Система государственного управления в московском государстве во второй половине XVI вв.

В течении 15 века складывается система государственного и политического управления русскими землями, которая действовала и в 16 веке, но была изменена реформами Ивана 4.

3 уровня управления:

1. Высшие государственные учреждения : Великий князь и Боярская Дума

2. Центральный уровень: казна и дворец ( приказы на основе Думы, казны и дворца )

3. Местный уровень: волостины, наместники и общинное крестянское самоуправление

На вершине власти находится Великий князь или впоследствие Царь.

1. Великий князь представлял высшую административную власть ( назначение и смещение чиновников), судебную власть, верховный главнокомандующий ( лично или назначал ), представлял государство в международных отношениях; власть не абсолютная, так как ограничена традициями Древней Руси ( принятие решений с совета своего ближайшего окружения ).

Боярская Дума как собрание высшей аристократии упоминается в 1517 году. Рассматривается некоторыми историками как совещательный орган при Великом князе.

Государев двор – особая роль, не государственный институт, а социально-политический и военный институт, объединение феодальной элиты общества, на которое опирался княз ( он же и назначал членов Государева двора )

2. Дворец – хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя

Казна ведала финансами, выступала в качестве рабочего аппарата ( канцелярия )

На основе Боярской Думы, казны и дворца во второй половине 15 века формируются новые органы центрального управления – приказы – ведали одной или несколькими отраслями управления

Высшие и центральные органы управления функционировали на основе принципа местничества.

Местничество – размещение родовой аристократии (феодалов) по социальной лестнице с учетом знатности рода - это порядок назначения на высшие и военные должности с учетом знатности рода и заслуг предков.

3.В административном отношении территория русского государства делилась на уезды, границы которых как правило совпадали с границами княжеств; уезды в свою очередь делились на волости – несколько селений, которые принадлежали одному или нескольким князьям.

Уездами управляли наместники ( назначались Великим князем ), волостями – волостины ( назначались Великим князем из детей боярских )

Функции:

- хозяйственно-административная: контроль за границами земельных владений;

- скрепление всех поземельных сделок и взымание пошлин;

- полицейские функции;

- контроль за правилами торговли;

- судебные функции;

- военно-дипломатические функции ( наместник ) – наместник по указу Великого князя мог вести переговоры с сопредельными государствами, отквечал за военные силы в рамках уезда

Система местного управления функционировала на основе принципа кормлений – система, при которой должностные лица местного управления не получали жалование; аппарат местного управления содержится населением. Структура кормлений состояла из “натурального корма”

На уровне крестьянской общины существовали органы крестьянского самоуправления. Крестьяне избирали старосту, десятского, сотского, которые осуществляли административно-хозяйственные функции ( налоги, обеспечивали порядок + некоторые судебные функции )

Важную роль в развитие государства сыграл Судебник 1497 года – единая структура судебного управления.

Реформы:

Семь направлений реформ:

- начало деятельности Земских соборов – 1549 год (1);

- судебник 1550 года (2);

- попытка ограничения церковных землевладений. Стоглавый собор 1551 года (3);

- завершение формирования системы приказов (4);

- реформа местного управления, отмена кормлений (5);

- военная реформа (6);

- налоговая и финансовая (таможенная) реформа (7);

(1)27 февраля 1549 года по инициативе царя созывается собрание, на котором присутствовали высшие церковные служители, бояре, высшие должностные лица государства. Иван 4 обвинил боярство в терроре, который происходил во время боярского правления -> бояре дали обещание в честной службе царю.

27 февраля происходило также другое собрание, на котором присутствовали служилые люди -> Иван 4 покаялся, просил прощения у народа за свой террор -> первый Земский собор ( собор примирения )

Земский собор – сословно представительное учреждение с законосовещательными функциями, существовавшее в России в 16-17 веках.

Постоянными участниками Земского собора являлись:

- церковные иерархии;

- Боярская Дума;

- выборные представители служилого населения;

- представители купечества (верхнего пасадства)

Существуют 2 версии о том, когда произошел последний Земский собор:

- 1653-1654 – последний Земский собор, на котором присутствовали представители 3 сословий

- 1683-1683 – Земский собор, на котором присутствовали Боярская Дума и духовенство

(2) июнь 1550 – собрание земского собора для принятия статей судебника ( за основу взят судебник 1497 года )

99 статей можно разбить на 3 группы:

- опросы о поместном землевладении ( льготы для поместного землевладения в суде )

- взаимоотношения между крестьянами и землевладельцами (подтверждалось право Юрьего дня, увеличивался размер “пожилого”)

- система государственного управления

8 статья определяла порядок законодательной деятельности ( которая осуществлялась царем )

Судебник единого русского государства

(3) Иван 4 поставил вопросы к церковной иерархии ( 100 глав ). Эти вопросы можно объединить в 3 группы:

- о внутренней организации и деятельности церкви.

Иван 4 призывает церковь блюсти нравственность и унифицировать порядок церковной службы.

- проблема церковных землевладений ( передача части земли государству, так как земля необходима длч наделения служилых людей )

- идеологическая сторона деятельности церкви ( борьба с пережитками язычества, контроль духовной и культурной жизни страны )

Церковь выступила против передачи земли; по предложению Макария церковь ограничивает дальнейшее увеличение церковного хозяйства => 3 указа царя 11 мая 1551 года:

- церковь лишилась льгот при налогообложении;

- возврат в казну земли, которую церковь получила во время боярского правления;

- новые приобретения земли только с согласия царя

Также церковь должна участвовать в сборе денег на выкуп пленных; единый пантеон русских святых; осуждение язычества, ужесточение церковной цензуры

Значение Собора:

- царь потерпел поражение, но был положен предел увеличению церковного землевладения.

(4) Формирование основных приказов ( посольский, разрядный...)

Недостатки:

- не было регламента приказов (функции, взаимоотношения с другими приказами)

- многоступенчатая система приказов ( общегосударственные – территориальные – местные )

(5) Завершение реформы

1551-1552года – указы, отменяющие систему кормления; функции кормленщиков передавались губным и земским старостам ( наиболее полная реформа в Сибири ); к концу 50-ых реформа затухает, происходит возвращение к кормлениям.

(6)Направления:

- 51год – отмена местнического счета на период военных действий

- создание постоянного стрелецкого войска ( в стрельцы набирались посадские люди; имели льготы – высокая оплата, могли заниматься торговлей ) => увеличилась боеспособность русской армии

- введение в действии “уложения о службе” – связывало 3 принципа военной службы:

величина земельного надела

число ратников с надела

установление денежного оклада на время военной компании ( со 100 четвертей земли выставлялся 1 вооруженный ратник )

- принятие боевого устава

(7)Вводится новая единица налогообложения – поземельная единица – соха ( 500 четвертей с черносошных, 600 с церковных, 700 для помещиков )

Таможенная реформа:

Пошлины, которые платили торговые люди, сводились в одну – рублевую

Эти реформы значительно пополнили казну


Наши рекомендации