Учебно-методические материалы для практических занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел I. Древнерусское государство
Практическое занятие № 1
Древнерусское государство – Киевская Русь
План:
1. Происхождение древнерусского государства. Содержание и критика норманнской теории.
2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.
3. «Русская Правда» как законодательный документ и источник по истории русской государственности.
4. Культура Киевской Руси. Принятие Русью христианства.
Литература:
1. Думин С. В., Турилов А. А. Откуда есть пошла земля русская? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. – М., 1999.
2. Зимин А. А. Правда Русская. – М., 1999.
3. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. – М., 1984.
4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1993.
5.Фроянов И. Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. – СПб., 1999.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо обозначить те процессы, которые свидетельствуют о процессе формирования государственности у славян: единые природно-климатические условия жизни, общая хозяйственная деятельность, схожая социальная структура, общие культурно-бытовые и религиозные взгляды, один язык и пр. Рассмотреть историю возникновения норманнской теории зарождения русской государственности у славян и её истоки, обозначить позиции историков, критикующих данную теорию, представить взгляд современных исследователей на вопрос о рождении государства Киевская Русь. Во втором вопросе необходимо рассмотреть социальные группы населения, выделившиеся в Киевской Руси: крестьянства, военных, духовенства, городского населения; обозначить род их занятий. Рассказать о государственном устройстве Киевской Руси: указать форму государственного устройства, функции государственных структур и их развитие на протяжении времени существования Киевской Руси, вплоть до её распада. Раскрыть историю создания и изучения «Русской Правды», рассмотреть те статьи, в которых раскрывается образ жизни и нормы жителей древнерусского государства; обозначить значение этого документа для нормативно-правовой сферы Киевской Руси, а также для изучения отечественной истории. В третьем вопросе необходимо обозначить основные направления развития культуры Киевской Руси дохристианской через рассмотрение системы верований, образа жизни, обрядово-календарной деятельности и праздников древних славян. Обозначить значение принятие христианства для государства и те сферы, которые получили развитие в культуре Киевской Руси, непосредственно под влиянием Византийского православия.
Домашнее задание:
На конкретных примерах из «Русской Правды» покажите, чем занимались наши предки.
Составьте тезаурус по следующим определениям: род, племя, община, вече, полюдье, вотчина, огнищанин, государство, Боярская дума, смерд, «Русская Правда», тиун, рядович, закуп, холоп, челядь, феодальная раздробленность.
Практическое занятие № 2
Русские земли в XIII в.
План:
1. Социально-политическая и экономическая ситуация в русских землях накануне монголо-татарского нашествия.
2. Государство «Золотая Орда»: история образования и расцвет государства.
3. Начало монголо-татарских завоеваний русских земель и княжеств в XIII в. Установление вассальной зависимости Руси от ханов Золотой Орды.
4. Борьба русских земель с немецкими и ливонскими захватчиками. Политика Дмитрия Донского.
5. Отношения русских земель и княжеств с Литовской Русью.
Литература:
1. Бушуев С.В., Миронов Т.Е. История государства Российского IX-XVI вв. М., 1991.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2001.
3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Под ред. А.А. Радугиной. – М., 2001.
4. История России с древнейших времен до 1861 г./ Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2000.
5. Многоконцептуальная история России. Кн.1. С древнейших времен до конца XIX в. Екатеринбург, 2000.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
7. Русская история с древнейших времен до наших дней./ Под ред. А.Ю. Дворниченко. СПб., 2002.
8. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1993.
9. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв. М., 1969.
