Личность в истории М.М. Сперанский
Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился с взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А. Б. Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.
В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В. Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.
В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.
“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию общественного духа “. В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия “. Сперанский уже в 1811г начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов.
В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.
Активными противниками Сперанского, открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М. Карамзин и родная сестра Александра I , великая княгиня Екатерина Павловна . 29 марта 1812 г. Сперанский без суда был выслан в Нижний Новгород, но в сентябре 1812г., когда к Москве подходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе 1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814г. опальному министру разрешили жить в имении своей дочери в Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода.
Указом Александра I от 30 августа 1816г. Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором. Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.
Новый сибирский генерал-губернатор решил провести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, он решил провести в Сибири реформы.
Умер М. М. Сперанский в феврале 1839г. в возрасте 67 лет.
«Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».
В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненно ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии. Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановка после Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной мере мириться со Сперанским.
Личность в истории Аракчеев
Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834), российский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807). С 1808-10 военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815-25 наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений.
Из небогатой дворянской семьи. С детских лет приучался к строгой дисциплине, упорному труду, бережливости, строгому соблюдению религиозных обрядов. В 1783 принят в Шляхетский артиллерийский и инженерный корпус, где проявил способности к военно-математическим наукам. По окончании его (1787) в чине армейского поручика оставлен там преподавателем арифметики, геометрии и артиллерийского дела. Ведал также корпусной библиотекой. В 1788-90 во время русско-шведской войны обучал рекрутов артиллерийскому делу. В 1790 по рекомендации директора корпуса поступил репетитором в семью президента Военной коллегии Н. И. Салтыкова, не без содействия которого в 1792 принят в гатчинские войска наследника престола великого князя Павла Петровича (будущий император Павел I). В июле 1796 был произведен в чин полковника.
Вхождение в круг «малого двора» стало переломной вехой в жизни Аракчеева. Своей исполнительностью и безмерной личной преданностью он снискал неограниченное доверие Павла и с его воцарением был произведен в генерал-майоры, назначен комендантом Петербурга. Аракчееву была пожалована богатая вотчина в Новгородской губернии — единственный дар, принятый им в течение всей службы. В апреле 1797 Аракчеев был назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка и поставлен во главе свиты императора с определением генерал-квартирмейстером всей русской армии и начальником Главного штаба. В январе 1798 он был также назначен инспектором всей русской артиллерии. Аракчеев немало способствовал укреплению боеспособности и наведению порядка в армии, что в войсках, особенно в гвардейских, сопровождалось насаждением палочной муштры. При дворе он, однако, держался отчужденно и свою карьеру (как позднее и при Александре I) связывал исключительно с покровительством императора. Однако даже ему не удалось избежать опалы. В 1798 Аракчеев был удален от службы, а в 1799 фактически сослан в свое новгородское имение. Павел I, за несколько дней до своей гибели заподозривший заговор, намеревался вернуть Аракчеева в Петербург, что, по мнению некоторых историков, могло бы предотвратить переворот 11 марта 1801, но глава заговорщиков П. А. Пален помешал этому. Только спустя два года после вступления на престол нового императора Александра I Аракчеев был восстановлен в должности инспектора всей артиллерии, с чего началось его новое возвышение.
Летом 1807 он был произведен в генералы от артиллерии, а в декабре того же года ему было велено состоять при императоре с правом объявлять высочайшие указы по артиллерии. В 1808 Аракчеев был назначен министром военно-сухопутных сил с подчинением ему Военно-походной канцелярии императора и фельдъегерского корпуса. Одновременно он становится сенатором.
Аракчеев начал общее переустройство русской армии, но наиболее плодотворными были его преобразования в артиллерии. Сведенная в роты и батареи, артиллерия выделялась в самостоятельный род войск, размер лафетов и калибры орудий уменьшены. Была усовершенствована технология изготовления оружия, боеприпасов, стала более эффективной деятельность арсеналов. Кроме того, был основан Артиллерийский комитет, стал выходить «Артиллерийский журнал».
Выдвижение на передний план политической жизни М. М. Сперанского и подготовка планов государственных реформ за спиной Аракчеева вынудили его подать в отставку. В 1810 он был назначен председателем Военного департамента вновь учрежденного Государственного совета, а его пост Военного министра занял М. Б. Барклай де Толли.
Но осенью 1812 Аракчеев вновь был приближен к императору. Аракчееву было поручено формирование ополчения и артиллерийских полков. В послевоенное время, когда во внутренней политике Александра I усилились охранительно-реакционные тенденции, Аракчеев стал фактически вторым лицом после императора в управлении страной, сосредоточив в своих руках необъятную власть. С 1815 он сумел подчинить себе Государственный совет, Комитет министров, собственную Его Императорского Величества канцелярию. Являясь единственным докладчиком царю по всем текущим вопросам, тем не менее, Аракчеев оставался лишь добросовестным исполнителем воли царя и его самых сокровенных замыслов, будь то создание военных поселений или участие в разработке планов освобождения крестьян. В 1818 Аракчеев составил секретный проект выкупа казной помещичьих имений «по добровольно установленным ценам», чтобы «содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния людей в России». Проект не получил никакого движения, но предвосхитил идеи, реализованные впоследствии реформой 1861 г.
Смерть Александра I оборвала карьеру Аракчеева. 20 декабря 1825 он был освобожден неблаговолившим к нему Николаем I от дел Комитета министров и исключен из состава Государственного совета, а в 1826 отстранен от начальства над военными поселениями. Аракчеев уехал за границу. По возвращении в Россию Аракчеев жил в своем имении Грузино, занимаясь его благоустройством.
Личность в истории Карамзин
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество».
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение».
В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.
Он остается одним из самых спорных, противоречивых деятелей XIX века. Карамзин является автором знаменитых “Писем русского путешественника” и еще более знаменитой “Истории государства Российского”. Не раз высказываясь в пользу республиканского строя, восхищаясь республиканским духом и порядками, он тем не менее считается одним из “отцов” идейного монархизма, убежденным защитником российской монархии. Однако его позиция представляется более сложной. Карамзин был внимательным и вдумчивым очевидцем переломных событий европейской истории, подлинным ученым и политиком.
Республика для Карамзина была более совершенной формой, чем монархия, но и более труднодостижимой. Карамзин считал республиканское устройство идеалом, но и монархическая форма правления, по его мнению, наиболее полно отвечала существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества.
Самодержавие, в понимании Карамзина, было саморазвивающейся системой, причем ее развитие должно идти в сторону уменьшения самовластия царей и установления просвещенной формы правления. Единоличная власть самодержца в таком государстве умерялась и контролировалась твердыми и ясными законами. Отстаивая монархию, Карамзин принимал и сословное устройство общества. Но при этом он требовал, чтобы дворянство “возвышалось” над другими сословиями не столько благородством происхождения, сколько нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу.
Карамзин открывает не просто ряд идеологов монархии, но тех ее сторонников, которые, отстаивая традиционную форму правления, оказывались одновременно и ее критиками.
Историк отводил особую роль императорской власти в России. Он считал, что любые попытки ограничить ее могут привести к бунтам и анархии. Впоследствии эти идеи легли в основу консервативных политических теорий.
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».
В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.