Раздел I. Древнерусское государство
Практическое занятие № 1
Древнерусское государство – Киевская Русь
План:
1. Происхождение древнерусского государства. Содержание и критика норманнской теории.
2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.
3. «Русская Правда» как законодательный документ и источник по истории русской государственности.
4. Культура Киевской Руси. Принятие Русью христианства.
Литература:
1. Думин С. В., Турилов А. А. Откуда есть пошла земля русская? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. – М., 1999.
2. Зимин А. А. Правда Русская. – М., 1999.
3. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. – М., 1984.
4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1993.
5.Фроянов И. Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. – СПб., 1999.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо обозначить те процессы, которые свидетельствуют о процессе формирования государственности у славян: единые природно-климатические условия жизни, общая хозяйственная деятельность, схожая социальная структура, общие культурно-бытовые и религиозные взгляды, один язык и пр. Рассмотреть историю возникновения норманнской теории зарождения русской государственности у славян и её истоки, обозначить позиции историков, критикующих данную теорию, представить взгляд современных исследователей на вопрос о рождении государства Киевская Русь. Во втором вопросе необходимо рассмотреть социальные группы населения, выделившиеся в Киевской Руси: крестьянства, военных, духовенства, городского населения; обозначить род их занятий. Рассказать о государственном устройстве Киевской Руси: указать форму государственного устройства, функции государственных структур и их развитие на протяжении времени существования Киевской Руси, вплоть до её распада. Раскрыть историю создания и изучения «Русской Правды», рассмотреть те статьи, в которых раскрывается образ жизни и нормы жителей древнерусского государства; обозначить значение этого документа для нормативно-правовой сферы Киевской Руси, а также для изучения отечественной истории. В третьем вопросе необходимо обозначить основные направления развития культуры Киевской Руси дохристианской через рассмотрение системы верований, образа жизни, обрядово-календарной деятельности и праздников древних славян. Обозначить значение принятие христианства для государства и те сферы, которые получили развитие в культуре Киевской Руси, непосредственно под влиянием Византийского православия.
Домашнее задание:
На конкретных примерах из «Русской Правды» покажите, чем занимались наши предки.
Составьте тезаурус по следующим определениям: род, племя, община, вече, полюдье, вотчина, огнищанин, государство, Боярская дума, смерд, «Русская Правда», тиун, рядович, закуп, холоп, челядь, феодальная раздробленность.
Практическое занятие № 2
Русские земли в XIII в.
План:
1. Социально-политическая и экономическая ситуация в русских землях накануне монголо-татарского нашествия.
2. Государство «Золотая Орда»: история образования и расцвет государства.
3. Начало монголо-татарских завоеваний русских земель и княжеств в XIII в. Установление вассальной зависимости Руси от ханов Золотой Орды.
4. Борьба русских земель с немецкими и ливонскими захватчиками. Политика Дмитрия Донского.
5. Отношения русских земель и княжеств с Литовской Русью.
Литература:
1. Бушуев С.В., Миронов Т.Е. История государства Российского IX-XVI вв. М., 1991.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2001.
3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Под ред. А.А. Радугиной. – М., 2001.
4. История России с древнейших времен до 1861 г./ Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2000.
5. Многоконцептуальная история России. Кн.1. С древнейших времен до конца XIX в. Екатеринбург, 2000.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
7. Русская история с древнейших времен до наших дней./ Под ред. А.Ю. Дворниченко. СПб., 2002.
8. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1993.
9. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв. М., 1969.
10. Скрынников Р.Г. История российская IX–XVII вв. М., 1999.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо выделить общие тенденции политического развития русских земель и княжеств в конце XII – начале XIII вв.; указать причины политического сепаратизма, обозначить социальные и экономические причины; назвать основные тенденции развития в экономическом отношении и политическом наиболее влиятельных княжеств: Владимиро-Суздальского, Новгородского, Киевского. Во втором вопросе раскрыть историю появления и назвать причины усиления Золотой Орды, подробнее рассказать о ситуации в государстве накануне завоевания русских земель и княжеств. В третьем вопросе необходимо перечислить очерёдность завоёванных монголо-татарами русских земель и княжеств, оценить масштаб разрушений и последствия этих завоеваний; охарактеризовать экономические и политические отношения между ханами Золотой Ордой и русскими князьями. В следующем вопросе обозначить характер угрозы для русских земель и княжеств со стороны немецко-шведских завоевателей и раскрыть основные этапы и сражения с ливонцами русских воинов; раскрыть вклад Дмитрия Донского в борьбу с немецко-шведскими захватчиками и охарактеризовать его внутреннюю и внешнюю политику. В пятом вопросе необходимо рассказать об образовании государства Литовская Русь и охарактеризовать отношения с русскими князьями.
Домашнее задание:
Составьте перечень русских земель и княжеств XIII в.
Практическое занятие № 3
Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства (XIV–XVI вв.)
План:
1. Русские княжества и земли в началеXIV в. Причины возвышения Москвы.
2. Этапы объединительного процесса. Московские князья.
3. Ликвидация монголо-татарского ига. Завершение политического объединения русских земель.
4. Политика Ивана III. Судебник.
5. Иван IV и его реформы. Опричнина.
Литература:
1. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М., 1960.
2. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982.
3. Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1969.
4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. М., 1991.
5. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо дать общую характеристику ситуации на Руси: выделить наиболее значительные в политическом отношении княжества и систему политических отношений между ними и с Золотой Ордой. Указать на положение Московского княжества и прокомментировать причины его политического и стратегического доминирования. Во втором вопросе обозначить основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы и выделить вклад русских князей в расширение границ княжества и политических играх, способствующих возвышению Московского княжества. В третьем вопросе представить завершающий этап борьбы русского народа против монголо-татарского нашествия, указать ключевые события и рассмотреть связь этого процесса с политическим процессом объединения русских земель во главе с Москвой. В четвёртом вопросе необходимо рассмотреть государственную деятельность Ивана III: оценить его вклад в укрепление границ Московского государства и реформах, проведённых в системе управления государством. В пятом вопросе необходимо рассмотреть государственную деятельность Ивана IV на этапе реформ и в период опричнины, охарактеризовать внешнюю политику царя.
Домашнее задание:
Выполните письменное задание: используя отрывки из документов, собранных В.О. Ключевским, русским историком, написавшим знаменитый труд «Курс русской истории», составьте характеристику черт характера Ивана IV.
Отрывок 1. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
Отрывок 2. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
Отрывок 3. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
Отрывок 4. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».
Практическое занятие № 4