Социальное управление и его виды.
Социальное управление –это:
- управление в сфере человеческой деятельности;
- управление общественными отношениями и процессами в обществе;
- управление поведением людей.
Основной признак социального управления – властность управления, т.е. наделение субъекта управления полномочиями на реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, понятие социальное управление неотделимо от таких понятий, как власть и авторитет.
Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов:
- власть и авторитет субъекта управления;
- добровольное исполнение объектом социальных норм.
Социальное управление –общественное отношение между субъектом и объектом управления, обусловленное властным организующим воздействием субъекта управления на поведение людей.
Характерные черты социального управления:
1) Социальное управление возникает в связи с потребностью регулирования деятельности людей и установления стандартов их поведения;
2) Социальное управление направлено на достижение задач управления;
3) Социальное управление использует имеющиеся властные полномочия и функции;
4) Социальное управление осуществляется на началах подчиненности воле субъекта управления.
Виды социального управления:
- государственное управление – воздействие органов государственной власти с целью осуществления государственных функций по упорядочению общественных отношений (например, принятие закона, решение суда);
- муниципальное управление – воздействие муниципальных органов с целью осуществления местного самоуправления (например, управление муниципальным имуществом);
- коммерческое управление осуществляется в организациях, целью которых является получение прибыли (например, управление производством с целью реализация продукции);
- общественное управление осуществляется в некоммерческих организациях (например, управление политической партией с целью достижения власти).
Содержание понятия «государственное управление».
Государственное управление – властное воздействие государства на общество.
Признаки государственного управления (в общем виде):
1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;
2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;
3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.
Подходы к пониманию государственного управления:
1) Государственное управление в теоретическом (широком) понимании –регулирующая деятельность органов государственной власти по организующему воздействию общественных отношений.
Субъектами государственного управления в таком понимании являются все государственные органы: Президент РФ, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратура, органы государственной власти субъектов федерации.
Государственное управление в практическом (узком) понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.
В странах, где установлен принцип разделения функций государственной власти, в том числе и в России, государственное управление понимается исключительно в узком смысле.
Государство выполняет следующие основные функции: законотворчество, государственное управление, правосудие, надзор за законностью.
Таким образом, государственное управление– этогосударственная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием, ни с прокурорским надзором.
Следовательно, субъектами государственного управления в РФ являются:
1. Президент РФ;
2. федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства и ведомства);
3. органы исполнительной власти субъектов федерации (Глава субъекта федерации, региональные правительства, администрации, министерства);
4. иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти, но осуществляющие функции в сфере государственного управления и государственной службы (в частности, муниципальные органы при осуществлении отдельных государственных полномочий);
Объекты государственного управлениямогут быть индивидуальные и коллективные.
- индивидуальные объекты:
· граждане РФ;
· иностранные граждане;
· лица без гражданства;
· лица, имеющие второе гражданство;
· должностные лица.
2. коллективные объекты:
· органы государственного управления;
· муниципальные органы;
· предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;
· политические партии;
· религиозные объединения;
· общественные объединения и др.
Государственное управление является целенаправленным.
Цели государственного управления:
1) эффективность государственного управления;
2) обеспечение должностной организации государственного управления;
3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;
4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.
С учетом изложенного, можно выделить признаки государственного управления в практическом, т.е. узком понимании.