БИЛЕТ 42 Социально-экономическое развитие Советского Союза в в 1964-1985 гг.

Персоналии: Н. С. Хрущев, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, Л. П. Берия, Н. А. Булганин, В. Н. Меркулов, Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. А. Дубчек, Э. Герек, В. Ярузельский.

Даты: 5 марта 1953 г. - смерть И. В. Сталина, 1956 г. - XX съезд партии, развен­чание культа личности И. В. Сталина, 1957 - запуск СССР первого спутника в кос­мос, 1957 г. - учреждение Совнархозов, 1961 г. - полет Ю. А. Гагарина в космос, 1961 г. - XXII съезд партии, 1962 г. - волнения в Новочеркасске, 1964 г. - смещение Н. С. Хрущева с должности первого секретаря ЦК КПСС.1955 г. - образование организации Варшавского договора, 1961г. -строительство Берлинской стены, 1965 г. - косыгинские реформы, 1974 г. - начало строительства БАМ, 1977 г. - новая Конституция. 1968 г. - введение советских войск в Чехословакию, 1969 г. - военного столкновение СССР и Китая, 1975 г. - Хельсинкское соглашение, 1979 г. - ввод со­ветских войск в Афганистан, 1980-1981 гг. - политический кризис в Польше.

План изучения материала:

Распределение властных полномочий после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина.XX съезд КПСС.Противоречия внутри Политбюро.XXI, XXII съезды КПСС.Отстранение Н. С. Хрущева от власти.Экономическая политика СССР: общая характеристика.Политика советского правительства в области промышленности.Политика советского правительства в области сельского хозяйства.Уровень жизни советских граждан. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. Распределение власти в 1964-1982 гг.Конституция 1977 г.Экономическое развитие СССР: общая характеристика. Политика советского правительства в области промышленности.Политика советского правительства в области сельского хозяйства.Уровень жизни советских граждан.

СССР в 1953-1964 гг. 5 марта 1953 г.умер И. В. Сталин. В результате внутри­политической борьбы между несколькими группировками главой страны стал Г. М. Маленков,занявший пост Председателя Совета Министров. Другие министерства возглавили: Л. П. Берия(Министерство Внутренних дел), Н. А. Булганин(Мини­стерство обороны), Л. М. Каганович(Министерство путей сообщения). К. Е. Во­рошиловстал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Н. С. Хрущевзанял пост 1. г);о секретаря ЦК КПСС.

В дальнейшем основная борьба за власть развернулась между Маленковым, Хрущевым и Берией. Однако Берия был слишком одиозной фигурой, чтобы реально претендовать на власть, поэтому в результате достигнутого соглашения между Ма­ленковым и Хрущевым Берия 26 июня 1953 г. был арестован. Уже через несколько месяцев Берия со своими основными сподвижниками (В. Н. Меркулов, В. Г. Декано-зов) был расстрелян по обвинению в шпионской деятельности против советского

государства.

Одновременно с этим, Хрущев активно укреплял свои позиции, проведя реорга­низацию в МВД и посадив туда преданных ему людей.

XXсъезд КПСС.На прошедшем в феврале 1956 г.съезде Хрущев выступил с секретным докладом «О культе личности и его последствиях». В этом документе впервые открыто говорилось о массовых репрессиях и о культе личности Сталина. Основная ответственность на преступлениях, совершенных в период массовых ре­прессий, возлагалась на самого Сталина и некоторых его сподвижников. Уже 30 июня 1956г. ЦК КПСС принял постановления «О преодолении культа личности и его последствиях». Необходимо отметить, что данный документ, как и само выступ­ление Хрущева, говорило только о преступлениях Сталина, а не самого режима. Т. о. советская модель общества оставалась единственно возможной, и ее надо было про­сто очистить от последствий преступлений Сталина.

После доклада Хрущева начался процесс реабилитации репрессированных, од­нако шел он очень медленными темпами и многие пострадавшие были реабилитиро­ваны только спустя несколько десятков лет.

Развенчание культа личности Сталина и предание официальной огласки его пре­ступлений вызвало недовольство многих партийцев. В этой ситуации Хрущев был вынужден вести внутриполитическую борьбу сразу с несколькими влиятельными членами правительства: В. М. Молотовым, Г. М. Маленковым, Л. М. Кагановичем. В этой борьбе Хрущеву удалось одержать верх: летом 1957 г. на Президиуме ЦК КПСС Хрущев сумел собрать пленум ЦК, который отменил решение Президиума о его снятии. В этом ему помог Г. К. Жуков, который, однако, вместе с другими про­тивниками Хрущева, был отправлен в отставку и выведен из состава Президиума.

На XXI(зима 1959 г) и XXII(осень 1961 г.) съездах были приняты очередные планы (пятилетки и семилетки) развития экономики и промышленности, а также Программа строительства коммунизма, по результатам которой страна должна была в течение последующих нескольких десятков лет обогнать по темпам промышлен­ного производства ведущие западноевропейские страны и Соединенные Штаты. Также в программе обозначались основные направления развития экономики страны для улучшения материального положения советских граждан.

Помимо стратегии экономического развития, программа опять затрагивала тему сталинских репрессий и их последствий для страны. На ХХИ съезде были исключе­ны из партии Молотов, Маленков и Каганович.

Однако позиции Хрущева были к этому времени уже не столь сильными, как прежде. Воспользовавшись его отсутствием в октябре 1964 г. на Президиуме ЦК КПСС было решено сместить его со всех постов и отправить на пенсию. Все это было сделано под предлогом «ухудшающегося здоровья». Только после принятия такого решения на Президиум был вызван сам Хрущев, которого поставили перед фактом его полной отставки.

