Кафедра конституционного и административного права
Имени Н.И.Лобачевского
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
И.Д.Фиалковская
«СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Учебно-методическое пособие
Нижний Новгород
Год
Программа дисциплины
«Система государственного и муниципального управления»
Часть 1. Система государственного управления
Тема 1. Понятие государственного управления
¨ Понятие и основные категории управления.
¨ Социальное управление и его виды.
¨ Содержание понятия «государственное управление», подходы к определению понятия «государственное управление» (основные научные школы).
¨ Государственное управление и исполнительная власть.
¨ Признаки государственного управления.
¨ Цели государственного управления. Формирование государственной политики и ее реализация.
Тема 2. Теоретические категории государственного управления
¨ Предмет теории государственного управления.
¨ Метод государственного управления.
¨ Система теории государственного управления.
¨ Понятие, особенности и виды правовых норм, регулирующих государственное управление, их структура и реализация.
¨ Правовые отношения в государственном управлении: понятие, основные черты и виды.
Тема 3. Понятие и виды субъектов государственного управления.
¨ Понятие субъектов государственного управления, их система.
¨ Федеральные и региональные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений.
¨ Особенности полномочий Президента РФ как субъекта государственного управления.
¨ Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления. Классификация органов исполнительной власти.
¨ Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур.
¨ Федеральные органы исполнительной власти как субъекты государственного управления.
¨ Органы исполнительной власти субъектов РФ, особенности их полномочий в сфере государственного управления.
¨ Понятие и виды органов местного самоуправления. Особенности правового статуса органов местного самоуправления как субъектов государственного управления.
Тема 4. Правовой статус физических и юридических лиц в сфере государственного
Управления.
¨ Физические лица как объекты государственного управления.
¨ Граждане Российской Федерации и их правовой статус в сфере государственного управления.
¨ Гарантии прав граждан в сфере государственного управления.
¨ Особенности правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, имеющих второе гражданство в сфере государственного управления.
¨ Правовой статус коллективных субъектов государственного управления (организаций, учреждений, предприятий, политических партий, религиозных объединений и т.д.).
Тема 5. Формы государственного управления.
¨ Понятие и классификация форм государственного управления.
¨ Правовые и неправовые формы государственного управления.
¨ Понятие и признаки актов государственного управления (административно-правовых актов).
¨ Классификация административно-правовых актов.
¨ Отличие административно-правовых актов от других правовых актов.
¨ Требования, предъявляемые к административно-правовым актам.
¨ Действие административно-правовых актов.
Тема 6. Методы государственного управления.
¨ Понятие и особенности методов государственного управления.
¨ Виды методов государственного управления.
¨ Убеждение как метод государственного управления.
¨ Поощрение в системе государственного управления.
¨ Понятие принуждения в сфере государственного управления, его виды
¨ Дисциплинарное и материальное принуждение в государственном управлении.
¨ Понятие, признаки и виды административного принуждения в России.
¨ Регулирование как метод государственного управления.
Тема 9. Юридическая ответственность в сфере государственного
Управления.
¨ Понятие административной ответственности, ее основные черты.
¨ Основание административной ответственности.
¨ Виды административных наказаний.
¨ Особенности административной ответственности должностных лиц.
¨ Дисциплинарная ответственность по административному праву, ее субъекты.
¨ Основание дисциплинарной ответственности государственных служащих. Виды дисциплинарных взысканий.
¨ Материальная ответственность по административному праву, ее субъекты.
Муниципальная служба.
¨ Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления.
¨ Организация работы органов местного самоуправления.
¨ Кадровое обеспечение в системе муниципального управления.
¨ Приоритетные направления кадровой политики в муниципальном образовании.
¨ Понятие и правовое регулирование муниципальной службы.
¨ Должности в системе муниципальной службы.
¨ Правовой статус муниципального служащего.
¨ Прохождение муниципальной службы. Персональные данные муниципального служащего.
Муниципального управления.
¨ Понятие и виды юридической ответственности.
¨ Особенности юридической ответственности в муниципальном управлении.
¨ Особенности уголовной и административной ответственности в муниципальном управлении.
¨ Понятие и виды муниципально-правовой ответственности перед государством. Субъекты муниципально-правовой ответственности перед государством.
