Система права – строение права того или иного государства, его подразделение на отрасли (подотрасли), институты и нормы права. 2 страница

Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), их роль, значение, соотношение.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, институтов).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а такжетехники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Сучетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:

1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);

3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Вопросы для самоконтроля

Почему нормативно-правовой акт занимает особое место в системе госу­дарственных источников права?

Почему закон обладает высшей юридической силой по сравнению с дру­гими нормативными правовыми актами?

Что означает высшая юридическая сила закона?

Каковы основные источники права в РФ?

Дайте понятие системы права.

Каковы структурные элементы системы права?

Какое значение для деятельности юриста имеет знание системы права?

Дайте краткую характеристику конкретной отрасли права (гражданской, уголовно-исполнительной, административной и др.). Назовите несколько правовых институтов, которые входят в состав данной отрасли.

На примере конкретной отрасли права определите предмет и метод право­вого регулирования и дайте их краткую характеристику.

Каковы основные характеристики правовых систем?

Тема 13. Нормативно-правовой акт как источник права.

Вопросы:

Понятие и признаки нормативного правового акта.

Классификация нормативных правовых актов по юридической силе.

Понятие закона и виды законов.

Конституция как законодательный акт.

Подзаконные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Локальные нормативные правовые акты.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Утрата нормативным правовым актом юридической силы. Обратная сила закона.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1996. №25, ст. 2955.

3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания, ст.ст. 4, 7. //Собрание законодательства РФ. 1994, №8, ст. 801.

4. Федеральный закон от 8 января 1997 г. №2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1997, №2, ст. 199.

5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Ст. 16-23 //Собрание законода­тельства РФ. 1997, №51, ст. 5712.

6. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. №549 «Об утверждении По­ложения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворче­ском процессе. //Собрание законодательства РФ. 1996, №16. ст. 1842; 1997, №20, ст. 2238; № 41, ст. 4680; 1998, №10, ст. 1161.

7. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правитель­ства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. //Собрание законодательства РФ. 1996, №22, ст. 2663; 1997, №20, ст. 2242; 1998, №33, ст. 3967.

8. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства». Общеправовой классифика­тор отраслей законодательства. //Собрание актов Президента и Правитель­ства РФ, 1993, №51, ст. 4936.

9. Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. №1178 «О мерах по обеспече­нию открытости и общедоступности нормативных актов». //Собрание за­конодательства РФ. 1995, №48, ст. 4660.

10. Общеправовой классификатор отраслей законодательства. //Собрание законодательства РФ. 1995, №1, ст. 46.

11. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1994 г. №310 «О поряд­ке подготовки Правительством РФ заключений по проектам законов, на­правляемым Государственной думой». // Собрание законодательства РФ. 1994, №16, ст. 1276.

12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об ут­верждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». // Со­брание законодательства РФ. 1997, №33, ст. 3895.

13. Приказ Министерства юстиции РФ от 17 апреля 1998 г. № 42 «Об ут­верждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госу­дарственной регистрации». //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., Изд-во Юрид. лит. 1998, № 10, с. 75.

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М: Юрид. лит., 1996, с. 108-129.

2. Бойков А.Д., Корпец И.И. О законотворчестве судебной власти и пра­восудии. //Государство и право. 1992, № 11, с. 94-101.

3. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъ­ектов Российской Федерации. //Государство и право. 1995, №11, с. 44-49.

4. Власенко Н.А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

5. Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.Я. Федеральный законода­тельный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор). //Государство и право. 1998, №9, с. 91-97.

6. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершен­ствования. //Государство и право. 1993, №10, с. 27-35.

7. Жажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. //Государство и право. 1996, №11, с. 92-98,

8. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федера­ции: краткий аналитический обзор. //Государство и право. 1996, №11, с. 98-104.

9. Жевакин С.Н, Государственная регистрация ведомственных норматив­ных актов: краткий комментарий и обзор практики применения. //Государство и право. 1995, №5, с. 30-38.

10. Исаков В.Б., Поленика С.В. Законотворчество в Российской Федера­ции. //Государство и право. 1997, №2, с. 313-114.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 36-41.

12. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп.-М: Юрайт, 1997, с. 237-254.

13. Керимов А.Д. Закон Франции: от принятия до промульгирования. //Государство и право. 1997, №7, с. 71-74.

14. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991.

15. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе. //Государство и пра­во. 1998, №30, с. 15-17.

16. Котенков А.А. Президент- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. //Государство и право. 1998, №9, с. 5-8.

17. Котенков А.А. Проблемы «финансовоемких» законопроектов в законо­дательной процедуре. //Государство и право. 1998, №11, с. 5-7.

18. Косопкин А.С., Нефедова Т.Н. Президент, конгресс, законодательство (опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в Соеди­ненных Штатах Америки). //Государство и право. 1998, №1, с. 79-91.

19. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных консти­туционных законов. //Государство и право. 1995, №12, с. 3-10.

20. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Фе­дерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязатель­ному рассмотрению. //Государство и право. 1997, №9, с. 12-20.

21. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов. //Государство и право. 1995, №5, с. 23-29.

22. Медведев Л.М. Правовое регулирование действия закона во времени. //Государство и право. 1995, №3, с. 69-76.

23. Надеев Р. Правовая экспертиза законопроекта. //Российская юстиция. 1998,№1.

24. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. - М.: Прогресс, 1974.

25. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под. ред. проф. МП. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерца­ло», 1998, с. 157-212.

26. Поленика С.В. Качество закона и эффективности законодательства. - М,, 1993.

27. Поленика С.В. Новое в системе законодательства РФ. //Государство и право. 1994, №12, с. 27-36.

28. Поленина С.В. Федеративные договоры и структура законодательства России. //Государство и право. 1993, №1, с. 3-12.

29. Правотворчество в СССР. - М., 1974.

30. Протасов В.Н. Юридическая процедура. -М., 1993.

31. Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механиз­ма действия закона. //Государство и право. 1993, №1, с. 23-32.

32. Сенякин И.Н. Проблемы специализации и унификации Российского зако­нодательства. //Государство и право. 1993, №5, с. 20-27.

33. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факульте­тов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998, с. 287-313.

34. Тихомиров Ю.А. Критерии законности правовых актов. //Право и эконо­мика. 1997, №19, с. 3-4.

35. Тихомиров Ю.А., Зратевская Т.Д. Правотворчестзо области как субъекта Российской Федерации. //Государство и право. 1997, №1, с, 12-17.

36. Троицкий B.C., Морозова Л.А. Делигированное законотворчество. //Государство и право. 1997, №4, с. 91-99.

37. Черданцев А.Т. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. - Екатеринбург, 1993.

38. Шишкин СИ,, Ронсанский М.Я., Игнатенко В,В. Межрегиональная про­грамма развития правотворчества. //Государство и право. 1993, №8, с. 59-71.

39. Язык закона. - М., 1990.

Научно-методические рекомендации

Нормативно-правой акт – это основной источник права в странах романо-германской правовой системе, в том числе и в России. Он обладает следующими признаками: исходит только от строго уполномоченных на то органов; принимается или издается с соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме и представляет собой юридический документ, выполненный в письменной форме; распространяет свое действие на неопределенное количество случаев и не неопределенное число лиц. По последнему признаку нормативно-правовой акт отличается от индивидуальных или правоприменительных актов, которые выражают решение по конкретному делу, адресованы конкретному лицу и от интерпретационных актов или актов толкования норм права.

Нормативно-правовые акты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние нормативно-правовые акты или нормативно-правовые акты общего характера распространяются на всех лиц. Внутренние акты распространяются на определенные категории лиц. Нормативно-правовые акты различают также по субъектам их принимающих или издающих: акты референдума, акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления и т.д.

Юридическая сила означает место нормативно-правового акта в иерархической системе нормативно-правовых актов, их соподчиненность. Нормативно-правовые акты, стоящие на более низкой ступени соподчиненности должны вытекать из стоящих на более высокой ступени и не противоречить им. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В Российской Федерации, главным источником права является нормативно-правовой акт. В общем, виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России на федеральном уровне можно представить сле­дующим образом:

- Конституция;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы;

- Указы Президента;

- Постановления Правительства;

- Нормативные акты министерств и ведомств;

- Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации.

Особым источником права являются международные договоры России.

Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой по сравнению с подзаконными нормативно-правовыми актами. Они принимаются, как правило, органами законодательной власти, которые всегда являются представительными органами и поэтому выражают волю народа, избирателей, либо принимаются референдумом (всенародным голосованием) вследствие чего обладают высшей юридической силой.

Законы имеют собственную иерархию. В России на первом месте среди законов стоит Конституция, на втором месте – федеральные конституционные законы, на третьем месте – федеральные законы. Кроме того, принимаются законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты исходят от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностных лиц. Высшей юридической силой в системе подзаконных нормативно-правовых актов обладают акты главы государства, (монарха или президента). В Российской Федерации – это указы Президента Российской Федерации. На втором месте стоят акты правительства как коллегиального органа исполнительной власти. В Российской Федерации - это постановление Правительства Российской Федерации. Ступенькой ниже стоят нормативно-правовые акты отраслевых органов исполнительной власти: министерств и ведомств. В Российской Федерации – это приказы, инструкции, письма, решения коллегий, федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств. Еще ниже стоят локальные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления или издаваемые должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, действующих согласно гражданскому законодательству (правила внутреннего распорядка в организации, устав организации).

