Великие реформы» Александра II
60 - 70-е годы XIX века - время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.
Поводом к преобразованиям послужила проигранная Крымская война. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы России. Центральное место в преобразованиях Александра II занимает отмена крепостного права (крестьянская реформа).
Причины отмены крепостного права:
- Крепостное право было безнравственно и осуждалось всеми слоями русского общества.
- Сохранение крепостного права делало невозможным модернизацию страны, преодоление технико-экономической отсталости.
- Труд крепостных крестьян был малопроизводительным и, потому нерентабельным.
- Поскольку зависимые крестьяне были лишены возможности полноценно участвовать в рыночных отношениях, крепостное право обуславливало узость внутреннего рынка и препятствовало развитию капитализма.
- Продолжение крепостнической политики создавало угрозу повторения пугачевщины.
- Наличие крепостного права, очень похожего на рабство, подрывало международный авторитет России.
В январе 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу. В конце 1857 г. издан указ «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» («Рескрипт Назимову») по которому в каждой губернии из числа местных помещиков образовывались губернские редакционные комиссии по разработке проекта отмены крепостного права. В феврале 1858 г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу.
Проекты, составленные в губернских комитетах, в 1859 г. поступили для обобщения в редакционные комиссии, образованные при Главном комитете.
Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Я.И. Ростовцев (председатель комиссии) и, сменивший его на этом посту, Н.А. Милютин.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.
Основные положения крестьянской реформы:
- Крестьяне получали личную свободу (без выкупа).
- Земельный надел крестьяне получали за выкуп. Около 20% суммы выкупа крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму получал в кредит от государства на 49 лет.
- До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, т.е. продолжал нести феодальные повинности: платил оброк («испольщину») и отрабатывал барщину («отработки»).
- Выкупленная земля переходила в собственность крестьянской общины. Право частной собственности на землю было привилегией только дворян-помещиков.
- «Положение» определило минимум земли, который должны оставить себе помещики. В черноземной полосе он составлял 2/3 земли, в нечерноземной –1/2, в степной – 1/3.
- Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки»).
- Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
- Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.
В 1863 г., на тех же условиях, были освобождены удельные (царские) крестьяне.
В 1866 г. получили свободу крестьяне государственные. Они не должны были выкупать свою землю, но были обложены высокими налогами.
Крестьянская реформа стала результатом компромисса между интересами помещиков, крестьян и правительства. Причем интересы помещиков были максимально учтены.
Одним из следствий реформы стало массовое разорение помещичьих хозяйств. Дворяне просто не смогли правильно распорядится выкупными платежами и перестроить свои производства на капиталистический лад.
Обремененность крестьян различными платежами и повинностями, крестьянское малоземелье, аграрная перенаселенность, вызванная сохранением общины, и наличие крупного помещичьего землевладения стали источниками постоянных конфликтов между крестьянами и помещиками (т.н. аграрный вопрос).
Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные все-таки имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. – восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
Земская реформа 1864 г.
Главными причинами земской реформы была необходимость создания эффективной системы местного самоуправления благоустройство русской деревни.. В губерниях и уездах создавались органы местного самоуправления – губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств (депутаты) избирались по куриям. Большая часть депутатов была представителями землевладельческой курии, т.е. земская реформа повысила политическое влияние помещиков (это и было одной из целей реформы), тем не мене, земские органы считались всесословными.
В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений и т.д. Земства были лишены каких-либо политических функций. Запрещались межгубернские объединения земств.
Земская реформа – попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
В 1870 г. была проведена Городская реформа, в соответствии с которой создавались городские Думы – аналог Земских собраний в городе.
Судебная реформа 1864 г.
В ее основе лежали следующие принципы: бессловность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).
В процессе реформы были созданы Мировые суды для крестьян, учреждаемые в уездах. Они рассматривали малозначительные уголовные преступления и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями.
Решения по уголовным делам в окружных судах принимались присяжными заседателями, выносившими вердикт обвиняемому. Они избирались по специальным спискам из лиц разных сословий.
Функции верховного суда получал Сенат.
Судебный процесс становился гласным и состязательным. Это означало, что прокурору (государственному обвинителю) противостоял независимый от администрации адвокат.
В соответствии с судебной реформой создавался институт нотариусов.
Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60 - 70-х годов.