¨ Понятие и виды муниципально-правовой ответственности перед населением.
¨ Понятие и виды юридической ответственности перед муниципальным образованием.
¨ Ответственность органов и должностных лиц муниципального управления перед физическими и юридическими лицами.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2007. – 728 с.
Административное право России: курс лекций/ К.С. Бельский и др.; под ред. Н.Ю. Хаманееевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. А.Н.Козырина, М.А. Штатина. – М.: Спарк, 2003. –464 с.
Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2001.
Административное право России: конспект лекций / Л.В. Труханович. – М.: Приор, 2007. – 128 с.
Административное право: Учебник для вузов / под ред. Г.В. Атаманчук. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 391 с.
Алёхин, А.П. Административное право России. Основные понятия и институты / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий / под ред. А.П. Алёхина. – М.: ИКД Зерцало-М, 2005. –352 с.
Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с.
Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учебное пособие / Г.В. Атаманчук. – М.: Экономика, 2000. – 302 с.
Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах. – М.: Инфра-М, 2005. – 640 с.
Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс / Под ред. А.В. Куракина. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004.
Васильев А.А. Муниципальное управление. - Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2005.
Выдрин, И.В. Муниципальное право России право: учебник для вузов / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. – М.: Норма, 2004. – 320 с.
Габричидзе, Б.Н. Административное право / Б.Н. Габричидзе. – М.: Проспект, 2004.– 480с.
Габричидзе, Б.Н. Служебное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004. – 620 с.
Глазунова, Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 551 с.
Государственное и муниципальное управление: Справочник / под ред. Н.И. Глазуновой. – М.: изд-во Магистр, 1997. – 496 с.
Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб, Бизнес-центр, 2002.
Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального управления / Т.В. Грицюк. – М.: РДЛ, 2004. – 592 с.
Кнорринг, В.И. Искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг.– М.:БЕК, 1997. – 264 с.
Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.3003. № 131-ФЗ: изд. 2-е, доп. / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2006. –704 с.
Королев, С.В. Теория муниципального управления / С.В. Королев. – М.: ВИНИТИ, 1999. – 144 с.
Купряшин Г.Л. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 512 с.
Муниципальное право РФ / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Феникс, 2007. – 686 с.
Муниципальное право России: учебник для вузов / под ред. Г.Н. Чеботарева. – М.: Юристъ, 2005. – 362 с.
Макарейко, Н.В. Административное принуждение в России: учебное пособие / Н.В. Макарейко, М.В. Никифоров, И.А. Скляров / под ред. И.А. Склярова. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2002.
Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Изд. Воронежский гос. университет. 2007.- 848 с.
Постовой, Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика / Н.В. Постовой. – М.: Юриспруденция, 2005. – 95 с.
Пронкин, С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 416 с.
Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – Спб.: Питер, 2007. – 368 с.
Система, структура и правовое положение федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / Сборник нормативных правовых актов / состав. И.А. Скляров, Т.К. Зарубицкая. – Нижний Новгород: изд-во Нижегородского госуниверситета, 2004. – 605 с.
Старилов, Ю.Н. Административное право: в трех томах / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2001.
Старилов, Ю.Н. Административное право / Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2007. – 800 с.
Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2001. – 625 с.
Уткин, Э.А. Государственное и региональное управление: учебное пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. – М.: ЭКСМОС, 2002. – 320 с.
Цейтлин, Р.С. История государственного и муниципального самоуправления в России: учебное пособие / Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. – М. 2003. – 120 с.
Чиркин, В.С. Государственное управление. Элементарный курс / В.С. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 318 с.
Чиркин, В.Е. Об изучении основ публичного управления / В.Е.Чиркин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 3.
Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. – М.: Проспект, 2008. – 672 с.
Дополнительная литература
Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе // Государство и право. – 2005. – № 3.
Архипова, Т.Г. История государственной службы в России ХVIII – XX вв.: учебное пособие / Т.Г. Архипова, А.С. Сенин, М.Ф. Румянцева. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 230с.
Бахрах, Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в РФ / Д.Н. Бахрах // Государство и право. – 2006. – № 7.
А.А.Божья-Воля. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и российские перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 82-103.
Гончаров, И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов / И.В. Гончаров // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 2.
