Вопрос 47. Особенности политики военного коммунизма.

В течение полугода советская власть кое-как сводила концы с концами. Но затем, летом 1918 года, надвигающиеся бури гражданской войны и экономическая разруха вынудили правительство прибегнуть к более суровым мерам, известным под двусмысленным названием военный коммунизм.

Военный коммунизм означал полный запрет товарно-денежных отношений: запрет торговли, закрытие банков, в том числе центрального, введение системы прямого продуктообмена. Военные порядки сочетались с некоторыми коммунистическими нововведениями (как например бесплатные коммунальные услуги и проезд на транспорте).

Важнейшей частью политики военного коммунизма была продразверстка. Продукты питания были первой необходимостью. Рабочие в городах и на заводах голодали. Продовольственная политика советского государства осуществлялась крайне централизованным путем. Среди народных комиссариатов и ведомств составлявших СНК РСФСР, наибольшими силовыми полномочиями в этой сфере обладал Народный комиссариат продовольствия. Прямые функции Наркомпрода – организация государственных заготовок и распределение продуктов питания. В мае было решено организовать продовольственные отряды, которые должны были ехать в сельскую местность и отбирать зерно у сельской буржуазии - кулаков и хлеботорговцев, которые, как считалось, прячут свои запасы. Декретом от 11 июня 1918 г. в деревне были созданы комитеты деревенской бедноты, общее руководство ими осуществлял Народный комиссариат по продовольствию (Наркомпрод). В круг обязанностей комбедов входили "распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев". Однако продовольственные карательные отряды разорили сельских хозяев, забирая все и вся. Вооруженные столкновения между крестьянами и продотрядами стали обычными явлениями.

В промышленности военный коммунизм, можно сказать, начался с декрета от 28 июня 1918 г., по которому были национализированы все важнейшие отрасли промышленности. Причиной этих действий, по-видимому, отчасти послужила растущая угроза гражданской войны, а частично - намерение опередить стихийный захват фабрик и заводов рабочими без согласования с ВСНХ и без его санкций. Промышленное производство требовало специалистов, а их у новой власти было немного. Из статистических данных, которые показывают катастрофический упадок промышленности в тот период, наиболее, пожалуй, впечатляют цифры сокращения населения в крупных городах. За три послереволюционных года население Москвы сократилось на 44,5%, Петрограда, города с самой высокой концентрацией промышленных предприятий, - на 57,5%. Красная Армия забрала физически здоровых мужчин, массы людей перебирались в сельские местности, где по крайней мере все еще можно было приобрести продукты питания.

Не удавалось решить проблему распределения. Провозглашенная партийной программой задача планирования распределения благ в общегосударственном масштабе была лишь отдаленным идеалом. Принятый в апреле 1918 года декрет, по которому Наркомпрод был уполномочен приобретать товары широкого потребления, чтобы выдавать их в обмен на крестьянское зерно, оставался пустой буквой. Попытки установить нормы питания и твердые цены в городах рухнули из-за недостатка продовольствия и неумелого управления. Если торговля существовала, так лишь на "черном рынке".

Политика военного коммунизма, особенно продразверстка, показала несостоятельность большевистского курса на непосредственное «введение социализма». Для того чтобы продержаться у власти, политическому руководству советской России необходимо было менять приоритеты государственного управления.

Вопрос 48. НЭП в России

Сущность и цели нэпа. На Х съезде РКЛ(б) в марте 1921 г.

В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Итоги внутренней политики начала 20-х годов. Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. Сложность налаживания нормального товарообмена между городом и деревней порождало также неудовлетворительное качество промышленной продукции. Осенью 1923 г. разразился кризис сбыта, затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. к нему добавился кризис цен, когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания (в Амурской области, Грузии и других районах). В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением партийного руководства ускорить уничтожение элементов капитализма административными методами, разрешить все экономические и социальные трудности одним ударом, не вырабатывал механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления Хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых «врагов народа» (нэпманов, кулаков, агрономов, инженеров и других Специалистов). Это служило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.

Внутрипартийная борьба за власть. Экономические и социально-политические трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа,

Вопрос 49. Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. I сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. I съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транс портом и связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами — двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог поменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГГ для борьбы со шпионажем и терроризмом). Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменяемыми остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голо сования при избрании депутатов в Совет. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

