элементы системы местного самоуправления
Местное самоуправление образует единую систему в рамках соответствующего муниципального образования в отличие от государственной власти, образующей единую систему в рамках всего государства.
Элементы системы местного самоуправления:
1) формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении;
2) органы местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.
Формы участия населения в местном самоуправлении.
Выделяют следующие основные формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении:
1. местный референдум;
2. муниципальные выборы;
3. голосование по отзыву выборного должностного лица:
4. голосование по поводу изменения границ муниципального образования;
5. сходы;
6. правотворческая инициатива населения;
7. обращение в органы местного самоуправления;
8. публичные слушания;
9. опрос населения.
Формы участия населения в местном самоуправлении могут быть:
- прямые, когда население принимает решение по вопросу местного значения;
- косвенные, когда население участвует в принятии решения по местному вопросу.
Местный референдум.
Местный референдум –голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования по вопросам местного значения. Решения, принятые на местном референдуме, являются высшим непосредственным выражением воли населения.
Вопросы, по которым может проводиться референдум:
- планы, программы развития территории муниципального образования;
- формы осуществления местного самоуправления;
- отчуждение, приобретение значимых объектов муниципальной собственности.
Стадии организации и проведения местного референдума.
1. Инициатива.
Инициатива проведения референдума может исходить от:
1. граждан, имеющих право участвовать в референдуме (избирателей), которые регистрируют инициативную группу:
2. избирательных, общественных объединений;
3. совместно представительного органа и главы местной администрации.
Если инициатива выдвинута совместно представительным органом и главой местной администрации, то она должна быть оформлена соответствующими правовыми актами.
2. Назначение.
По первым двум инициативам условием проведения референдума является сбор подписей в поддержку проведения референдума (по федеральному закону – не более 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования). Подписи поступают в представительный орган, который обязан назначить референдум в 30-тидневный срок. Если референдум не назначен вовремя, то он назначается судом на основании обращения граждан.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения закона при выдвижении инициативы.
3. Голосование.
В референдуме участвуют граждане, обладающие избирательным правом и зарегистрированные по месту жительства в пределах территории муниципального образования.
Территории делятся на участки (не более 3000 избирателей на каждом), на которых действуют участковые избирательные комиссии.
- Результат.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
Результаты могут быть признаны недействительными, если обнаружены нарушения закона.
Итоги голосования и принятое решение подлежит официальному опубликованию, обязательному исполнению и не нуждаются в утверждении каким-либо органом.
Решение о проведении референдума и принятое решение на местном референдуме может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором и специальными органами государственной власти.
Если решение не принято, то с данной инициативой можно повторно обратиться через определенный срок, который определен в законодательстве субъекта РФ (например, в Нижегородской области через 2 года).
Муниципальные выборы.
Муниципальные выборы являются высшим непосредственным выражением воли граждан.
Проводятся в целях избрания депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
В муниципальных выборах действуют общие принципы избирательного права - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Выборы назначаются представительным органом, в некоторых случаях избирательной комиссией или судом.
Территория делится на участки (не более 3000 избирателей на каждом). На участке действует участковая комиссия. Результаты голосования направляются в избирательную комиссию, которая подводит общий итог выборов.
Законом установлено, что в некоторых случаях выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, все кандидаты выбыли), но в основном выборы признаются состоявшимися, независимо от числа принявших участие в голосовании.
Выборы могут признаваться недействительными, если обнаружены нарушения закона, избирательной комиссией или по решению суда.
Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, если выборы признаны состоявшимися и действительными. Глава муниципального образования считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Избирательные комиссии являются коллегиальным органом. Деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. При проведении выборов избирательные комиссии не зависят от других органов местного самоуправления.
Граждане имеют право участвовать в предвыборной агитации («за» или «против» какого-либо кандидата).
Итоги голосования подлежат официальному опубликованию.
Если выборы признаны недействительными или не состоявшимися, назначают повторные выборы.