Система государственного управления в московском государстве во второй половине XVI вв.
В течении 15 века складывается система государственного и политического управления русскими землями, которая действовала и в 16 веке, но была изменена реформами Ивана 4.
3 уровня управления:
1. Высшие государственные учреждения : Великий князь и Боярская Дума
2. Центральный уровень: казна и дворец ( приказы на основе Думы, казны и дворца )
3. Местный уровень: волостины, наместники и общинное крестянское самоуправление
На вершине власти находится Великий князь или впоследствие Царь.
1. Великий князь представлял высшую административную власть ( назначение и смещение чиновников), судебную власть, верховный главнокомандующий ( лично или назначал ), представлял государство в международных отношениях; власть не абсолютная, так как ограничена традициями Древней Руси ( принятие решений с совета своего ближайшего окружения ).
Боярская Дума как собрание высшей аристократии упоминается в 1517 году. Рассматривается некоторыми историками как совещательный орган при Великом князе.
Государев двор – особая роль, не государственный институт, а социально-политический и военный институт, объединение феодальной элиты общества, на которое опирался княз ( он же и назначал членов Государева двора )
2. Дворец – хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя
Казна ведала финансами, выступала в качестве рабочего аппарата ( канцелярия )
На основе Боярской Думы, казны и дворца во второй половине 15 века формируются новые органы центрального управления – приказы – ведали одной или несколькими отраслями управления
Высшие и центральные органы управления функционировали на основе принципа местничества.
Местничество – размещение родовой аристократии (феодалов) по социальной лестнице с учетом знатности рода - это порядок назначения на высшие и военные должности с учетом знатности рода и заслуг предков.
3.В административном отношении территория русского государства делилась на уезды, границы которых как правило совпадали с границами княжеств; уезды в свою очередь делились на волости – несколько селений, которые принадлежали одному или нескольким князьям.
Уездами управляли наместники ( назначались Великим князем ), волостями – волостины ( назначались Великим князем из детей боярских )
Функции:
- хозяйственно-административная: контроль за границами земельных владений;
- скрепление всех поземельных сделок и взымание пошлин;
- полицейские функции;
- контроль за правилами торговли;
- судебные функции;
- военно-дипломатические функции ( наместник ) – наместник по указу Великого князя мог вести переговоры с сопредельными государствами, отквечал за военные силы в рамках уезда
Система местного управления функционировала на основе принципа кормлений – система, при которой должностные лица местного управления не получали жалование; аппарат местного управления содержится населением. Структура кормлений состояла из “натурального корма”
На уровне крестьянской общины существовали органы крестьянского самоуправления. Крестьяне избирали старосту, десятского, сотского, которые осуществляли административно-хозяйственные функции ( налоги, обеспечивали порядок + некоторые судебные функции )
Важную роль в развитие государства сыграл Судебник 1497 года – единая структура судебного управления.
Реформы:
Семь направлений реформ:
- начало деятельности Земских соборов – 1549 год (1);
- судебник 1550 года (2);
- попытка ограничения церковных землевладений. Стоглавый собор 1551 года (3);
- завершение формирования системы приказов (4);
- реформа местного управления, отмена кормлений (5);
- военная реформа (6);
- налоговая и финансовая (таможенная) реформа (7);
(1)27 февраля 1549 года по инициативе царя созывается собрание, на котором присутствовали высшие церковные служители, бояре, высшие должностные лица государства. Иван 4 обвинил боярство в терроре, который происходил во время боярского правления -> бояре дали обещание в честной службе царю.
27 февраля происходило также другое собрание, на котором присутствовали служилые люди -> Иван 4 покаялся, просил прощения у народа за свой террор -> первый Земский собор ( собор примирения )
Земский собор – сословно представительное учреждение с законосовещательными функциями, существовавшее в России в 16-17 веках.
Постоянными участниками Земского собора являлись:
- церковные иерархии;
- Боярская Дума;
- выборные представители служилого населения;
- представители купечества (верхнего пасадства)
Существуют 2 версии о том, когда произошел последний Земский собор:
- 1653-1654 – последний Земский собор, на котором присутствовали представители 3 сословий
- 1683-1683 – Земский собор, на котором присутствовали Боярская Дума и духовенство
(2) июнь 1550 – собрание земского собора для принятия статей судебника ( за основу взят судебник 1497 года )
99 статей можно разбить на 3 группы:
- опросы о поместном землевладении ( льготы для поместного землевладения в суде )
- взаимоотношения между крестьянами и землевладельцами (подтверждалось право Юрьего дня, увеличивался размер “пожилого”)
- система государственного управления
8 статья определяла порядок законодательной деятельности ( которая осуществлялась царем )
Судебник единого русского государства
(3) Иван 4 поставил вопросы к церковной иерархии ( 100 глав ). Эти вопросы можно объединить в 3 группы:
- о внутренней организации и деятельности церкви.
Иван 4 призывает церковь блюсти нравственность и унифицировать порядок церковной службы.
- проблема церковных землевладений ( передача части земли государству, так как земля необходима длч наделения служилых людей )
- идеологическая сторона деятельности церкви ( борьба с пережитками язычества, контроль духовной и культурной жизни страны )
Церковь выступила против передачи земли; по предложению Макария церковь ограничивает дальнейшее увеличение церковного хозяйства => 3 указа царя 11 мая 1551 года:
- церковь лишилась льгот при налогообложении;
- возврат в казну земли, которую церковь получила во время боярского правления;
- новые приобретения земли только с согласия царя
Также церковь должна участвовать в сборе денег на выкуп пленных; единый пантеон русских святых; осуждение язычества, ужесточение церковной цензуры
Значение Собора:
- царь потерпел поражение, но был положен предел увеличению церковного землевладения.
(4) Формирование основных приказов ( посольский, разрядный...)
Недостатки:
- не было регламента приказов (функции, взаимоотношения с другими приказами)
- многоступенчатая система приказов ( общегосударственные – территориальные – местные )
(5) Завершение реформы
1551-1552года – указы, отменяющие систему кормления; функции кормленщиков передавались губным и земским старостам ( наиболее полная реформа в Сибири ); к концу 50-ых реформа затухает, происходит возвращение к кормлениям.
(6)Направления:
- 51год – отмена местнического счета на период военных действий
- создание постоянного стрелецкого войска ( в стрельцы набирались посадские люди; имели льготы – высокая оплата, могли заниматься торговлей ) => увеличилась боеспособность русской армии
- введение в действии “уложения о службе” – связывало 3 принципа военной службы:
величина земельного надела
число ратников с надела
установление денежного оклада на время военной компании ( со 100 четвертей земли выставлялся 1 вооруженный ратник )
- принятие боевого устава
(7)Вводится новая единица налогообложения – поземельная единица – соха ( 500 четвертей с черносошных, 600 с церковных, 700 для помещиков )
Таможенная реформа:
Пошлины, которые платили торговые люди, сводились в одну – рублевую
Эти реформы значительно пополнили казну