Социальное управление и его виды.

Социальное управление –это:

- управление в сфере человеческой деятельности;

- управление общественными отношениями и процессами в обществе;

- управление поведением людей.

Основной признак социального управления – властность управления, т.е. наделение субъекта управления полномочиями на реализацию возложенных на него функций.

Таким образом, понятие социальное управление неотделимо от таких понятий, как власть и авторитет.

Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов:

  1. власть и авторитет субъекта управления;
  2. добровольное исполнение объектом социальных норм.

Социальное управление –общественное отношение между субъектом и объектом управления, обусловленное властным организующим воздействием субъекта управления на поведение людей.

Характерные черты социального управления:

1) Социальное управление возникает в связи с потребностью регулирования деятельности людей и установления стандартов их поведения;

2) Социальное управление направлено на достижение задач управления;

3) Социальное управление использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) Социальное управление осуществляется на началах подчиненности воле субъекта управления.

Виды социального управления:

  1. государственное управление – воздействие органов государственной власти с целью осуществления государственных функций по упорядочению общественных отношений (например, принятие закона, решение суда);
  2. муниципальное управление – воздействие муниципальных органов с целью осуществления местного самоуправления (например, управление муниципальным имуществом);
  3. коммерческое управление осуществляется в организациях, целью которых является получение прибыли (например, управление производством с целью реализация продукции);
  4. общественное управление осуществляется в некоммерческих организациях (например, управление политической партией с целью достижения власти).

Содержание понятия «государственное управление».

Государственное управление – властное воздействие государства на общество.

Признаки государственного управления (в общем виде):

1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;

2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Подходы к пониманию государственного управления:

1) Государственное управление в теоретическом (широком) понимании –регулирующая деятельность органов государственной власти по организующему воздействию общественных отношений.

Субъектами государственного управления в таком понимании являются все государственные органы: Президент РФ, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратура, органы государственной власти субъектов федерации.

Государственное управление в практическом (узком) понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.

В странах, где установлен принцип разделения функций государственной власти, в том числе и в России, государственное управление понимается исключительно в узком смысле.

Государство выполняет следующие основные функции: законотворчество, государственное управление, правосудие, надзор за законностью.

Таким образом, государственное управление– этогосударственная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием, ни с прокурорским надзором.

Следовательно, субъектами государственного управления в РФ являются:

1. Президент РФ;

2. федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства и ведомства);

3. органы исполнительной власти субъектов федерации (Глава субъекта федерации, региональные правительства, администрации, министерства);

4. иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти, но осуществляющие функции в сфере государственного управления и государственной службы (в частности, муниципальные органы при осуществлении отдельных государственных полномочий);

Объекты государственного управлениямогут быть индивидуальные и коллективные.



  1. индивидуальные объекты:

· граждане РФ;

· иностранные граждане;

· лица без гражданства;

· лица, имеющие второе гражданство;

· должностные лица.

2. коллективные объекты:

· органы государственного управления;

· муниципальные органы;

· предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;

· политические партии;

· религиозные объединения;

· общественные объединения и др.

Государственное управление является целенаправленным.

Цели государственного управления:

1) эффективность государственного управления;

2) обеспечение должностной организации государственного управления;

3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;

4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.

С учетом изложенного, можно выделить признаки государственного управления в практическом, т.е. узком понимании.

Наши рекомендации