Основные черты внутренней политики Елизаветы Петровны и Петра III.

После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. согласно ее завещанию Российский престол унаследовал сын Анны Леопольдовны (дочь сестры Анны Иоанновны Екатерины) и Антона Ульриха Брауншвейгского — Иван Антонович Регентом до его совершеннолетия был назначен фаворит Анны Иоанновны Э. И. Бирон.

Непопулярность “брауншвейгской фамилии”, правление временщиков (Бирон, Миних, Остерман) резко контрастировали с ростом популярности дочери Петра 1 Елизаветы Опираясь на антинемецкое настроение в обществе, моральную поддержку иностранных дипломатов (Шетарди, Нолькен), личное расположение своих друзей (А. И. и П. И. Шуваловы, А. Г. Разумовский, М. И. Воронцов и др.), при непосредственном участии симпатизировавших ей гвардейцев Преображенского полка, она без особого труда свершила очередной дворцовый переворот. Оценивая события 25 ноября 1741 г., историк В. Я. Уланов справедливо отметил, что Елизавета была взнесена на трон поднимавшимся национальным движением, являясь знаменем этого движения. Рост общественно сознания, забота о благе и процветании Российского государства придавали силу и уверенность участникам заговора.

1 Переворот, осуществленый по инициативе дворянства, отвечал русским национальным интересам и, по всей видимости, был неизбежен. Как писал Н. И. Костомаров, гвардейцы (и не только они), выражая общее настроение в обществе, говори ли: “Когда низвержен был Бирон, мы думали — немецкому господству приходит конец, а оно и до сих пор продолжается хотя с другими особами”.

Уже после переворота, как отмечал В. Я. Уланов, участники событий (преображенцы) выражались и так: нет знатнее нас, а другие знатны до тех пор, пока мы этого хотим”. Следовательно, гвардия в очередной раз почувствовала себя не только военной опорой престола, но и политической силой, способной вершить судьбу российской власти.

Историки по-разному оценивают правление Елизаветы Петровны (1741—1761). Одни полагают, что ее время отмечено гуманностью и веротерпимостью, усилением роли и влияния русского дворянства в государстве, расцветом мануфактурного производства и торговли, дальнейшим развитием образования. Другие, Напротив, считают, что значительных изменений ни в государстве, ни в обществе не произошло.

Характеризуя государственную деятельность Елизаветы, следует подчеркнуть, что она значительно укрепила социально-экономическое и правовое положение русского дворянства. По существу, она передала ему полицейско-административные функции, принадлежащие ранее (при Петре I) в основном государству.

Елизавета Петровна попыталась восстановить некоторые и государственные учреждения, созданные ее отцом. Она упразднила Кабинет министров, значительно расширила функции Сената, восстановила Берг и Мануфактур-коллегии, Главный и городские магистраты, устранила многих иностранцев из сфер государственного управления и системы образования. Вместе с тем она образовала так называемую Конференцию (в 1756 г.) для решения важных государственных вопросов, вскоре превратившуюся в своеобразный правительственный орган, во многом дублирующий функции Сената. Дочь великого реформатора попыталась выработать и новое законодательство, собран для работы по составлению нового Уложения Народных представителей. Однако это начинание и некоторые другие остались неосуществленными.

Годы правления дочери Петра 1 отмечены ростом патриотизма, расцветом науки и образования, гуманностью и развитием национального сознания. с. м. Соловьев отмечал, что ее правление создало благоприятные условия для дальнейшего развития России, подготовило и воспитало новых государственных деятелей, составивших в будущем славу Екатерины II.

Социальная политика в рассматриваемый период (1725— 1761 гг.), как и прежде, носила крепостнический, продворянский Характер. Свидетельством тому — указы о запрещении крестьянам отправляться на промысел без разрешения помещика (1726 г.), вступать в подряд и брать откупа (1731 г.), заводить суконные фабрики (1734 г.), о прикреплении рабочих к заводам (1736 г.). При Елизавете Петровне по инициативе П. И. Шувалова была предпринята попытка пересмотреть социально-экономическое и правовое положение крестьянства. В частности, он отстаивал необходимость введения свободного крестьянского труда (1753 г.), пытался защищать права крестьянства в торговле. Однако его замыслы не были реализованы. Более того, Елизавета Петровна пошла на дальнейшее унижение крестьян, “избавив их от воинской присяги на верность служения Отечеству и монарху”. Правда, она же несколько облегчила тяжесть рекрутских наборов и отменила смертную казнь.

Дворяне после смерти Петра 1, участвуя в дворцовых переворотах, добиваются значительных привилегий и превращаются постепенно из служилого сословия в своеобразный помещичье-предпринимательский класс. С 1727г. дворянству было разрешено заниматься торговлей и создавать мануфактуры. В 1730 г. Анной Иоанновной был упразднен петровский указ о единонаследии в той его части, которая касалась права дворян распоряжаться своими имениями. В 1731 г. исходя из требований дворянства был учрежден Шляхетский кадетский корпус для дворян, обучение в котором давало им право миновать солдатскую службу и получить офицерское звание. Срок службы (опять же по требованию дворянства) был сокращен им до 25 лет (указ 1736 г. и разъяснение 1740 г.).