Гришковец, А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия / А.А. Гришковец // Государство и право. – 2004. – № 1.
Иванов, М.Н. О некоторых аспектах проблемы глобализационного лидерства / М.Н. Иванов // Юридическая мысль. – 2002. – № 1
Каламкарян, Р.А. Правовые средства предупреждения и прессечения коррупции в системе государственной службы / Р.А. Каламкарян, А.В. Куракин // Государство и право. – 2005. – № 4.
Каплунов, А.И. О классификации мер государственного принуждения / А.И. Каплунов // Государство и право. – 2006. – № 3.
Крапивина, Н.С. Искусство и управление общественными процессами / Н.С. Крапивина // Юридическая мысль. – 2001. – № 5.
Комментарий к ФЗ «О гражданстве Российской федерации» (постатейный) / Изд. 3-е, перераб., доп. / под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Юстицинформ, 2006. – 208 с.
Куракин, А.В. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность / А.В. Куракин // Российская юстиция. – 2002. – № 7.
Лазарев, Б.М. Формы государственного управления / Б.М. Лазарев. – М.,1983.
Мещеряков, А.Н. Конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления / А.Н. Мещеряков // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 5.
Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление.- М:Кнорус. 2008.
Проблемы совершенствования государственного управления / Б.М. Лазарев, М.И. Пискотин, Н.Г. Старовойтов. – М.: Изд-во ИГиП АН СССР,1987. – 170 с.
Пчелинцев С.В., Пчелинцев С.С. Некоторые вопросы этического регулирования в государственном управлении: нидерландский опыт обеспечения «добропорядочности» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 1. С. 48-59.
Пятков, Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений / Д.В. Пятков // Государство и право. – 2004. – № 8.
Российское полицейское (административное) право: Конец XIX – начало XX века: хрестоматия. / Состав. Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.
Старилов, Ю.Н. Административно-процессуальная деятельность в РФ / Ю.Н. Старилов, И.В. Панова // Государство и право. – 2004. – № 2.
Толкачев, В.В.. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права / В.В. Толкачев // Государство и право – 2006. – № 7.
Фиалковская И.Д. Принципы административной юрисдикции в аспекте обеспечения прав человека. // Нижегородский юрист. 2001. № 6.
Фиалковская И.Д. Проблемы производства по делам об административных правонарушениях: новое законодательство. // Сб. научных трудов. Н.Новгород. 2002.
Фиалковская И.Д. Перспективы развития административной юстиции в России.// Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы модернизации российского общества. // Н.Новгород, 2006.
Фиалковская И.Д.Тоненкова О.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами: сравнительно-правовой анализ. //Арбитражный и гражданский процесс. 2007, № 11.
Фиалковская И.Д., Тоненкова О.А. Судебный контроль в сфере исполнительной власти: понятие, признаки, место в системе административного права.// Вестник ННГУ, Н.Новгород, 2008, №3.
Хайнрих К.Д. Признание ошибочное или соответствующее достижениям? Использование системы премиальных вознаграждений за достижения в сфере государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 72-104.
Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы / В.В. Щукин // Российский следователь. – 2005. – № 6.
Ярцев А.А. Земское самоуправление и местные органы административной юстиции в 1890 – 1904гг., их потенциал. // Государство и право. 2004. №10.
«СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Содержание понятия «государственное управление».
Государственное управление – властное воздействие государства на общество.
Признаки государственного управления (в общем виде):
1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;
2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;
3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.
Подходы к пониманию государственного управления:
1) Государственное управление в теоретическом (широком) понимании –регулирующая деятельность органов государственной власти по организующему воздействию общественных отношений.
Субъектами государственного управления в таком понимании являются все государственные органы: Президент РФ, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратура, органы государственной власти субъектов федерации.
Государственное управление в практическом (узком) понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.
В странах, где установлен принцип разделения функций государственной власти, в том числе и в России, государственное управление понимается исключительно в узком смысле.
Государство выполняет следующие основные функции: законотворчество, государственное управление, правосудие, надзор за законностью.
Таким образом, государственное управление– этогосударственная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием, ни с прокурорским надзором.