Особое положение занимают местные нормативно-правовые акты. В России – это акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, постановления местных администраций). Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории муниципального образования.

Основная роль в процессе правового регулирования отводится законам. Слушатели могут привести примеры законов и определить его основные признаки, пользуясь уже имеющимися знаниями. Закон – это обладающий высшей юридической силой нор­мативный акт, принятый в особом порядке высшими представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регули­рующий наиболее важные общественные отношения. В демократическом государстве законы занимают первое место среди всех источников права, являются основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Действие нормативных актов во времени определяется двумя момен­тами:

а) временем вступления в законную силу,

б) временем утраты закон­ной силы.

По общему правилу нормативный акт вступает в силу со време­ни принятия либо с того времени, которое указано в акте. Нормативные акты, которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении определенного срока после опубликования.

Нормативные акты теряют силу в трех случаях: во-первых, по истече­нии срока действия, на который издан нормативный акт; во-вторых, в ре­зультате отмены акта путем публикации решения об отмене в специальном перечне отменяемых актов; в-третьих, в связи с изданием нового норма­тивного акта, заменяющего прежний акт. По общему правилу норматив­ные акты не имеют обратной силы.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от иерархии го­сударственного органа, издавшего нормативный акт. Акты федеральных органов действуют на всей территории Федерации, республиканские акты - на территории данной республики, нормативные акты местных органов имеют силу лишь на подведомственной территории. Нормы, содержащие­ся в федеральных законах, могут иметь экстерриториальное действие, то есть применяться за пределами Российской Федерации в отношении рос­сийских граждан. Действие нормативных актов по кругу лиц заключаются в том, что акты распространяются на всех лиц, за исключением лиц, поль­зующихся правом экстерриториальности (главы иностранных государств, послы и т.д.). В трех случаях действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц может не совпадать: во-первых, нормы обязательного на всей территории избирательного закона в части активного права не рас­пространяются на некоторые категории граждан; во-вторых, установлен­ные законом льготы в пенсионном обеспечении распространяются на оп­ределенные категории лиц; в-третьих, ряд законов адресован только граж­данам России и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем нормативно-правовой акт отличается от правоприменительных и интепретационных актов?

2. Какова иерархия законов в Российской Федерации?

3. Какова иерархия подзаконных нормативно-правовых актов в Российской Федерации?

4. В каких случаях нормативно-правовой акт утрачивает юридическую силу?

Тема 14. Систематизация нормативно-правовых актов. Правотворчество и законотворчество.

Вопросы:

1. Понятие и виды правотворчества.

2. 2.Законотворчество как вид правотворчества. Стадии законотворческого процесса.

3. 3.Субъекты законодательной инициативы.

4. 1.Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов.

5. Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов.

6. Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов.

Семинарское занятие.Кодификация нормативно-правовых актов: понятие и признаки. Формирование новых отраслей права и отраслей законодательства в РФ. Отличия отрасли права от отрасли законодательства.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1996. №25, ст. 2955.

3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания, ст.ст. 4, 7. //Собрание законодательства РФ. 1994, №8, ст. 801.

4. Федеральный закон от 8 января 1997 г. №2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1997, №2, ст. 199.

5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Ст. 16-23 //Собрание законода­тельства РФ. 1997, №51, ст. 5712.

6. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. №549 «Об утверждении По­ложения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворче­ском процессе. //Собрание законодательства РФ. 1996, №16. ст. 1842; 1997, №20, ст. 2238; № 41, ст. 4680; 1998, №10, ст. 1161.

7. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правитель­ства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. //Собрание законодательства РФ. 1996, №22, ст. 2663; 1997, №20, ст. 2242; 1998, №33, ст. 3967.

8. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства». Общеправовой классифика­тор отраслей законодательства. //Собрание актов Президента и Правитель­ства РФ, 1993, №51, ст. 4936.

9. Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. №1178 «О мерах по обеспече­нию открытости и общедоступности нормативных актов». //Собрание за­конодательства РФ. 1995, №48, ст. 4660.

10. Общеправовой классификатор отраслей законодательства. //Собрание законодательства РФ. 1995, №1, ст. 46.

11. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1994 г. №310 «О поряд­ке подготовки Правительством РФ заключений по проектам законов, на­правляемым Государственной думой». // Собрание законодательства РФ. 1994, №16, ст. 1276.

12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об ут­верждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». // Со­брание законодательства РФ. 1997, №33, ст. 3895.

13. Приказ Министерства юстиции РФ от 17 апреля 1998 г. № 42 «Об ут­верждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госу­дарственной регистрации». //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., Изд-во Юрид. лит. 1998, № 10, с. 75.

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М: Юрид. лит., 1996, с. 108-129.

