Начало перестройки в ссср. м.с. горбачев

В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.

Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма. Выделяют три этапа перестройки: 1) 1985–1986 гг.;

2) 1987–1988 гг.;

3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:

1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;

2) успех курса на ускорение связывали:

– с более активным использованием достижений НТР;

– децентрализацией управления народным хозяйством;

– внедрением хозрасчета;

– укреплением дисциплины на производстве;

3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.:

1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;

2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;

3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина. Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В ходе перестройки стали проявляться разногласия в высшем руководстве КПСС. На Пленуме ЦК в 1987 г. с критикой темпов и хода перестройки выступил Б.Н. Ельцин. В 1988 г. стали более настойчивыми требования о реформировании политической системы страны. В результате Горбачев принял сложное решение о ее подготовке.

Реформа политической системы:

1) в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности»;

2) с 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации. Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования;

3) в 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, который означал:

– проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти – Съезд народных депутатов;

– образование постоянно действующего парламента (в советской форме);

– демократизацию избирательного процесса;

– разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и т. д.;

4) в соответствии с решениями конференции были учреждены новые высшие органы законодательной власти: Съезд народных депутатов СССР и избранный из делегатов съезда Верховный Совет;

5) в 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению.

Образование многопартийной системы В 1989–1991 гг. на последнем этапе перестройки ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы. В результате значительного подъема политической активности населения начинается бурный рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в СССР насчитывалось уже 30 тыс. самостоятельных общественных объединений, которые имели разную направленность (национальную, политическую, экологическую и др.). 1989 г. стал годом массового появления в стране политических партий. Катализатором этого процесса являлась XIX Всесоюзная конференция КПСС, ее решения о реформе политической системы. В 1990 г. под мощным общественным давлением на пленуме ЦК КПСС было выдвинуто предложение об изъятии из Конституции СССР статьи о руководящей и направляющей роли партии. В самой КПСС в это время наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Но ценой невероятных усилий раскола на время удалось избежать. С 1990 г. начался массовый отток из рядов КПСС. Итоги и значение реформы политической системы:

1) начался процесс передачи власти Советам;

2) центром коллективных поисков дальнейших путей развития страны становятся высшие советские органы;

3) альтернативные выборы народных депутатов 1989 г. и работа I и II Съездов народных депутатов обогатили базу перестройки новыми идеями;

4) формируется многопартийная система;

5) происходит дальнейшее обострение политической борьбы.

Наши рекомендации