Следовательно, субъектами государственного управления в РФ являются:
1. Президент РФ;
2. федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства и ведомства);
3. органы исполнительной власти субъектов федерации (Глава субъекта федерации, региональные правительства, администрации, министерства);
4. иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти, но осуществляющие функции в сфере государственного управления и государственной службы (в частности, муниципальные органы при осуществлении отдельных государственных полномочий);
Объекты государственного управлениямогут быть индивидуальные и коллективные.
- индивидуальные объекты:
· граждане РФ;
· иностранные граждане;
· лица без гражданства;
· лица, имеющие второе гражданство;
· должностные лица.
2. коллективные объекты:
· органы государственного управления;
· муниципальные органы;
· предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;
· политические партии;
· религиозные объединения;
· общественные объединения и др.
Государственное управление является целенаправленным.
Цели государственного управления:
1) эффективность государственного управления;
2) обеспечение должностной организации государственного управления;
3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;
4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.
С учетом изложенного, можно выделить признаки государственного управления в практическом, т.е. узком понимании.
Структура правовой нормы.
Гипотеза – условия, при которых применяется норма.
Диспозиция – правило поведения.
Санкция – мера государственного воздействия за неисполнение правил.
Как правило, в одной норме редко присутствуют и гипотеза, и диспозиция, и санкция одновременно, чаще всего гипотеза и диспозиция или гипотеза и санкция.
Требования, предъявляемые к актам государственного управления.
I. Общие требования законности:
1. акт должен издаваться полномочным органом в пределах его компетенции;
2. акт должен издаваться в интересах граждан и государства;
3. акт должен издаваться в соответствии с законом;
4. акт должен издаваться в форме и порядке, установленными законом.
II. Специальные требования, предъявляемые к определенной группе актов:
1. срок издания (например, решения по жалобе);
2. акт издается при согласовании с другим органом;
3. акт издается с последующим утверждением вышестоящим органом;
4. акт издается при наличии разрешения другого органа.
III. Организационно-технические требования:
1. определяются исполнители, сроки, задачи;
2. учитывается необходимость и целесообразность самого акта;
3. проверка соответствия законодательству;
4. согласование с другими заинтересованными органами.
IV. Общественный контроль.
Общественный контроль – это одна из форм демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений, их права участвовать в управлении делами государства.
Граждане и общественные объединения наблюдают за действиями органов управления (государственных и местных) и вправе реагировать на обнаруженные нарушения законности.
Признаки общественного контроля:
1. осуществляется гражданами и их объединениями (религиозные объединения, политические партии);
2. объектом контроля является деятельность субъектов государственного управления;
3. они не имеют властных полномочий (в отличие от предыдущих форм контроля и надзора);
4. применяются меры общественного воздействия (например, сообщение о нарушениях в СМИ);
5. имеет профилактическую направленность;
6. осуществляется с целью восстановления нарушенного права;
7. осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности в сфере государственного управления.
Требования, предъявляемые к государственным служащим
Требования – своеобразный «моральный кодекс» государственного служащего:
1. исполнять обязанности на высоком профессиональном уровне;
2. исходить из того, что признание прав человека составляет смысл его деятельности;
3. осуществлять деятельность в рамках законодательства;
4. не оказывать предпочтения общественным объединениям (религиозным, политическим);
5. не совершать действий, связанных с влиянием личных интересов;
6. соблюдать нейтральность – политическую, религиозную и др.;
7. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
8. не допускать конфликта интересов и др.
II) Объективная сторона
Основной признак – деяние (действие или бездействие).
Виды деяний:
1) простые – однократные действия (например, превышение скорости) или кратковременное бездействие (например, безбилетный проезд);
2) сложные, которые могут включать несколько действий или растянуты во времени (альтернативные, собирательные, повторные длящиеся).
Факультативные признаки объективной стороны – те признаки, которые играют основную юридическую роль, но не во всех составах правонарушений: время (например, нарушение тишины в ночное время); место (например, появление в нетрезвом виде в общественном месте); другое лицо (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения); средства, орудия, обстановка; размер вреда – является критерием разграничения административной и уголовной ответственности.
III) Субъект –физическое или юридическое лицо, которое совершило правонарушение, Субъекты бывают индивидуальные и коллективные.