10. Скрынников Р.Г. История российская IX–XVII вв. М., 1999.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо выделить общие тенденции политического развития русских земель и княжеств в конце XII – начале XIII вв.; указать причины политического сепаратизма, обозначить социальные и экономические причины; назвать основные тенденции развития в экономическом отношении и политическом наиболее влиятельных княжеств: Владимиро-Суздальского, Новгородского, Киевского. Во втором вопросе раскрыть историю появления и назвать причины усиления Золотой Орды, подробнее рассказать о ситуации в государстве накануне завоевания русских земель и княжеств. В третьем вопросе необходимо перечислить очерёдность завоёванных монголо-татарами русских земель и княжеств, оценить масштаб разрушений и последствия этих завоеваний; охарактеризовать экономические и политические отношения между ханами Золотой Ордой и русскими князьями. В следующем вопросе обозначить характер угрозы для русских земель и княжеств со стороны немецко-шведских завоевателей и раскрыть основные этапы и сражения с ливонцами русских воинов; раскрыть вклад Дмитрия Донского в борьбу с немецко-шведскими захватчиками и охарактеризовать его внутреннюю и внешнюю политику. В пятом вопросе необходимо рассказать об образовании государства Литовская Русь и охарактеризовать отношения с русскими князьями.
Домашнее задание:
Составьте перечень русских земель и княжеств XIII в.
Практическое занятие № 3
Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства (XIV–XVI вв.)
План:
1. Русские княжества и земли в началеXIV в. Причины возвышения Москвы.
2. Этапы объединительного процесса. Московские князья.
3. Ликвидация монголо-татарского ига. Завершение политического объединения русских земель.
4. Политика Ивана III. Судебник.
5. Иван IV и его реформы. Опричнина.
Литература:
1. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М., 1960.
2. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982.
3. Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1969.
4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. М., 1991.
5. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо дать общую характеристику ситуации на Руси: выделить наиболее значительные в политическом отношении княжества и систему политических отношений между ними и с Золотой Ордой. Указать на положение Московского княжества и прокомментировать причины его политического и стратегического доминирования. Во втором вопросе обозначить основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы и выделить вклад русских князей в расширение границ княжества и политических играх, способствующих возвышению Московского княжества. В третьем вопросе представить завершающий этап борьбы русского народа против монголо-татарского нашествия, указать ключевые события и рассмотреть связь этого процесса с политическим процессом объединения русских земель во главе с Москвой. В четвёртом вопросе необходимо рассмотреть государственную деятельность Ивана III: оценить его вклад в укрепление границ Московского государства и реформах, проведённых в системе управления государством. В пятом вопросе необходимо рассмотреть государственную деятельность Ивана IV на этапе реформ и в период опричнины, охарактеризовать внешнюю политику царя.
Домашнее задание:
Выполните письменное задание: используя отрывки из документов, собранных В.О. Ключевским, русским историком, написавшим знаменитый труд «Курс русской истории», составьте характеристику черт характера Ивана IV.
Отрывок 1. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
Отрывок 2. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
Отрывок 3. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
Отрывок 4. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
XVII век в истории России
План:
1. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.
2. Судьба крестьян в XVII в.: народные бунты и войны столетия.
3. Церковный раскол. Реформы патриарха Никона.
4. Рост территории государства: присоединение и внешняя политика русских царей в XVII в.
Литература:
1. Ареланов Р.А., Блохин В.В. и др. История Отечества с древнейших времен до конца ХХ в. Ч. 1. М., 2000.
2. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. XIII–XVII вв. М., 1988.
3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2001.
4. История внешней политики России. Конец XV–XVII вв. М., 1999.
5. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/ Под ред. А.А. Радугиной. М., 2001.
6. История России с древнейших времен до 1861 г./ Под ред. Н.И. Павленко. М., 2000.
7. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В 2-х кн. М., 2003.
8. Многоконцептуальная история России. Кн.1. С древнейших времен до конца XIX в. Екатеринбург, 2000.
9. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
10. Павлов А.П. Самодержавие и Земские соборы русского государства XVI–XVII вв. // Место России в Европе: Мат-лы науч.конф. Будапешт, 1999.
11. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней. М., 2000.
12. Русская история с древнейших времен до наших дней./ Под ред. А.Ю. Дворниченко. СПб., 2002.
13. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв. М., 1969.
