Общества третьего мира Образование наций
Подавляющее большинство обществ третьего мира находится в регионах, переживших колониальное правление — в Азии, Африке и Южной Америке. Единицы продолжают оставаться колониями (например, Гонконг оставался британской колонией до 1997 года, а затем управление им перешло к Китаю). Несколько колоний получили независимость рано, так, например, Гаити стала первой черной автономной республикой в январе 1804 года. Испанские колонии в Южной Америке обрели свободу в 1810, тогда как Бразилия избавилась от португальского правления в 1822 году. В большинстве случаев раннего обретения независимости европейские поселенцы, как правило, играли ведущую роль в отделении от метрополий (исключением было Гаити). Именно так обстояло дело и с образованием Соединенных Штатов.
Некоторые страны, которые никогда не управлялись из Европы, испытали, тем не менее, сильнейшее воздействие колониальных отношений; ярким примером может служить Китай. Силой оружия Китай был принужден заключить с европейскими державами торговые соглашения, согласно которым в руки европейцев перешло управление рядом территорий, включая несколько крупных морских портов. Последней из таких особых территорий является Гонконг.
Большинство наций третьего мира образовывало свои независимые государства лишь после Второй мировой войны, часто в результате кровавой антиколониальной борьбы. Примером может служить Индия, которая вскоре после получения самостоятельности распалась на Индию и Пакистан, ряд других азиатских стран (таких, как Бирма, Малайзия и Сингапур) и множество государств Африки (Кения, Нигерия, Заир, Танзания и Алжир).
До колонизации многие страны третьего мира не были обособленными государствами. Их границы сложились во времена европейского правления, когда колонисты либо объединяли, нередко силой, под единой административной властью множество совершенно разных культур, либо расчленяли единые культуры там, где проходили границы владений двух европейских держав. Хотя значительная колониальная экспансия началась еще в XVI веке, большинство регионов, ставших ныне странами третьего мира, были колонизированы лишь в девятнадцатом столетии. Индия не переходила полностью под британское правление до 1860 года, приблизительно в этот же период британская администрация утвердилась в Малайе, Сингапуре и Бирме.
Африка оставалась для европейцев “темным” и почти не исследованным континентом до середины XIX века. В 1870 и 1880-х годах ведущие европейские державы соперничали друг с другом в захвате различных частей Африки, а действенные колониальные правительственные системы сформировались там несколько позднее. Период колониального правления в некоторых странах был коротким, недостаточным для того, чтобы объединить огромное число разнообразных туземных групп под единым административным началом. Это объясняет, почему сегодня многие государства третьего мира внутренне столь неоднородны и разобщены. К примеру, 485 в 1963 году во время получения Кенией независимости население еще помнило времена до правления белых.
Бедность
За последние годы условия жизни в беднейших регионах развивающихся стран не улучшились, а, напротив, ухудшились. Бедняков немало и в индустриальных странах (см. главу 7, “Стратификация и классовая структура”), но лишь немногие там хронически недоедают или голодают; что касается бедняков стран третьего мира, то их положение именно такое. Подсчитано, что в 1991 году в развивающихся странах в условиях глубокой бедности жило 1200 миллионов человек — почти четверть мирового населения. Примерно половина бедняков приходится на Южную Азию. Около трети сосредоточено в странах Африки, расположенных южнее Сахары, в регионе, к которому термин “развивающиеся страны” фактически неприменим, поскольку за время с 1981 по 1991 год реальный доход на душу населения там снизился на 25%[4].
Крайние формы бедности характерны в основном для сельских районов, хотя миллионы бедняков существуют и в городах. Недостаточное и некачественное питание, отсутствие образования, низкая продолжительность жизни и тяжелые жилищные условия — эти проблемы острее всего стоят в сельской местности. Значительная часть бедняков приходится на районы, где не хватает пахотных земель, производительность сельскохозяйственного труда низка и часты засухи или наводнения. Женщины обычно находятся в более неблагоприятном положении, чем мужчины. Они сталкиваются с массой таких культурных, социальных и экономических проблем, которые неизвестны даже самым обездоленным мужчинам. Продолжительность их рабочего дня, как правило, больше, а заработки — если они вообще работают — ниже[5].