Вопрос 51.Влияние тоталитарной системы на культурный, нравственный потенциал об-ва. К концу 30-х гг. в СССР окончательно установился авторитарный, деспотический политический режим. В стране сложился тоталитаризм - такая политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Власть оказывается в руках одной партии, а сама партия - под властью одного лидера. Происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение независимой от государства общественной жизни. Государство становится неправовым. Партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль над экономической сферой, утверждая централизованное руководство экономикой, монополию на информацию. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарного режима характерны применение террора как средства внутренней политики; милитаризация общества и создание обстановки «военного лагеря» или «осажденной крепости».
Тоталитарные режимы сложились в 30-е гг. в нескольких странах Европы: Италии, Германии и других, однако сталинский режим просуществовал дольше их всех. Первым признаком установления тоталитаризма явилось умаление роли Советов, отстранение их от власти, подмена лозунга «Вся власть трудящимся» на лозунг «Власть для трудящихся» через партийно-государственных функционеров. Большинство населения не имело доступа к реальным рычагам власти. Второй его характерной чертой являлась «чрезвычайщина», т.е. совокупность принципов, методов, приемов управления, основанных на массовых репрессиях и внесудебном принуждении. Следующей характерной чертой было выдвижение государственного аппарата на первые роли в структурах власти, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. Назначение и перемещение кадров всего государственного аппарата по воле партийных верхов было стержнем режима, так как именно это обеспечивало личную зависимость назначенных от верхней части управленческой пирамиды. Во многом именно потому, что И.В. Сталин в свое время назначал на места партийных руководителей и они были ему лично обязаны, он победил во внутрипартийной борьбе. Режим постоянно балансировал между бюрократическим аппаратом и трудящимися массами, между чрезвычайными мерами и народным энтузиазмом. При этом цели социализма отделялись от человека. Интересы человека заменялись интересами государства. А государство превращалось в систему ведомств, в которой нет места творчеству, самодеятельности трудящихся. Социальную опору сталинского режима составляли: пропитанная антибуржуазными настроениями часть «старых рабочих»; рабочие, которые хорошо работали, ставили рекорды производительности труда, овладевали новой техникой и соответственно хорошо снабжались - «рабочая аристократия»; сельская беднота; «раскрестьяненные крестьяне» - новоиспеченные рабочие, оторванные от прошлого, лишенные настоящего, живущие только будущим. Недовольство рабочих - неизбежное следствие политики затягивания поясов - партийно-государственное руководство сумело направить в русло спецеедства. Непосильные темпы развития производства вызывали нарушение технологических требований, многочисленные аварии и поломки оборудования. Вина за это была возложена на специалистов. Роль громоотвода сыграли «Шахтинский процесс» в 1928 г. и последующие антиинтеллигентские акции. Организаторы кампании против специалистов эксплуатировали антибуржуазные настроения, присущие рабочим на ранних стадиях индустриализации. Другой формой спекуляции на классовых чувствах рабочих стало провозглашение курса на ускорение «социалистических преобразований». Грандиозность планов, оказывая мощное стимулирующее воздействие на рабочих, увлекала их идеей социалистического строительства. Они готовы были всем пожертвовать, все отдать, они могли работать столько, сколько надо и намного больше, если им говорили, что они то и есть настоящие хозяева страны. Сталин победил, потому что военно-коммунистическая идеология была доступнее и ближе миллионам новобранцев индустриализации, чем идеология товарно-денежных отношений. Как же удалось повернуть сознание людей, извратить нравственные ценности, что тирания представлялась им высшей формой гуманизма!? Для реализации этих целей был монополизирован аппарат пропаганды, не допускалось открытого высказывания альтернативных точек зрения; не давалось возможности сравнить жизнь внутри страны с уровнем остального мира; все успехи приписывались существующей власти, а все неудачи проискам ее внешних и внутренних противников; был создан образ «мудрого вождя», для чего переписали историю; заставили людей повторять официальную ложь, т.е. превратили почти всех граждан в соучастников режима; пропагандировали доносительство и взаимную слежку как долг честного гражданина». Сталин главную политико-мобилизующую роль отводил партии. Вместо аморфной, рыхлой, выросшей в атмосфере острых внутрипартийных дискуссий организации, создается ориентированная на неукоснительное выполнение директив сталинская партия. Ее монолитность поддерживалась при помощи чисток 1929-1930 гг. и 1933 г., проверки и обмена партийных документов 1935-1936 гг., «большого террора» 1937-1938 гг. Они преследовали три главные цели: первую -подавление местнических, вообще любых оппозиционных выступлений, обеспечение власти Центра; вторую - очищение от «разложившихся» функционеров; третью - снятие социальной напряженности путем наказания «стрелочников» - конкретных виновников частных негативных явлений в жизни общества. Почему антигуманные методы, преступления сталинского руководства поддержало большинство партии? Огромную роль в этом, думается, сыграл нравственный релятивизм значительного слоя большевиков, отрицание ими общечеловеческих моральных норм, их абсолютного характера. К тому же сама партия была поражена бюрократизмом. Террор, репрессии, обрушившиеся на общество и партию, деморализовали очень многих. Как партийно-государственному аппарату на протяжении 30-х гг. удавалось поддерживать высокий жизненный тонус, трудовой энтузиазм значительной части людей? Ключевым фактором было чувство хозяина своей страны, на фоне повышения материального благосостояния народа, достижений здравоохранения и образования, пропагандистских кампаний с апелляцией к патриотическим, интернациональным чувствам, классовому сознанию людей. Таким образом, история советского общества 30-х гг. была отмечена высочайшим энтузиазмом масс и преступными деяниями тех, кто этими массами руководил.

Наши рекомендации