Предмет и задачи курса отечественной истории.
Предмет и задачи курса отечественной истории.
История слово греческое, в переводе означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Это великий процесс развития природы и человеческого общества. Эта наука, изучающее прошлое человечества в его развитии на разных этапах. Источниками сведений могут быть:
1) вещественные (археологические раскопки)
2) письменные (летописи, повести, рассказы)
3) художественные (гравюры, иконы, картины)
4) фонические (музыкальные записи, звуковое повествование)
Задача курса отечественной истории заключается в том, чтобы знать основные этапы и направления общественно-политического, экономического и социокультурного развития нашего государства.
Курс отечественной истории выполняет ряд функций:
1) познавательную
2) мировоззренческую
3) воспитательную
4) политическую
Первым историком нашей родины можно считать Нестора (монах-летописец Киево-Печерской Лавры, конец XI – начало XII вв.), который написал «Повесть временных лет». Среди других крупных историков нашей родины можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского, которые рассматривали историю развития нашей родины с точки зрения совершенствования человеческого духа. Первым материалистическим историком, который в основу изучения истории Родины положил смену формы хозяйствования, был Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»). Среди современных историков можно назвать Рыбакова, Грекова, Зимина, Тихомирова.
Основными принципами изучения истории являются:
1) историзм (конкретные исторические условия)
2) объективность (опора на конкретные факты)
3) альтернативность (изучение опыта, умение извлекать уроки)
Основные этапы развития российского государства.
Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. определение периода времени, за который произошли существенные изменения в развитии государства. Автором первой периодизации был Татищев, в ее основу он положил самодержавие и силу власти. Карамзин в основу своей периодизации положил состояние государственности и смену правящих династий. Историк Соловьев считал, что в основу периодизации следует положить борьбу государства и родового начала. Ключевский в основу периодизации положил территориальный рост государства, изменение жизни и состояние народа.
Современная отечественная история учитывает в своей периодизации господствующие формы социально-экономических отношений, общественно-политический строй и специфику культуры.
1 этап. Восточные славяне в древности – тысячи лет назад-IX в.
2 этап. Древнерусское государство Киевская Русь – XI- XII вв.
3 этап. Феодальная раздробленность – конец XII – XV вв.
4 этап. Становление и развитие русского централизованного гос-ва – конец XV-XVII вв.
5 этап. Российская империя – XVIII-начало XX вв.
6 этап. Советская Россия – начало XX в. (1917г.)-конец XX в. (1991г.)
7 этап. Постсоветская Россия – конец XX-начало XXI вв.
Факторы и специфика исторического развития России.
На ход исторического развития России оказывают влияние разнообразные факторы:
1) геополитическая ситуация (Евразия, более 160 народов и национальностей, многонациональное и многоконфессиальное государство, периодически тяготеющее то к западным, то к восточным ценностям)
2) огромная территория и протяженные границы (сильная гос-ая власть, значительный чиновничий аппарат, большие средства на содержание армии, «осажденная крепость»)
3) суровая природно-климатическая среда (короткий вегетационный период, выработка полезных ископаемых, сложности с освоением новых земель)
4) менталитет народа (соборность, т.е. надежда на верховную власть, коллегиальность, нестяжательство)
Эти факторы определяют специфику нашей истории: экстенсивный тип развития хозяйства, т.е. получение продукции на новых площадях слабая самостоятельность городов, длительное существование крестьянской общины, продолжительность самодержавия, преклонение народа перед верховной властью.
Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв.
В 862 г. Рюрик (скандинавский князь) вместе с дружиной был приглашен на север Восточно-европейской равнины для урегулирования споров северных племен, остался и ассимилировался.
882 г. – образование Древнерусского гос-ва Киевская Русь в результате объединения князем Олегом Новгородской, Киевской, Смоленской земель и территорий, лежащих вдоль торгового пути «Из Варяг в Греки» (из Балтийского в Черное море)
945 г. – (при Ольге) первая в истории налоговая реформа (установление уроков (размер дани), погостов (место сбора дани) и времени дани)
988 г. – принятие христианства на Руси Владимиром I, которое расширило политические, социально-экономические и культурные связи Русского государства с другими народами.
Наивысший рассвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого (сын Владимира I), который принимает первый письменный свод законов «Русская Правда». При нем строятся многочисленные города. Теперь Русь называют гордарикой – страной городов. Среди крупнейших: Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск и др.
Владимир II Мономах был один из последних князей объединенной Киевской Руси. При не м принимается «Кодекс Мономаха», по которому уточняется правовое положение крестьян и размер процентов ростовщиков. При нем выходит «Повесть временных лет».
