Историография истории Беларуси.
Становление белорусской историографии неразрывно связано с зарождением в начале XIX в. белорусской национальной идеи и национального движения. На этот процесс повлияло, с одной стороны, традиция исторических исследований по истории Великого княжества Литовского, с другой – воздействие великопольских и великорусских концепций, которые отрицали сам факт существования белорусского этноса.
Первыми профессиональными историками, которые заложили фундамент концепции белорусской истории, были профессоры Виленского университета И. Анацевич, М. Бобровский, И. Данилович и др..
Одним из первых исследователей белорусского летописания является И. Данилович, который впервые опубликовал Статут Великого княжества Литовского 1529 г. и другие источники по истории Беларуси.
Изучением истории Великого княжества Литовского, собиранием археологических источников занимался И. Анацевич, который опубликовал ряд статей по истории Беларуси.
В первой трети XIX в. изучением истории Беларуси занимались в Гомеле и Полоцке. Оно было связано с именем белорусского археографа И. Григоровича, который также внёс значительный вклад в развитие истории Беларуси.
Источники для изучения истории Беларуси.
Источники по истории Беларуси состоят из 6 основных групп:
1) Письменные: повествовательные и документальные.
2) Вещественные.
3) Изобразительные: скульптурные и живописные.
4) Памятники архитектуры.
5) Кино-, видео- и фономатериалы.
История каждого народа излагается в форме статей, монографий посвященных обычно узким темам. Подготовка обобщающих трудов велась на протяжении всего XX века. Работа над обобщающим трудом по истории Беларуси проведена в начале XX века Вацлавом Ластовским. В 1910г он издал «Короткую историю Беларуси» - первую популярную книгу в которой отражен взгляд белоруса на прошлое Родины.
Заселение территории Беларуси людьми. Материальная культура и хозяйство Беларуси в эпоху каменного, бронзового и раннего железного века.
На территории современной Белоруссии первые люди появились – 100-40 тыс лет до н.э. В соответствии с эволюцией орудий труда историю первобытного общества принято делить:
- каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э.):
1) палеолит (100-40 тыс до н э- 10 тыс лет до н.э.) - кремниевые орудия труда, жилища из костей и шкур, зачатки искусства, религии; родовое общество; матриархат.
2) мезолит (10-5 тыс до н.э.) - лук и стрелы, приручение животных, рыбалка, характерна родовая организация; община объединялась в племена.
3) неолит (4-3 тыс лет до н.э.) - глиняная посуда, ткачество; земледелие и животноводство.
- бронзовый век (2 тыс. лет до н.э. – нач. 1 тыс. до н.э.) - первые изделия из бронзы; каменные орудия, плоскодонная посуда, ткачество, металлургия, воинские захваты- зарождение имущественного неравенства, патриархат.
- железный век (1 тыс. лет до н.э. – 5 в. Н.э.) - начинают добывать железо, подсечная система земледелия.
Духовная культура населения Беларуси в каменном, бронзовом и раннем железном веке. Возникновение первых религиозных представлений.
Для Каменного века характерна мезолитическая, неолитическая и палеотическая культура. Очень характерными для этих культур орудиями являются небольшие наконечники стрел. Основными проявлениями культур являются многочисленные стоянки и изобретение глиняной посуды, ткачество.
На территории Белоруссии в бронзовом веке известно несколько культур скотоводческих племен. люди научились изготавливать орудия из металла. Распространение новых культур сопровождалось значительной сменой этнического состава населения.
В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д.
Неумение объяснить природные явления породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Такие верования называют анимизмом. Вера человека в духов, которые могут вселяться в отдельные неодушевленные предметы - «фетишизм». Каждый род имел свое священное животное — «тотем» - тотемизм. Анимизм, фетишизм и тотемизм — одни из первых форм религии.