14. Скрынников Р.Г. История российская IX–XVII вв. М., 1999.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо раскрыть характер власти Михаила Романова и митрополита Филарета: обозначить пути выхода из экономического и социального кризиса, обозначить роль в управлении государством и во внешней политики Руси митрополита Филарета. Во втором вопросе необходимо проследить как изменялась политика государства в отношении крестьянства и указать главные причины окончательного установления крепостного права и его последствия (крестьянские войны); усиление налогового гнёта и городские восстания. В третьем вопросе рассмотреть ситуацию, сложившуюся в РПЦ в XVII в., указать причины проведения реформ патриархом Никоном и проследить их последствия для государства: распространение ересей, формирование старообрядчества и складывание феномена двоеверия на Руси. В чётвёртом вопросе необходимо указать изменения, произошедшие в территориальных границах государства: присоединение Украины, Восточной Сибири; рассмотреть характер внешней политики русских царей XVII в.
Домашнее задание.
Составьте таблицу: «Территории Российского государства в XVII в.»
Практическое занятие № 6
Практическое занятие № 7
Практическое занятие № 8
Практическое занятие № 9
Практическое занятие № 10
Практическое занятие № 11
Практическое занятие № 12
Россия в началеXX в.
План:
1. Территория, население России в начале XX в.: национальный и социальный состав.
2. Экономическое развитие государства; ведущие отрасли в российской экономике в начале XX в.
3. Политическая ситуация в России в начале XX в.:
А) форма государственного правления, аппарат управления государством;
Б) русская революция 1905–07 гг.: причины основные этапы, результаты;
В) политика правительства в отношении крестьянства;
Г) рабочий класс в России с начала XX в. до 1917 г.
4. Внешняя экономическая политика России в начале XX в. Участие в Русско-Японской и Первой мировой войне.
Литература:
Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004.
Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.). Новые подсчёты и оценки. М., 2003.
Малышева О.Г. Думская монархия: рождение, становление, крах: в 2 ч. М., 2001.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи: в 2 т. СПб., 2003.
Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX в. М., 1997.
Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо представить территориально-административный структуру государства в начале XX в., охарактеризовать её национальный и социальный состав (соотношение отдельных категорий населения). Во втором вопросе рассмотреть основные тенденции в экономическом развитии государства: показатели, ведущие отрасли, государственный и частный сектора в экономике. В третьем вопросе требуется рассмотреть систему государственного устройства и изменения, происходившие в системе управления государством (рождение и деятельность Государственных Дум); осветить события, связанные с революционной ситуацией в России в 1005–07 гг.; осветить государственные мероприятия в отношении улучшения положения крестьянства и рабочего класса. В четвёртом вопросе осветить отношения России с соседними государствами и положение в системе международных отношений: осветить события, связанные с Русско-Японской войной и причины участия России в I Мировой войны; указать последствия этих войн для российской экономики и развития государства.
Домашнее задание:
По первому вопросу семинара составьте схему.
Год в истории России
Вопросы для обсуждения:
1. Февральская революция 1917 г. в России: причины, ход событий, итоги.
2. Двоевластие в России после Февраля 1917 г.
3. Октябрьская революция 1917 г.: предпосылки, основные события, последствия. Причины прихода к власти большевиков.
Литература:
1. Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.
2. Октябрьская революция: мемуары. – М., 1991.
3.Октябрьский переворот: революция 1917 г. глазами ее руководителей. – М., 1991.
Методические рекомендации:
Для участия в круглом столе подготовьте ответы на вопросы. Сформулируйте основные проблемы, спорные вопросы, касающиеся событий 1917 г. Сформулируйте собственную точку зрения по этим проблемам и аргументированно представьте в ходе обсуждения.
Домашнее задание:
Составьте хронологию событий 1917 г.