Гос-ный строй Киевской Руси – ранняя феодальная монархия (во главе гос-ва великий князь; его советники – большая дружина – самые знатные бояре; народное вече – малая дружина).
Образование и развитие Московского княжества в XIV – XV вв.
До нашествия татар Москва была небольшим пограничным поселком Владимиро-суздальского княжества. Сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий стал князем Владимиро-суздальского княжества и явился основателем Москвы (1147 г.). приставку долгорукий он получил за присоединение многих земель по берегам Волги, а также Рязани и Мурома. Он был основателем ряда новых городов, поощрял строительство церквей (в 1954 г. в Москве был воздвигнут памятник Юрию Долгорукому возле Моссовета).
Однако подлинным основателем Москвы, ставшей центром новой Руси был Даниил (сын Александра Невского). При нем Москва стала самостоятельным княжеством (1276 г.), и территория княжества выросла за 3 года вдвое. Московское княжество становится крупнейшим в Северо-восточной Руси.
Сын Даниила Иван I Калита был довольно жестоким дипломатом. В борьбе с тверским князем Калита стал на сторону монголов, чем обеспечил спасение других русских княжеств, получил ярлык на великое княжение, перевел митрополита из Владимира в Москву, сделав Москву не только религиозным, но и идеологическим центром на Руси. Иван Калита получил право на сбор дани с русских князей, часть из которой он утаивал (отсюда и прозвище Калита – кошелек с деньгами) для усиления Московского княжества.
Дмитрий Донской (внук Ивана Калиты) после Куликовской битвы становится национальным героем. При нем в Москве возводится белокаменный Кремль (единственный Кремль на северо-востоке страны), уменьшается размер дани, признается политическое главенство Москвы, которая из столицы северо-восточной Руси становится столицей всех русских земель. Ему впервые удается передать княжение своему сыну без ярлыка.
В XIV в. завершается объединение русских земель вокруг Москвы и образование Московского княжества.
При Иване III и его сыне Василии III плата монголо-татарам. К Московскому княжеству присоединяются Новгород, Тверь, Псков, Смоленск, Рязань. В конце XV в. Московское княжество становится одним из крупнейших гос-ств в Европе и получает название Россия.
1480 г. – «Долгое стояние» (фактическое прекращение ига) при Иване III.
1497 г. – принятие Судебника Иваном III (вводится Юрьев день – 26 ноября – разрешается переход крестьян от одного феодала к другому). Начало закрепощения российского крестьянства.
При Иване III оформляется идеологическая доктрина – Москва – третий Рим (центр православия). I – Константинополь, II – Рим. Складывается государственный аппарат. Во главе государства – великий князь (государь Всея Руси) с византийским великолепием (золотой трон, скипетр, держава, парадная одежда; барма – оплечье с драгоценными камнями, корона – шапка Мономаха).
В конце XV в. утверждается государственный герб страны в виде двуглавого орла и московский герб с Георгием Победоносцем, убивающим дракона.
Реформы Александра II.
19 февраля 1861г. Александр II подписывает Манифест об отмене крепостного права, который включал 3 основных направления:
1) предоставление крестьянам личной свободы
2) наделение крестьян землей
3) выкупная операция
После отмены крепостного права Александр II проводит серию других реформ:
-1863г. – Университетский устав, который предоставлял университетам самостоятельность
-1864г. – Земская реформа, которая касалась местного самоуправления с сильным дворянским влиянием
-1864г. – Судебная реформа, которая ввела внесословные суды и суд присяжных
-1865г. – реформа печати (без цензуры)
-1870г. – городская реформа, по которой горожане получили избирательное право с учетом имущественного ценза.
-1874г. – военная реформа, которая отменяла рекрутские наборы, вводила всеобщую воинскую обязанность с 21 года (для сухопутных войск служить 6 лет, на флоте – 7).
Россия в 90е гг. XXв.
Распад СССР, выборы президентом России Ельцина, крах ГКЧП создали предпосылки для решительных действий либерал-демократов. 90е гг. были связаны с проведением социально-экономических реформ, получивших название «шоковая терапия». Цены были отпущены на свободу. Рассчитывали, что цены вырастут в 2-3 раза, а оказалось в десятки раз, поэтому сложился острый дефицит всего, были обесценены денежные вклады, что в конечном итоге привело к резкому снижению жизненного уровня людей (до 60% оказались за чертой нищеты), нехватку товаров пытались покрыть за счет импорта, что привело к разрушению отечественного произ-ва, которое не выдерживало конкуренцию с иностранным, закрывались в массовом кол-ве отечественные предприятия, сформировалась миллионная армия безработных, без бюджетных поступлений оказались наука, образование, культура, здравоохранение, фактически было подорвано доверие народа к власти.
