Теоретический блок вопросов.
1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «История и онтология науки».
2. Наука и философия. Онтологические проблемы науки.
3. Наука как система знаний и как социальный институт.
4. Роль науки в истории общества.
5. Доклассическая картина мира (древневосточная, античная, средневековая).
6. Становление классической картины мира.
7. Формирование неклассической картины мира.
8. Современная постнеклассическая картина мира.
9. Научные революции в истории науки.
10. Наука как вид духовной деятельности. Структура познавательной деятельности.
11. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
12. Классическая и неклассическая модели научного познания (сравнительный анализ).
13. Эмпирический уровень научного познания.
14. Теоретический уровень научного познания.
15. Научная проблема и проблемная ситуация.
16. Научная теория и ее основные функции. Типология научных теорий.
17. Типы научной рациональности.
18. Методы и методология. Классификация методов.
19. Специфика гуманитарного знания.
20. Идеалы и нормы научного исследования.
21. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса.
22. Понятие научной революции. Теория научных революций Т.Куна.
23. Науки о природе и науки о культуре (В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
24. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.
25. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
26. Особенности психолого-педагогических наук.
27. Обыденное сознание (здравый смысл) и наука.
28. Сциентизм и антисциентизм.
29. Главные характеристики современной постнеклассической науки.
30. Специфика объекта социально-гуманитарных наук и его отличие от объекта естественных наук.
31. Соотношение субъекта и предмета социально-гуманитарных наук.
32. Единство и различие законов естественных и социально-гуманитарных наук.
33. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.
34. Проблема рациональности в социально-гуманитарном знании.
35. Характеристика веры как компонента научного познания.
36. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.
37. Конструктивный характер веры в структуре познавательной деятельности.
38. Ценностные ориентации в социально-гуманитарном познании и проблема выбора.
39. Научная революция как смена идеалов и оснований научного поиска. Специфика научных революций в гуманитарном познании.
40. Специфика «парадигмальных прививок» одной науки на другую.
41. Доклассический, классический и неклассический типы рациональности и их проявление в социально-гуманитарных науках.
42. Понимание, объяснение и интерпретация как методы научного познания и их роль в социально-гуманитарном знании.
43. Субъект социально-гуманитарного познания как основание и «условие возможности» истины.
44. Особенности практики как критерия истинности социально-гуманитарного познания.
Практические задания (примерные по темам)
Тема 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «История и онтология науки».
Задание № 1
Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.
Темы рефератов:
1. Проблемы типологии научных революций.
2. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
3. Принцип верификации научного знания в позитивизме.
4. Принцип фальсификации К.Поппера
5. Основные идеи концепции И.Лакатоса.
6. Нелинейность роста знаний. Концепции Т.Куна
7. Неявное знание и его роль в развитии науки с точки зрения М.Полани.
8. Методологический анархизм П.Фейерабенда.
Задание № 2
1. Подготовьте реферативный обзор одной из работ по философии науки (по выбору: К. Поппера «Логика и рост научного знания», И. Локатоса «Доказательство и опровержение»; Т. Куна «Структура научных революций»; М. Полани «Личностное знание»; П. Фейерабенда «Наука в свободном обществе»).
Выделяются основные идеи, изученной научной работы из предложенного списка, даются собственные комментарии к ним, выражающие аргументированное согласие или несогласие с концепцией автора. Обосновывается значение данной работы для развития истории и философии науки. Объем текста - 5 – 7 стр. Материал сопровождается презентацией, содержащей не менее 20 слайдов и выполнена в PowerPoint.