Компетенция Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ очень широки и охватывают все основные сферы общественной жизни. Статья 114 Конституции РФ, в которой определяется его компетенция, включает вопросы экономики и финансов, социальной сферы, науки, культуры и экологии, обороны, государственной безопасности и внешней политики, прав человека, законности и др.
В области финансово-экономической деятельности Правительство РФ: разрабатывает единую финансовую, кредитную, денежную и налоговую политику и обеспечивает ее реализацию; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен; управляет государственным внутренним и внешним долгом;
В области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики. В этих целях оно разрабатывает разнообразные социальные программы и меры поддержки и развития культуры, науки и образования, охраны здоровья граждан, поддержки семьи,
В сфере обороны, безопасности и внешней политики Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики РФ. Учитывая особую важность и значимость этих областей государственной деятельности, руководители соответствующих министерств и ведомств находятся в непосредственном подчинении Президенту РФ. Но и полномочия Правительства РФ в этих областях также немалые, что закрепляется в ряде федеральных законов. Так, Федеральный закон «Об обороне»* (май 1996 г.) устанавливает, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью Правительство РФ осуществляет меры по разработке и реализации программы по обеспечению законности, безопасности, прав и свобод личности, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью; обеспечивает финансовую и материально-техническую базу деятельности судебных органов, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др.
Полномочия Президента РФ.
1. В области законодательства и отношении с парламентом — Федеральным Собранием РФ — Президент РФ имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу; обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием; подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 и 107 Конституции РФ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84). Президент РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности соответствующих нормативных актов (ст. 125 Конституции РФ) и о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134).
2. Наиболее широки полномочия Президента РФ в области осуществления исполнительной власти и отношений с правительством, где его решения и указания имеют приоритетный и императивный характер. Согласно ст. 83 Конституции РФ, он: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от этой должности; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; формирует Администрацию Президента РФ. Президент РФ
3. Полномочия Президента РФ в области осуществления судебной и прокурорской власти достаточно ограничены, поскольку он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83).
В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения. Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность). Распоряжения — это обычно акты индивидуального характера. Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90). Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение семи дней после дня их первого официального опубликования.