Для предотвращения сосредоточивания власти в руках одного человека вскоре было принято постановление о запрете соединять в одном лице должность руково­дителя партии и страны. Л. И. Брежнев стал Первым секретарем ЦК, а А. Н. Косы­гин- Председателем Совета Министров.

Экономическое развитие. Начавшаяся в 1957 г. реформа привела к изменению принципов управления экономикой. Если раньше доминировал отраслевой принцип, то теперь провозглашался территориальный принцип функционирования экономи­ческой системы.

Были введены Советы народного хозяйства, которые находились в прямом под­чинении у Совета Министров соответствующей республики. Несколько тысяч пред­приятий оказались в прямом подчинении республиканских ведомств. Последствия­ми этих преобразований стал дефицит сырья, так как территориальный принцип не мог не повлечь за собой пристрастность руководителей совнархозов в отстаивании своих территориальных интересов. Для решения этой проблемы в 1960 г. были соз­даны Советы народного хозяйства на уровне республик, а еще через несколько лет -Высший Совет народного хозяйства СССР. После смещения Хрущева начался про­цесс постепенной ликвидации совнархозов, которые показали себя очень неэффек­тивно в роли ведущих хозяйственных организаций.

БИЛЕТ 42(2)

Промышленность.Конец 50-х - 60-е годы ознаменовались бурным ростом все­го промышленного производства, особенно легкой промышленности, что в большой степени было связано сначала с назначением Маленкова на пост главы правительст­ва. На территории всей страны развернулось массовое строительство новых пред­приятий, что позволило со временем достичь высоких показателей производства.

Одновременно модернизировалась и газодобывающая и нефтепромышленная сфера. На первых порах темпы роста промышленного производства действительно были ощутимы, однако уже в конце 60-х годов в экономики опять начали проявляться застойные явления, что не в последнюю очередь было связано с тем, что реальные методы управления экономикой оставались прежними, т. е. были основаны на пла­новом производстве и командно-административных методах управления.

Сельское хозяйство. После смерти Сталина политика государства в отношении крестьянства несколько смягчилась: были уменьшены налоговые выплаты, разреше­но увеличивать размеры приусадебных хозяйств. С другой стороны реформирование затронуло и колхозы, которые отныне имели возможность хоть какого-то выбора в определении плана, срока, размера посевов и т. д. Крестьяне, наконец, получили паспорта и таким образом получили возможность перемещаться по стране и оседать в городах. Государство подняло закупочные цены на ряд продуктов, что позволило несколько оживить колхозную жизнь, однако только на время. Уже через несколько лет, государство начало опять «завинчивать гайки», ограничивая размеры личного хозяйства и урезая самостоятельность колхозов. В этой связи очень показательна история с замыслом Хрущева провести массовый засев по всей стране кукурузы, которую он считал очень перспективным сельскохозяйственным продуктом. Были установлены обязательные нормы для посева именно этой сельскохозяйственной культуры, очень часто в ущерб другим зерновым, более необходимым и лучше под­ходящим для данной местности. Все это создало огромный дефицит зерна и в 1961 года хлебные изделия и мука стали выдаваться по карточкам.

Одновременно начались проблемы и с другими видами продовольствия, особен­но с мясом. Повышение цен на продовольственные продукты вызвало массовое воз­мущение населения и даже волнения (в 1962 г. в Новочеркасске, когда демонстрация была расстреляна войсками).

Таким образом, вместо увеличения объема собственного производства сельско­хозяйственной продукции, государство было вынуждено начать массовые закупки за рубежом, что стало порочной практикой и не давало развиваться собственному про­изводству.

Уровень жизни. При Хрущеве уровень жизни населения значительно повысил­ся: люди стали получать более высокие зарплаты и пенсии, улучшилось социальное обеспечение на предприятиях страны. Одновременно с этим началась грандиозная программа строительства массового жилья, получившего впоследствии название «хрущевок». Качество их было невысоко, срок их эксплуатации не должен был пре­вышать пятнадцати-двадцати лет, т. е. предполагалось, что впоследствии будут по­строены более комфортабельные дома, рассчитанные на длительную эксплуатацию. Если в городах строительство таких «хрущевок» велось усиленными темпами, что позволило огромному количеству людей наконец обзавестись собственным жильем, то ситуация на селе в плане жилья и социального обеспечения вообще оставалась фактически на прежнем уровне.

Экономическое развитие.С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа, в результате которой был вос­становлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и вос­становление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана). Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции. Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако, на деле все оставалось по-прежнему и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

В конце 70-х годов правительство предприняло очередную попытку изменить ситуацию в экономике, проведя новую реформу, по которой, с одной стороны, до­пускались и даже поощрялись хозрасчетные отношения, а, с другой стороны, усили­валось и прежняя система планирования.

Развитие промышленности.Как и в предыдущие годы основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресур­сы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышлен­ных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» - БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополни­тельного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

Сельское хозяйство.После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последо­вавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необ­ходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуа­ции в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности кол­хозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства. Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969г. Примерный Устав колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные" на личное хозяйство при Хрущеве. Кроме этого, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышлен­ными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные мини­стерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффектив­ность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми сред­ствами, которые тогда можно было для этого использовать.

Уровень жизнисоветских граждан в этот период, с одной стороны, достиг неко­торой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было свя­зано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на лег­кую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благо­состояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населе­ния из сельских районов.

Наши рекомендации