Вопрос 7. Особенности становления средневекового общества на территории Руси
Становление средневекового общества на территории Руси происходило долго и поэтапно. У славян хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община – вервь, жизнь в которой организовывалась на принципах прямой демократии. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Все решения принимались коллективно. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения (VI-VIII вв.). смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных связей с близкими и дальними соседями, наконец, этническое объединение севере- и южнорусских племен – все это характерные особенности продвижения славянского общества к образованию государства.
Начиная с XIX века на Руси очень медленно шел процесс классообразования. Крупная частная собственность – вотчина – носила рабовладельческий характер и не играла ведущей роли в экономике.
В Древнерусском государстве господствовал идеал коллективного общественного управления. Князь, стоявший во главе государства, не был государем ни в западном, ни в восточном вариантах. Государство строилось на принципах общественного договора. Князь заключал договор с вече и поэтому был элементом общинной власти. Его призывали для того, чтобы он решал крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой границ государства.
Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством. Господствующий класс был представлен военнослужащей знатью русских князей – дружиной. В X веке появилась форма феодальной земельной собственности – вотчины; часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев.
Наиболее значимым событием этого времени, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны и в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси. Принятие христианства означало для народа Древней Руси освоение огромного исторического и общественно-культурного опыта позднеримского, а затем и византийского мира. Христианство идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для полноправного сотрудничества славян Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Новая христианская религия отвечала интересам укрепляющегося класса феодальных землевладельцев. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. В рамках этого периода истории в стране появляются первые законы.
В первой половине XI в. В княжение Ярослава Мудрого составляется 2 законодательных кодекса – Древнейшая Правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности давшие так называемую краткую редакцию «Русской правды». Древний русский писаный закон прежде всего касался вопросов общественного порядка, защиты жизни и имущества княжеских дружинников, слуг, свободных сельских общинников и горожан. Он регламентировал права. Но в древнем юридическом своде уже просматривались черты развивающегося социального неравенства. Так, холопы были полностью бесправны. Имущество человека в «Русской правде» ценилось значительно дороже самого человека, его личной безопасности и достоинства. Большинство населения составляли лично свободные крестьяне – общинники. Зависимость их от князей ограничивалась выплатой полюдья. В начале XII в. По инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской правды». В нее, помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений.
Также на становление средневекового общества огромное влияние оказало монголо-татарское иго. Из-за него Россия и вместе с тем общество замедлила свое развитие, отстала из-за масштабных разрушений и человеческих потерь.
В регионе, где переплетались взаимные влияния – византийское, западноевропейское; восточное, скандинавское – сформировалась восточнославянская средневековая цивилизация.