Понятие и признаки актов государственного управления.
Правовые формы государственного управления выражаются в издании актовгосударственного управления(акты управления, административно-правовые акты).
Акты государственного управления – это форма установления и применения норм права в государственном управлении.
Признаки актов государственного управления:
1) акт управления имеет подзаконный характер;
2) акт управления является односторонним выражением государственной воли;
3) акт управления издается от имени государства;
4) акт управления обязателен для тех, кому адресован;
5) акт управления может являться юридическим фактом, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются правовые отношения в сфере государственного управления.
Акты управления издаются в основном, в письменной форме. Для подавляющего большинства актов письменная форма является обязательной.
Также, акты могут издаваться в устной форме. Устная форма акта управления возможна в органах государственного управления, где такая форма правового акта установлена законом во внутренних служебных отношениях (в вооруженных силах, МВД, ФСБ и других органах военной и правоохранительной службы).
Кроме того, акты управления могут быть изданы в конклюдентной форме - это акты выраженные в знаках, сигналах (например, сигнал светофора, регулировщика, знак дорожного движения).
Классификация правовых актов управления
Установление норм права выражается в издании нормативных и особых актов.
1) нормативные акты – форма установления общих правил в сфере государственного управления, которые принимаются на неопределенный срок.
Признаки нормативных актов:
1. направленность индивидуально-неопределенным субъектам;
2. возможность неоднократного применения;
3. длительность действия;
4. регулирование возможных отношений.
Виды нормативных актов:
- общие (адресованы всем субъектам);
- специальные (адресованы определенной группе субъектов).
2) особые акты –форма установления временных правил в сфере государственного управления.
Признаки особых актов:
1.направленность индивидуально-неопределенным субъектам;
2. направленность конкретной ситуации;
3. кратковременность действия и однократность применения;
4. регулирование будущих отношений.
(Например, Постановление Правительства о переносе выходных дней).
Виды особых актов:
- регулятивные (содержат временные права и обязанности);
- охранительные (содержат временные запреты).
Применение норм права выражается в принятии индивидуальных актов и осуществлении юридически-значимых действий.
3) индивидуальные акты –формаразрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления.
Признаки индивидуальных актов:
1. направленность конкретному субъекту;
2. однократность применения;
3. регулирование возникших отношений.
Виды индивидуальных актов:
- оперативно-исполнительные – акты, которые не связаны с нарушением норм права (например, лицензии, приватизация);
- правоохранительные – акты, которые издаются по поводу нарушения норм права или связаны с восстановлением нарушенного права.
4) юридически-значимые действия– форма применения права, осуществляемая специально уполномоченным органом в отношении неподчиненных субъектов с целью охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки юридически-значимых действий:
1. применяются специально уполномоченным органом;
2. применяются во внешних отношениях;
3. применяются к конкретным субъектам;
4. чаще носят принудительный характер;
5. акт в установленной форме не составляется.
Виды юридически-значимых действий:
- индивидуальные – осуществляемые в отношении индивидуальных субъектов (проверка документов сотрудником милиции);
- коллективные - осуществляемые в отношении коллективных субъектов (проверка предприятия пожарным инспектором).
Требования, предъявляемые к актам государственного управления.
I. Общие требования законности:
1. акт должен издаваться полномочным органом в пределах его компетенции;
2. акт должен издаваться в интересах граждан и государства;
3. акт должен издаваться в соответствии с законом;
4. акт должен издаваться в форме и порядке, установленными законом.
II. Специальные требования, предъявляемые к определенной группе актов:
1. срок издания (например, решения по жалобе);
2. акт издается при согласовании с другим органом;
3. акт издается с последующим утверждением вышестоящим органом;
4. акт издается при наличии разрешения другого органа.
III. Организационно-технические требования:
1. определяются исполнители, сроки, задачи;
2. учитывается необходимость и целесообразность самого акта;
3. проверка соответствия законодательству;
4. согласование с другими заинтересованными органами.