Церковь и государство в XV - XVII вв.
В период формирования русского гос-ва церковь поддерживала князей, тк была заинтересована в укреплении гос-ва, между церковью и гос-вом нет конфликтов.
XV век:
1439 г. Василий II отказался признать союз между католической и православной церквами во главе с папой римским. Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха.
1453 г. Константинополь взят турками - русская церковь полностью независима.
Церковь в материальном положении не зависела от гос-ва, что позволяло ей вести самостоят внутреннюю политику. Первым это заметил Иван III, который и начал попытки секуляризации церковных земель. Хотя ему это не удалось: он перессорился с церковными иерархами и в итоге пошел просить прощения у церковного владыки, т о церковь вступила в противоречие с гос-вом.
Ереси:
- в XV-XVI вв. большая часть иерархов церкви поддержала велико-княжескую власть, т к на Руси появились религиозные ереси и в лице гос-ва они видели того, кто мог бороться с ересями. Ересь – форма классовой борьбы против церковного феодализма.
- ересь стригольников: на голове выстригался крест, полагая, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.
- ересь жидовствующих (Новгород), к-ые отрицали власть священника и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имели права владеть землей и крестьянами. Среди церковников не было единства в этом вопросе, развилась внутрицерковная борьба. Одна часть отстаивала право владеть землей и крестьянами (иосифляне). Другие возражали против накопления богатств и земельных владений церквами (нестяжателями).
XVI век + Стоглавый собор (1551 г.) :
- власть церкви снижалась. Иван Грозный в 1550 году приступил к реформам, намеченным Избранной Радой и являющимися попыткой ограничения церковного землевладения. В январе-феврале 1551 года созван Стоглавый Собор по вопросам внутренней организации церкви, церковн. ритуала; роли церкви в культуре (образовании, воспитании и тп), церковного землевладения.
Результаты Собора:Собор отказал царю в передаче части церк. земель гос-ву, но согласился на то, что в дальнейшем увеличения церк. земель не будет. + Собор утвердил единый пантеон русских святых. +
В мае 1551 г. на основе решений Стоглавого Собора царь принимает законы:
1) все земли, отошедшие церкви в период боярского правления (1533-47гг.), возвращаются гос-ву,
2) церковь не может приобретать земли без согласия царя,
3) запрещается создание новых слобод в городах
4) церковь лишается права полной неуплаты налогов (участвует с сборе полоняничного(?) налога - на выкуп пленных)
XVII век:
Далее церковь играла важную роль и в смутное время, так как оставалась единственной стабилизирующей централизованной силой. Духовенство в середине XVII в. составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и монахи) и белое духовенство (священники).
Церковный раскол, патриарх Никон:
Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви.
По поруч Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу:
устанав единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;
вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;
земные поклоны заменялись поясными и т.д.
-Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум.
- В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов, произошел раскол церкви.
Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Церковный собор 1666 года вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь.
- собор 1667 г подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.
- в 1700 г после смерти патриарха Адриана царь не провел выборы, а лишь назначил исполняющего обязанности («местоблюстителя»), а новая церковная реформа произошла уже в 1721 г в ходе общей реформы управления Петра Великого.