С осени 1992г. началась поэтапная приватизация путем вкладывания ваучеров на приобретенные акции предприятия.
В 1998г. прошел дефолт, который удалось ликвидировать путем проведения экон-ой политики премьер-министрами; после Гайдара ими побывали: Черномырдин, Кириенко, Примаков, Степашин, Путин. В экон-ом отношении наша страна в результате реформ 90х гг. занимала 55 место, а по пром-ти – 95 место (1913г. – 5 место в экон-ом отношении).
В итоге в 90х гг. была разрушена предыдущая социально-экономическая система: ликвидирована власть Советов, социалистическая собственность на средства произ-ва, гос-ое планирование; в стране сложилась многопартийность. Впервые за всю нашу историю глава гос-ва стал всенародно избираемым.
В 1993г. была принята конституция, которая определяла, что главой гос-ва с широкими полномочиями является президент, исполнительную власть осуществляет правительство, законодательную – федеральное собрание, состоящее из Совета Федераций и ГосДумы, судебную – конституционный суд.
Россия в начале XXIв.
31 декабря 1999г. Ельцин подал в отставку и объявил приемником председателя правительства В. В. Путина. 26 марта 2000г. президентом был избран путин. Для укрепления роли федерального центра было создано 7 федеральных округов. Проводится реформа Федерального собрания, которое теперь состоит не из губернаторов, а из представителей регионов, принимаются законы о политических партиях (остаются только те, которые имеют массовую поддержку населения), судебная реформа вводит суд присяжных, военная реформа к 2015г. предполагает перейти на профессиональную, хорошо обученную и вооруженную армию.
Почти 10 лет обсуждалась символика нашего гос-ва и Путин предложил компромисс. В декабре 2000г. утвержден закон о гос-ой символике России. Гос-ый флаг трехцветный и гос-ый герб – двуглавый императорский орел, что говорит о тысячелетней истории России. Красный флаг – флаг победы в ВОВ остается флагом вооруженных сил. Гос-ый гимн: музыка из гимна СССР, символа единения поколений, связи с прошлым, а слова составлены в соответствии с настоящим и будущим страны.
Президент страны регулярно проводит встречи как внутри страны, так и на международном уровне. В экон-ке прекращены огромные внешние заимствования, идет досрочная выплата долгов. Проведена налоговая реформа (13% - налог на доходы населения). Подготовлены законопроекты о поддержке малого и среднего бизнеса. Аграрная реформа: одобрен проект реформы о купле-продаже земли, наследовании имущества. С учетом международной обстановки увеличиваются расходы на оборону, разработку новых образцов вооружения и техники. В настоящее время на общегос-ый уровень выведены 4 национальных проекта:
1) образование 2) здравоохранение 3)ЖКХ 4)с/х
Им уделяется максимальное влияние на финансовом и политическом уровне.
Предмет и задачи курса отечественной истории.
История слово греческое, в переводе означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Это великий процесс развития природы и человеческого общества. Эта наука, изучающее прошлое человечества в его развитии на разных этапах. Источниками сведений могут быть:
1) вещественные (археологические раскопки)
2) письменные (летописи, повести, рассказы)
3) художественные (гравюры, иконы, картины)
4) фонические (музыкальные записи, звуковое повествование)
Задача курса отечественной истории заключается в том, чтобы знать основные этапы и направления общественно-политического, экономического и социокультурного развития нашего государства.
Курс отечественной истории выполняет ряд функций:
1) познавательную
2) мировоззренческую
3) воспитательную
4) политическую
Первым историком нашей родины можно считать Нестора (монах-летописец Киево-Печерской Лавры, конец XI – начало XII вв.), который написал «Повесть временных лет». Среди других крупных историков нашей родины можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского, которые рассматривали историю развития нашей родины с точки зрения совершенствования человеческого духа. Первым материалистическим историком, который в основу изучения истории Родины положил смену формы хозяйствования, был Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»). Среди современных историков можно назвать Рыбакова, Грекова, Зимина, Тихомирова.
Основными принципами изучения истории являются:
1) историзм (конкретные исторические условия)
2) объективность (опора на конкретные факты)
3) альтернативность (изучение опыта, умение извлекать уроки)