Виды индивидуальных субъектов:
1) общий субъект обладает следующими обязательными признаками: достижение возраста 16 лет и вменяемость, т.е. способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
2) специальный субъект - кроме обязательных имеет дополнительные признаки. Для специального субъекта предусмотрена специальная ответственность (например, нарушение иностранным гражданином правил пребывания в РФ; нарушение работодателем условий коллективного договора; превышение скорости – для водителей транспортных средств).
3) особый субъект – для него предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции; профессиональные охотники; беременные женщины; женщины с детьми до 14 лет; инвалиды, владельцы транспортных средств и др.
Виды коллективных субъектов:
1) общий субъект – нарушает общие правила, установленные для всех юридических лиц (например, нарушение правил пожарной, санитарной безопасности, уплаты налогов и др.);
2) специальный субъект – нарушает правила, которые предусмотрены специально для отдельных видов юридических лиц (например, для банков и кредитных учреждений – административная ответственность нарушение правил кредитования).
3) особый субъект – для него предусмотрены особенности административной ответственности после реорганизации юридического лица.
Дисциплинарная и материальная ответственность в государственном управлении.
Дисциплинарная ответственность в государственном управлении.
Дисциплинарная ответственность(по общему правилу) – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работников своих обязанностей перед работодателем.
Основание дисциплинарной ответственности – нарушение дисциплины, т.е. дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Признаки дисциплинарной ответственности:
1) наступает в рамках определенного коллектива,
2) субъектом правоприменения является субъект дисциплинарной власти, а субъект ответственности находится в служебном подчинении;
3) дисциплинарные взыскания налагаются и действуют, пока гражданин находится в этом устойчивом коллективе;
4) большой объем моральных санкций (например, выговор).
Дисциплинарная ответственность в государственном управлении –наложение дисциплинарных взысканий субъектом дисциплинарной власти (руководителем государственного органа) на государственных служащих, совершивших дисциплинарные и иные проступки, и подчиненных по службе.
Основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих является служебный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий зависит от вида государственной службы.
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.
Виды дисциплинарных взысканий:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности (виновный включается в резерв для занятия иной должности на конкурсной основе);
- увольнение по основаниям:
- неоднократное неисполнение обязанностей;
- прогул;
- появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
- хищение по службе;
- разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны;
Выделяют также основания увольнения для руководителей:
- принятие необоснованного решения, повлекшего утрату имущества;
- однократное грубое нарушение обязанностей.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий:
1) Виновный гражданский служащий дает объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.
2) Назначается проведение служебной проверки, учитываются все юридически значимые обстоятельства (степень вины, условия и др.).
3) Виновный гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки (не более чем на 1 месяц - максимальное время проверки) с сохранением денежного содержания в полном объеме.
4) Взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени отсутствия по уважительным причинам (отпуск, болезнь, уход за больным и т.п.).
4) Копия акта вручается виновному под расписку не позднее 5 дней.
5) Гражданский служащий вправе обжаловать акт о назначении наказания в комиссию по служебным спорам или в суд.
Если в течение 1 года с момента применения наказания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.
Руководитель государственного органа вправе досрочно снять дисциплинарное взыскание
- по собственной инициативе;
- по ходатайству непосредственного руководителя виновного;
- по письменному заявлению самого государственного гражданского служащего.
2. Дисциплинарная ответственность правоохранительных служащих (на примере МВД).
Виды дисциплинарных взысканий:
1. замечание;
2. выговор;
3. строгий выговор;
4. предупреждение о неполном служебном соответствии;
5. понижение в должности;
6. понижение в специальном звании на 1 ступень;
7. лишение нагрудного знака;
8. увольнение из органов внутренних дел.
Для учащихся учебных заведений МВД также установлены наряд вне очереди и отчисление из учебного заведения.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий:
1) взыскания объявляются приказами. При этом замечание, выговор и наряд вне очереди может быть объявлен устно;
2) истребуется у виновного письменное объяснение;
3) срок вынесения приказа – 10 суток;
4) наказание приводится в исполнение немедленно, но не позднее 1 месяца со дня вынесения приказа;
5) сведения о проступке заносятся в учетную карточку.
Досрочное снятие взыскания возможно в порядке поощрения.
Дисциплинарное взыскание считается снятым по истечению 1 года с момента наложения (а устное – по истечении 1 месяца), если не было совершено другого дисциплинарного проступка.
Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить, усилить взыскание, которое было наложено нижестоящим начальником.
Сотрудники милиции вправе обжаловать решение в вышестоящий орган (вплоть до МВД) или в особых случаях - в суд.
Особенности:
В органах внутренних дел создаются «суды чести», которые рассматривают дела:
1. о нарушениях служебной дисциплины;
2. о недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей;
3. о совершенных правонарушениях работником милиции;
4. о недостойном поведении в свободное время.
«Суд чести» не рассматривает материалы, по которым назначены дисциплинарные взыскания.
«Суд чести», установив виновность, вправе объявить общественное порицание; возбудить ходатайство о лишении нагрудного знака, понижении в должности, понижении в звании, перемещении по службе, увольнении или отчислении.
«Суд чести» может ограничиться обсуждением.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих.
Основания:
- дисциплинарный проступок – нарушение дисциплины, норм морали и воинской чести, общественного порядка.
Перечень дисциплинарных взысканий зависит от статуса военнослужащего:
- воинское звание;
- вид службы (по призыву или по контракту).
Виды дисциплинарных взысканий:
I. за простые дисциплинарные проступки применяются выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения, сокращение очередного отпуска, назначение наряда вне очереди.
II. за грубые проступки применяются лишение нагрудного знака отличия; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; понижение в воинском звании на 1 ступень; понижение в звании с переводом на низшую должность; досрочное увольнение в запас с военной службы (не применяется к военнослужащим по призыву и к высшим офицерам).
Также применяются следующие меры воздействия:
1. предупреждение;
2. замечание;
3. строгое указание на упущение по службе;
4. напоминание об обязанностях и воинском долге;
5. запрет ношения военной формы для лиц, состоящих в запасе или в отставке и совершившие проступки, порочащие воинскую честь;
6. военнослужащие могут быть отстранены от должности в случаях, не терпящих отлагательств.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий:
1) взыскания объявляются письменно (приказ) и устно (на совещании, перед строем);
2) сроки – не позднее 10 суток с момента обнаружения проступка (например, если военнослужащий был обнаружен в состоянии опьянения, то этот срок начинают отсчитывать с момента отрезвления);
3) запрещается срывание погон и нашивок.
Военнослужащие вправе обжаловать наказание в течение 10 дней с момента наложения взыскания.
Взыскание снимается через 1 год – срок, после которого лицо считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если не было совершено других проступков, а также досрочно в порядке поощрения.
Особенность: у военнослужащих существует товарищеские суды, которые рассматривают дела о поведении военнослужащих на службе, и во внеслужебное время.
Товарищеский суд может объявить:
- общественное порицание;
- возбудить ходатайство о применении соответствующей меры дисциплинарного взыскания.
Местный референдум.
Местный референдум –голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования по вопросам местного значения. Решения, принятые на местном референдуме, являются высшим непосредственным выражением воли населения.
Вопросы, по которым может проводиться референдум:
- планы, программы развития территории муниципального образования;
- формы осуществления местного самоуправления;
- отчуждение, приобретение значимых объектов муниципальной собственности.
Стадии организации и проведения местного референдума.
1. Инициатива.
Инициатива проведения референдума может исходить от:
1. граждан, имеющих право участвовать в референдуме (избирателей), которые регистрируют инициативную группу:
2. избирательных, общественных объединений;
3. совместно представительного органа и главы местной администрации.
Если инициатива выдвинута совместно представительным органом и главой местной администрации, то она должна быть оформлена соответствующими правовыми актами.
2. Назначение.
По первым двум инициативам условием проведения референдума является сбор подписей в поддержку проведения референдума (по федеральному закону – не более 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования). Подписи поступают в представительный орган, который обязан назначить референдум в 30-тидневный срок. Если референдум не назначен вовремя, то он назначается судом на основании обращения граждан.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения закона при выдвижении инициативы.
3. Голосование.
В референдуме участвуют граждане, обладающие избирательным правом и зарегистрированные по месту жительства в пределах территории муниципального образования.
Территории делятся на участки (не более 3000 избирателей на каждом), на которых действуют участковые избирательные комиссии.
- Результат.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
Результаты могут быть пр