Вопрос 45. Белое движение – идеология и практика.
Для Советской России не менее, если не более опасным являлось и "белое дело" — аморфная идеология и политика белогвардейцев в общем потоке российской контрреволюции. Возникнув еще в середине 1917 г. как блок монархистов и кадетов с целью борьбы против революционного движения, белое дело" в годы войны стало самостоятельным политическим движением. Князь Н. М. Львов, русский националист В.В. Шульгин, "легальный марксист" П. Б. Струве и другие политические, и идеологические представители "белого движения" проповедовали "национальную идею" объединения во имя спасения "единой и неделимой" России. Главным лозунгом "белого дела" стало "непредрешение государственного строяРоссии в борьбе с Советской властью". Все проблемы бывшей Российской империи (форма государственного правления, аграрный, рабочий, национальный вопросы) должно было решать Законодательное собрание типа Земского собора По существу, "белое дело" являло собой смесь шовинизма и крайнего национализма, прикрытых слегка политическим покрывалом надклассовости, надпартийности и казенного материализма. Провозглашался примат православной церкви в ущерб другим концессиям. На первоначальном этапе развития "белого дела" в годы Гражданской войны в нем принимали участие все антисоветские силы — от мо-монархистов до эсеров и меньшевиков.
Вопрос 46. Первая волна русской эмиграции.
Одним из тяжелейших последствий революции и гражд.войны явилась эмиграция из России. Первая волна эмиграции формировалась разновременно и сложно. Отъезд из России начался сразу после февральский событий 1917 и продолжался до октября 1917. уезжали представили императорской фамилии и лица, тесно связ.с ней. В первые месяцы после октября 1917 эмиграция носила скорее групповой, чем массовый хар-р. Массовое хар-р имело перемещение из районов, где установилась сов.власть, в местности, находившиеся под властью различных антисов.правительств. поток усилился после падения Верховного правителя рос.гос-ва –Колчака (январь 1920) и осле установления сов.власти на Украине (лето 1920). Глубокий след в истории рос эмиграции оставило событие, которое получило название «философский пароход». В ночь 16-17 авг.1922 в двух столицах и крупных городах были произведены аресты около 200 видных деятелей науки и культуры. Всем давали подписать бумагу, что они должны покинуть тер-ю России на 3 года и о том, что они обязуются выехать в 5-дневный срок за свой счет. Более половины высланных работали в областях, связанных с хоз.деят-ю. они были нужны в практической работе. численность эмигрантов первой волны – более 2 млн.чел. размещение русских эмигрантов за границей менялось в зависимости от полит. обстоятельств в мире, в Европе и в каждой отдел.стране, а также экон.положения эмигрантов. В расселении эмигрантов была особенность: сначала оседали в странах рядом с Россией, т.к. была надежда на скорое крушение власти большевиков и возвращение домой, затем эти надежды исчезли, а трудная эмигрантская жизнь заставлял перебираться все дальше и дальше. Главная задача эмиграции – сохранение и развитие русской культуры и науки ,кот.не могли получить продолжение на родине. Русская культура концентрировалась в то время в Париже, где выходили газеты, издавались журналы, существовали русские лицеи, гимназии, школы и т.д. Здесь надолго сохранился русский быт и культура. Однако существовал определ.антирусский настрой, вызванный потерей капиталовложений в ценные бумаги еще царской России. Прага стала академической научной столицей. Отношение к эмигрантам долгое время было хорошим по причине принадлежности к славянству, именно Россия способствовала появлению независимости Чехословацкой республике. Первая волна русской эмиграции резко отличалось от второй и третьей. Да, это было бегство от насилия, террора и нищеты, но в то же время эмигранты осознавали себя носителями великой русской культуры, создававшейся веками. Заслуга русских эмигрантов после первой волны – в условиях нужды и лишений они сумели сохранить русскую культуру и язык, а также передать это богатство молодому поколению, научили любить свою родину и верить в ее возрождение