Практическое занятие № 14
Практическое занятие № 15
Практическое занятие № 16
Практическое занятие № 17
XX век в истории моей семьи
Задание:
Подготовить выступление по любым выдающимся событиям в жизни Вашей семьи и близких, которые бы тесно связывали судьбу Вашей семьи с историей нашего города, страны и мира в XX веке. При подготовке сообщения используйте фотографии из семейного архива, письма, воспоминания старших родственников, соседей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Подготовьте исторический портрет одного из древнерусских князей (по выбору): Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Необходимо указать годы правления князя, пояснить, как он проявил себя во внутренней и внешней политике, с какими событиями в истории страны было связано его княжение.
2. Разработать таблицу: «Объединение русских земель вокруг Москвы»
Московские князья (годы правления) | Основные события | Территории, вошедшие в состав Московского княжества |
3. Контрольная работа.
4. Составьте словарь терминов по теме: «Формирование светской культуры в России XVIII в.». Словарь должен содержать не менее 30 слов. Каждая словарная статья должна содержать источник информации.
5. Разработать таблицу: «Внешняя политика Екатерины II»
Направление | события | причины | итоги |
6. Контрольная работа.
7. Составить подробную хронологию ВОВ.
8. Тестирование по курсу.
9. Реферат с библиографией.
Темы рефератов и методические рекомендации по выполнению
1. Русская сельская община X – начала XX в.
2. Особенности феодальных отношений в России.
3. Феодальная раздробленность на Руси: причины, крупнейшие княжества, последствия.
4. Складывание территорий Московской Руси в XIV–XV вв.
5. Династический кризис и его разрешение в «Смутное время».
6. Административно-территориальное деление России в XVI–XIX вв.
7. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв.
8. Культура России XVIII в.
9. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв.
10. Российские просветители XVIII века и их идеи общественного развития.
11. Россия в воспоминаниях иностранцев (автор по выбору).
12. Эпоха дворцовых переворотов в России.
13. Просвещенный абсолютизм в России: характерные особенности.
14. Кавказская война и присоединение Кавказа к России.
15. Буржуазные реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.
16. Великие стройки первых пятилеток в СССР.
17. Политическая система в СССР в 30-е гг. Сопротивление сталинизму.
18. Союзники и противники в двух мировых войнах.
19. Великая Отечественная война: триумф и трагедия.
20. СССР в годы «холодной войны».
21. НТР: СССР и Запад.
22. Выдающиеся ученые и мыслители XX в. (по выбору студента)
23. Наука, культура, образование в рыночных условиях.
24. Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.
25. Внешняя политика России в современных условиях.
Реферат – это вид самостоятельной письменной работы, представляющий собой краткий обзор содержания печатных и электронных источников по избранной теме. Цель работы над рефератом – обретение студентом навыков библиографического поиска литературы, аналитической работы с литературой, периодикой, интернет-источниками и последующего письменного оформления текста. Тема, выбранная студентом обсуждается с преподавателям. При необходимости даются конкретные методические рекомендации по разработке темы реферата.
Качество работы оценивается по следующим параметрам: логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок; чёткая структура (связь между разделами работы); грамотность оформления текстовой части работы.
Объём реферата должен составлять 15 страниц машинописного текста оформленного в формате Word для Windows. Текст реферата должен оформлен 14 шрифтом TimesNewRoman, межстрочный интервал – полуторный, красная строка – 1,25 мм, выравнивание шрифта текста.
Структура реферата включает: титульный лист (оформление на информационном портале академии); оглавление (состоящее минимум из трёх частей); введение – обоснование избранной темы, её важность, цель и задачи работы; основной текст (в ходе изложения основного текста необходимо использовать внутритекстовые сноски; оформление – на информационном портале академии); заключение должно содержать основные выводы по теме реферата: значимость данной темы в развитии данной отрасли научного знания; список используемых источников должен содержать не менее 8–10 источников, включая словари, энциклопедии, монографии, периодику и интернет-источники (список литературы оформляется в соответствие с требованиями ГОСТа–2008 – оформление – на информационном портале академии).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