2. Бойков А.Д., Корпец И.И. О законотворчестве судебной власти и пра­восудии. //Государство и право. 1992, № 11, с. 94-101.

3. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъ­ектов Российской Федерации. //Государство и право. 1995, №11, с. 44-49.

4. Власенко Н.А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

5. Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.Я. Федеральный законода­тельный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор). //Государство и право. 1998, №9, с. 91-97.

6. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершен­ствования. //Государство и право. 1993, №10, с. 27-35.

7. Жажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. //Государство и право. 1996, №11, с. 92-98,

8. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федера­ции: краткий аналитический обзор. //Государство и право. 1996, №11, с. 98-104.

9. Жевакин С.Н, Государственная регистрация ведомственных норматив­ных актов: краткий комментарий и обзор практики применения. //Государство и право. 1995, №5, с. 30-38.

10. Исаков В.Б., Поленика С.В. Законотворчество в Российской Федера­ции. //Государство и право. 1997, №2, с. 313-114.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 36-41.

12. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп.-М: Юрайт, 1997, с. 237-254.

13. Керимов А.Д. Закон Франции: от принятия до промульгирования. //Государство и право. 1997, №7, с. 71-74.

14. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991.

15. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе. //Государство и пра­во. 1998, №30, с. 15-17.

16. Котенков А.А. Президент- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. //Государство и право. 1998, №9, с. 5-8.

17. Котенков А.А. Проблемы «финансовоемких» законопроектов в законо­дательной процедуре. //Государство и право. 1998, №11, с. 5-7.

18. Косопкин А.С., Нефедова Т.Н. Президент, конгресс, законодательство (опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в Соеди­ненных Штатах Америки). //Государство и право. 1998, №1, с. 79-91.

19. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных консти­туционных законов. //Государство и право. 1995, №12, с. 3-10.

20. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Фе­дерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязатель­ному рассмотрению. //Государство и право. 1997, №9, с. 12-20.

21. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов. //Государство и право. 1995, №5, с. 23-29.

22. Медведев Л.М. Правовое регулирование действия закона во времени. //Государство и право. 1995, №3, с. 69-76.

23. Надеев Р. Правовая экспертиза законопроекта. //Российская юстиция. 1998,№1.

24. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. - М.: Прогресс, 1974.

25. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под. ред. проф. МП. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерца­ло», 1998, с. 157-212.

26. Поленика С.В. Качество закона и эффективности законодательства. - М,, 1993.

27. Поленика С.В. Новое в системе законодательства РФ. //Государство и право. 1994, №12, с. 27-36.

28. Поленина С.В. Федеративные договоры и структура законодательства России. //Государство и право. 1993, №1, с. 3-12.

29. Правотворчество в СССР. - М., 1974.

30. Протасов В.Н. Юридическая процедура. -М., 1993.

31. Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механиз­ма действия закона. //Государство и право. 1993, №1, с. 23-32.

32. Сенякин И.Н. Проблемы специализации и унификации Российского зако­нодательства. //Государство и право. 1993, №5, с. 20-27.

33. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факульте­тов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998, с. 287-313.

34. Тихомиров Ю.А. Критерии законности правовых актов. //Право и эконо­мика. 1997, №19, с. 3-4.

35. Тихомиров Ю.А., Зратевская Т.Д. Правотворчестзо области как субъекта Российской Федерации. //Государство и право. 1997, №1, с, 12-17.

36. Троицкий B.C., Морозова Л.А. Делигированное законотворчество. //Государство и право. 1997, №4, с. 91-99.

37. Черданцев А.Т. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. - Екатеринбург, 1993.

38. Шишкин СИ,, Ронсанский М.Я., Игнатенко В,В. Межрегиональная про­грамма развития правотворчества. //Государство и право. 1993, №8, с. 59-71.

39. Язык закона. - М., 1990.

Научно-методические рекомендации

Особенно важным понятием для слушателей, получающих юридическое образование, является правотворческий процесс, то есть процесс создания нормативно-правовых актов.

Правотворчество – это деятельность государственных органов, на­правленная на совершенствование законодательства путем издания новых нормативных актов, изменения и отмены устаревших норм. Правотворче­ство является составной частью более широкого процесса - правообразования. Правообразование представляет собой процесс формирования и оформления нормативных актов. Процесс правообразования включает в себя ряд этапов: анализ и оценка сложившейся действительности, выра­ботка взглядов и концепции о будущем правовом регулировании, а также разработка и применение нормативных предписаний. Последним этапом правообразования выступает правотворчество.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной во­ли в закон.

Процесс создания права «растянут» во времени. Выделяют два этапа правотворчества - этап подготовки и этап принятия. Подготовка включает в себя следующие стадии:

Наши рекомендации