Система административных наказаний.
1) предупреждение -это официальное порицание физического и юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2) административный штраф -денежное взыскание. Измеряется в рублях а также в величинах, кратных сумме неуплаченных обязательных платежей или иной незаконной финансовой операции; стоимости предмета правонарушения. Штраф не назначается военнослужащим по призыву.
3) возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения –назначается судьей и состоит в принудительном изъятии предмета, его реализации, возвращение бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации.
Мера не применяетсяк охотникам и рыболовам-профессионалам, т.е. лицам, для кого охота и рыболовство являются основным законным источником существования, и касается законных орудий охоты и рыбной ловли.
4) конфискация орудия или предмета правонарушения – назначается судьей.
- состоит в безвозмездной передаче предмета или орудия правонарушения в собственность государства, т.е. в федеральный или региональный бюджеты.
Признаки предмета, который может быть конфискован:
1. является предметом или орудием правонарушения;
2. не изъят из оборота;
3. находится в законном владении или пользовании у нарушителя.
Мера не назначается охотникам и рыболовам – профессионалам.
5) лишение специального права – назначается судьей. Субъектом этого наказания являются только физические лица.
Сроки лишения специального права – от 1 месяца до 3 лет.
Виды специальных прав:
1. право управления транспортным средством.
Мера не назначается инвалидам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения; отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставления места ДТП, участником которого являлся инвалид.
2. лишение права охоты.
Мера не назначается охотникам-профессионалам.
6) административный арест –назначается судьей.
- состоит в содержании лица в изоляции от общества на срок до 15 суток, в условиях чрезвычайной ситуации – на срок до 30 суток.
Мера не назначается: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до 14 лет; инвалидам I и II групп; несовершеннолетним, сотрудникам военной и правоохранительной службы.
7) административное выдворение за пределы РФ - назначается иностранным гражданам и лицам без гражданства и состоит в принудительном перемещении указанных лиц за государственную границу. Назначается судьей, а если правила нарушены при въезде, то назначается соответствующими должностными лицами.
8) Дисквалификация –назначается судьей.
- это лишение физического лица права занимать руководящие должности в органе управления юридическим лицом, может также назначаться арбитражным управляющим и предпринимателям без образования юридического лица. Срок дисквалификации – от 6 месяцев до 3 лет.
9) Административное приостановление деятельности. Срок – до 90 суток.
Состав административного правонарушения.
Состав административного правонарушения –перечень признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как административного правонарушения. Основными признаками административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
I) Объект административного правонарушения –общественные отношения, на которые посягает правонарушение.
Виды объектов:
1) общий объект
- отношения регулируются различными отраслями права (налоговым, земельным, экологическим, финансовым, таможенным и т.д.);
- охраняются административной санкцией.
2) родовой объект
- самостоятельная однородная группа общественных отношений, часть общего объекта (например, финансы, права граждан, безопасность дорожного движения, сельское хозяйство и т.д.).
3) видовой объект
- относительно самостоятельная часть родового объекта (например, если родовой объект – финансы, то видовые объекты – налоги, бюджет, кредит, деньги, валюта).
4) непосредственный объект
- конкретное общественное отношение, на которое посягает возникшее правонарушение.
II) Объективная сторона
Основной признак – деяние (действие или бездействие).
Виды деяний:
1) простые – однократные действия (например, превышение скорости) или кратковременное бездействие (например, безбилетный проезд);
2) сложные, которые могут включать несколько действий или растянуты во времени (альтернативные, собирательные, повторные длящиеся).
Факультативные признаки объективной стороны – те признаки, которые играют основную юридическую роль, но не во всех составах правонарушений: время (например, нарушение тишины в ночное время); место (например, появление в нетрезвом виде в общественном месте); другое лицо (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения); средства, орудия, обстановка; размер вреда – является критерием разграничения административной и уголовной ответственности.
III) Субъект –физическое или юридическое лицо, которое совершило правонарушение, Субъекты бывают индивидуальные и коллективные.
Виды индивидуальных субъектов:
1) общий субъект обладает следующими обязательными признаками: достижение возраста 16 лет и вменяемость, т.е. способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
2) специальный субъект - кроме обязательных имеет дополнительные признаки. Для специального субъекта предусмотрена специальная ответственность (например, нарушение иностранным гражданином правил пребывания в РФ; нарушение работодателем условий коллективного договора; превышение скорости – для водителей транспортных средств).
3) особый субъект – для него предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции; профессиональные охотники; беременные женщины; женщины с детьми до 14 лет; инвалиды, владельцы транспортных средств и др.
Виды коллективных субъектов:
1) общий субъект – нарушает общие правила, установленные для всех юридических лиц (например, нарушение правил пожарной, санитарной безопасности, уплаты налогов и др.);
2) специальный субъект – нарушает правила, которые предусмотрены специально для отдельных видов юридических лиц (например, для банков и кредитных учреждений – административная ответственность нарушение правил кредитования).
3) особый субъект – для него предусмотрены особенности административной ответственности после реорганизации юридического лица.