Одновременно начинается новый виток репрессий.
Наиболее известные процессы:
1949 г. – «Ленинградское дело» (Вознесенский, М. Родионов (Председатель Совмина РСФСР), А. Кузнецов (секретарь ЦК Партии) и другие.
1948-52 гг.– дело «еврейского антифашистского комитета (Михоэлс и другие); борьба с космополитизмом; резко выраженная антисемистская политика.
1952 г. – «дело врачей» (прекращено со смертью Сталина).
В это же время резко усиливается нажим на представителей культуры (Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 г. → гонениям подверглись М. Зощенко и А.Ахматова).
Опыт государственного строительства в 1945-1953 гг. показал сложность проблемы выхода общества из мобилизационной программы. Структура органов власти и управления изменялась - упразднялись созданные в период войны звенья. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционные органы власти - ГКО и Ставка Верховного Главнокомандования. Прошли перевыборы Советов всех уровней. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946-1948 гг. велась разработка проекта новой Конституции СССР.
В целом, духовная жизнь СССР в 1946-1953 гг. продолжала сохранять характер огосударствленной партийной идеологии и символики, что сопровождалось ее унификацией и стандартизацией. Это был период прямого вторжения тоталитарного государства в развитие науки и культуры. Литература, не укладывавшаяся в идеологические рамки режима, изымалась и уничтожалась. Средства массовой информации и система образования также полностью отражали официальную идеологию и находились под жестким государственным контролем. Подобная система организации общества держалась на 1) масштабной идеологической и политико-воспитательной работе, призванной убедить население в правильности проводимого политического курса, и 2) отлаженной репрессивной машине, которая наказывала виновных и предупреждала их появление в будущем.
5 марта 1953 г. – смерть Сталина.
Общий итог: к началу 1950х гг. вопреки прогнозам западных экспертов экономика разрушенных районов была полностью восстановлена. При этом произошло резкое ужесточение политического режима. Культ личности Сталина достиг апогея.
№49. Отношения СССР с другими странами в период «Холодной войны».
Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим противостоянием ведущих капиталистических держав и Советского Союза, распространившего свое влияние на ряд стран Европы и Азии. Исключительный драматизм этому противостоянию придавало то, что он развивался в ядерную эпоху, в которую вступило человечество в августе 1945 г. По распоряжению президента США тогда были взорваны атомные бомбы над японскими городами Хиросима и Нагасаки. В 1945 году СССР имел дипломатические отношения с 52государствами, заключил мирные договоры со многими бывшими союзниками Германии. В выступлениях бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в американском городе Фултоне (март 1946 г.), в послании конгрессу президента США (февраль 1947 г.) Г. Трумэна, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы две стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма»). Перспективная: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться её ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания»). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей: во-первых, оказать полномасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США; во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США; в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США; в четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; в-пятых, использовать как крайний случай свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния. При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. СССР строил свой внешнеполитический курс, исходя из тезиса о разделе мира на два противоположных лагеря. Впервые этот тезис был сформулирован в сентябре 1947 года в Польше в докладе А. А. Жданова «О международном положении».
СССР стремился как можно быстрее материализовать влияние на освобожденные Советской армией страны, подведя под него соответствующую политическую и экономическую базу. Реализация намеченных бывшими союзниками внешнеполитических курсов, острие которых оказалось направленным друг против друга, за короткий срок до предела осложнила международную обстановку, ввергла мир в состояние «холодной войны», которая, то затихая, то обостряясь, продолжалась около полувека (1946-1991 гг.).
В осложнившихся условиях оказалась невозможной и эффективная работа ООН, созданной в октябре 1945 г. Новая международная организация быстро превратилась в трибуну острой публичной полемики. Не успев начаться, были прекращены выплаты репараций СССР из западных зон оккупации Германии, несмотря на обязательства, принятые союзниками в Потсдаме.
В январе 1947 года госсекретарь США Дж. Маршалл предложил выделить значительные финансовые ресурсы на цели восстановления европейских стран. Министры иностранных дел Англии и Франции, горячо поддержали «план Маршалла», пригласили в Париж В. М. Молотова для его обсуждения. На переговорах В. М. Молотов поставил свои условия, главным из которых было сохранение за советским правительством свободы в расходовании предназначенной ему части средств и в выборе экономической политики. После того как эти условия были отвергнуты, Москва отказалась участвовать в «плане Маршалла» и принудила принять аналогичные решения правительства стран, входивших в её сферу влияния. Помощь по линии «плана Маршалла» ограничилась, таким образом, только Западной Европой. Эти средства позволили за короткий срок возродить разрушенную экономику западных стран и сформировать там современные рыночные структуры, а влияние США в этом ключевом регионе мира существенно укрепилось. В апреле 1949 года в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз США и 11 западных стран. В 1954 году появился блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Пакистан), в 1955 году - блок СЕНТО (США, Великобритания, Турция, Иран, Пакистан).
В отличие от западных стран государства Восточной Европы до середины 1950-х гг. не образовали единого военно-политического союза. Однако это не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран. Именно поэтому социалистический лагерь представлял собой монолитный блок, направленный против стран западной демократии. Государства, не желавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Под давлением СССР (в частности, с помощью образованного в 1947 году Информационного Бюро, координировавшего деятельность в основном компартий восточно-европейских государств) были установлены коммунистические и просоветские режимы в Болгарии (1944 г.), Югославии (1945), Албании (1946), Польше и Румынии (1947), Венгрии и Чехословакии (1948), а также на азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945), в Северной Корее (1948). В 1949 году коммунисты пришли к власти и в Китае. Этим странам оказывалась интенсивная материальная поддержка, в том числе через учрежденный в 1949 годуСовет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
№ 50. Противоречия преобразований 60-х гг. «Оттепель» Н.Хрущева.