Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославича и Ярослава Владимировича

1 Владимир Святославович (960-1015)

Годы правления 980-1015

Именно новгородскому кн. Владимиру, незаконному сыну Святослава, удалось победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти отца. Победив Ярополка, Владимир, как когда-то Олег, объединил Новгород и Киев и стал единовластным князем. Вл. Расширил границы своей державы до Балтийского моря, народы, жившие на его берегах, стали платить ему дань. Вместе с воеводой по имени Волчий Хвост он восстановил зависимость от Киева многих Славянских племен, вел удачные войны с поляками и волжскими болгарами. Для обеспечения защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. К этому времени сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были её держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. При Владимире наблюдался рост городов-государств, возникших как центры племен и союзов племен, выполнявшие различные социальные функции: центры ремесла и торговли, политики и обороны, там находились главные религиозные святыни и кладбища.

Поначалу Владимир был ярым приверженцем язычества, устанавливал идолов на киевских холмах, приносил им жертвы, отличался жестокостью и женолюбием. Но тем не менее именно его называют крестителем Руси. Крещение на Руси проводилось с целью укрепить единство суперсоюза. Именно поэтому кн. Владимир обратил взор к христианству - к религии, в которой момент централизации, монотеизма был главенствующим. Первая религиозная реформа: Владимир решил реформировать языческие представления Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Но попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. Вторая религиозная реформа (988-989).В качестве новой государственной религии было принято христианство. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства имело большое международное значение, так как Русь теперь стала равной другим христианским странам, торговые связи с которыми значительно расширились. С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину». Судьба не пощадила Владимира в старости - он умер, готовясь к походу против княжившего в Новгороде родного сына Ярослава, отказавшегося высылать в Киев 2 тысячи гривен, как делали это все новгородские посадники.

2 Ярослав Владимирович “Мудрый”

При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя мечтали породниться лучшие дворы Европы. При Ярославе произошла последняя в русской истории война с Грецией, поводом для которой послужила ссора между греками и русскими купцами. Поход оказался неудачным и через три года был заключен мир. При Ярославе произошли и последние набеги печенегов на Русскую землю. Пользуясь отсутствием князя в Киеве, огромные толпы печенегов напали на город. Ярослав, собрав варягов и новгородцев, наголову разбил врага. В память об этом событии, относящегося к 1037г., Ярослав поставил церковь св. Софии в Киеве на месте самых жестких боёв. Рост силы и авторитета Ярослава впервые позволил ему назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона – русского по происхождению в 1051г. Набожный до суеверия, князь вырыл кости своих дядей Олега и Ярополка, умерших в язычестве, крестил их и перезахоронил. Ярослав заботился и о распространении учения: при нем началась переписка книг, он основал первую на Руси библиотеку и разместил её в Софийском соборе. При нем был заложен и первый монастырь, получивший название Печерского. Кроме того, при нем был заложен первый свод законов – “Русская правда”, разрешавшая кровную месть и определявшую “виры”(штраф) за преступление. Чтобы укрепить сильные границы своего государства, Ярослав построил несколько новых городов: Юрьев (совр. Тарту) на берегу Чудского озера, Ярославль на Волге, несколько городов на юге страны. Киев был обнесен укрепляющей каменной стеной. В 1054г князь умер, оставив единое государство своим многочисленным детям, что и стало основной причиной междоусобиц.


Наши рекомендации