Елизавета Петровна, исходя из государственных интересов и пожеланий родовитой аристократии, указами (1746, 175-4, 1758 гг.) предоставила право только потомственным дворянам покупать земли с крестьянами. Она же подтвердила право дворянства заводить мануфактуры, заниматься предпринимательством и торговлей. С целью оказания финансовой помощи дворянам для них был открыт заемный дворянский банк (1754 г.). Одновременно расширялись права дворян по отношению к провинившимся крестьянам, которых отныне можно было ссылать в Сибирь.

Нельзя вместе с тем не отметить и то, что Елизавета Петровна нанесла сильный удар по “Табели о рангах”, лишив многих прав “личных дворян”, сделавших карьеру при Петре 1 благодаря своим заслугам “в служении Отечеству”. Указы 1756, 1760 гг. гласили: произведенные по статской службе в обер-офицеры, не могут считаться в дворянстве и не могут иметь за собой деревень”. Не обладая твердой волей и отцовским характером, Елизавета не смогла отстоять “наследников” Петра и пошла на определенные уступки родовитой знати. Тем самым был возведен некий социальный барьер между представителями рядового дворянства и столбовой потомственной аристократией.

Социальная политика преемников Петра 1, по оценке С. Ф. Платонова, привела к нарушению равновесия прав и обязанностей прежде всего между дворянством и крестьянством, которое до некоторой степени было установлено великим преобразователем.

Петр III — сын дочери Петра I Анны, которая была замужем за голштинским герцогом Карлом Фридрихом, был привезен в Россию в 1742 г. как наследник Елизаветы.

Личность и деяния Петра III вызвали в историографии диаметрально противоположные оценки: от традиционно негативных до весьма высоких (А. С. Мыльников). Последние имеют определенные основания. действительно, многое из того, что было воплощено в жизнь при Екатерине II, начиналось в короткое царствование голштейн-готторпского принца. Важнейшее мероприятие — издание знаменитого Манифеста о вольности дворянской (1762). Было удовлетворено давнее чаяние дворянства: дана возможность выбора — служить или не служить. Многие дворяне воспользовались этой возможностью и сосредоточились на хозяйственной деятельности, отправились в свои имения.

Петр III ликвидировал зловещую Тайную канцелярию. Это, конечно, не означало прекращения репрессивной политики, но уничтожение органа власти, который стал своего рода символом жестокости правительства, произвело значительный резонанс.

Внимание императора привлек и все более обострявшийся Крестьянский вопрос. Правда, меры его в этой сфере носили текущий, конкретный характер. Гораздо более смело он действовал в области другого “больного” вопроса: религиозного. Рядом указов Петр III попытался урегулировать положение старообрядцев, подвергавшихся преследованиям со стороны официальной Церкви и государственной власти, а также оградить от преследований бежавших в Сибирь и за границу. Издаются указы о прекращении розыска старообрядцев и о защите старообрядцев от местного духовенства. В этих указах можно видеть определенные попытки привить русскому обществу свободу совести. Более того, Петр постарался подвести под эту свою деятельность и экономическую основу: ликвидировать (секуляризация) церковно-монастырские земли и передать управление ими из ведения Синода в руки государственной власти. Правда, претворить в жизнь эту меру ему не удалось.

Все эти мероприятия в области внутренней политики, которые в определенной степени облегчали положение некоторых категорий населения России, преломившись к тому же в народной ментальности, позволяют, по мысли А. С. Мыльникова, понять популярность имени этого царя в народе в последующие десятилетия, причем не только в России, но и на Балканах.

Весьма противоречивой была и внешняя политика Петра III: он заключает мир с Фридрихом II, который был весьма выгоден последнему. данное обстоятельство часто ставили в вину российскому царю, но надо учесть, что Россия устала от тяжелой, во многом бессмысленной войны. Одновременно российское правительство выступило с необычной инициативой: представителям иностранных держав была вручена декларация об установлении в Европе всеобщего мира.

Наиболее негативно оценивалось современниками (как, впрочем, и историками) желание царя руками русских солдат свести счеты с Данией традиционной союзницей России, но “наследственным врагом” Петра (Дания отняла у голштейнготторпских правителей землю Шлезвиг).

В целом, внешнеполитический курс не принес Петру популярности среди российской знати и правящей бюрократии. Не способствовало росту популярности и то, что он стал изменять состав гвардии за счет офицеров-голштинцев.

душой нового дворцового переворота стала жена Петра III Екатерина Алексеевна. В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина была привезена из Петергофа. где она находилась летом, в Петербург. В тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил низложенным Петра III. Последний был заключен в небольшом имении Ропша, под Ораниенбаумом, и вскоре убит.


Наши рекомендации