Вопрос 1.Экономика как основа развития общества
Особенности государственного управления в современных условиях
Каждая страна самостоятельно определяет свой курс в развитии экономики и для этого может использоваться различные способы – пассивное наблюдение, контроль, огосударствление, содействие и поддержка и др. В США проявляется концепция «конституционной экономики», а в Германии – «теория порядка» как часть концепции социального рыночного хозяйства.
Россия — многонациональная страна с огромной территорией и природными ресурсами, разнообразными природно-климатическими условиями. В то же время население распределено по ее территории неравномерно. 80% населения России проживает в европейской части, а природные ресурсы страны на 85% находятся к востоку от Урала. Такая диспропорциональность людских и природных ресурсов создает дополнительные трудности экономического развития страны.
Поэтому возникает особая роль государства по учету этих особенностей и принятия дополнительных мер, в том числе не только экономического порядка.
В числе органов управления находятся Президент и Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные органы федеральных министерств и ведомств, органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления.
Государственно-управленческая деятельность представляет управление в:
- экономической сфере;
- социально-культурной сфере;
- административно-политической сфере.
Существенными особенностями отличается организация управления государством в особых условиях.
Активная роль государства как основного субъекта управления сохраняется и в условиях действия институтов частной собственности, развития местного самоуправления.
Общие функции управления это: сбор, обработка и анализ информации; прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация и взаимодействие; контроль и учет. На смену директивному планированию времен советской централизованной экономики приходит государственное прогнозирование и индикативное планирование.
Центральное место среди функций государственного управления занимает государственное регулирование. В широком смысле регулирование — это установление режима взаимодействия субъекта управления (государства) и объектов управления (т. е. тех, на кого направлено государственное управляющее воздействие). Конкретное выражение государственное регулирование получает в следующих основных формах: нормативное регулирование; государственная регистрация; лицензирование; сертификация; координация.
Нормативное регулирование выражается в установлении государством общих обязательных правил поведения для участников общественных отношений. Правовыми формами государственного нормативного регулирования выступают законы и подзаконные акты, а также судебные акты.
Государственная регистрация — это деятельность государственных органов по правовому закреплению юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Виды государственной регистрации:
а) государственная регистрация актов гражданского состояния;
б) государственная регистрация нормативных актов органов исполнительной власти;
в) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
г) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
д) государственная регистрация общественных объединений;
е) регистрационный учет граждан.
Лицензирование — это специальное разрешение органов исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Лицензированию подлежат работы, производство которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Например, лицензированию подлежит образовательная деятельность; детективная и охранная деятельность; производство, продажа и приобретение оружия; реализация алкогольной продукции и т. д.
Сертификация — это деятельность органов исполнительной власти по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Среди целей сертификации наиболее значимыми являются контроль за безопасностью продукции и защита потребителя от недобросовестности изготовителя (исполнителя, продавца).
Координация — это деятельность по согласованию действий различных органов государственной власти. Она бывает, общая, межотраслевая, отраслевая, региональная.
Конкретными формами координации являются разработка и принятие совместных нормативных актов, планов и комплексных программ совместных действий разных органов исполнительной власти.
Среди методов государственного управления все большее значение приобретают методы не прямого, а косвенного воздействия – например, государственные заказы (как правило, в форме закона в экономической сфере, в области науки, образования, здравоохранения и т. д.), когда государственные нужды обеспечиваются не только административным путем, но и экономическими способами.
В структуре органов государственного управления наряду с функциональными существуют органы межотраслевого регулирования. Ряд министерств и ведомств при осуществлении своей деятельности выходят за рамки своей отрасли: несколько министерств и/или ведомств могут управлять одними и теми же объектами находящимися в структуре других отраслей или некоторые органы управления могут осуществлять регулирование деятельности объектов разных отраслей. Это показывает надведомственный характер их деятельности по осуществлению координирующих функций путем принятия решений обязательных для других отраслей, т.е. осуществлять функциональное межотраслевое регулирование. Кроме координирующего межотраслевого воздействия в межотраслевом управлении могут приниматься меры обязывающего характера, которые чаще всего связаны с контролем и надзором, правом наложения административных взысканий и др. так например, в ведении Министерства финансов находятся вопросы денежного обращения, Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство природных ресурсов (охрана окружающей среды, экологический контроль и др.), Государственная таможенная служба (порядок ввоза и вывоза товаров и др.).
К межотраслевым сферам управления относятся:
- Финансы и кредит
- Наука и технологии
- Материально-техническое обеспечение
- Безопасность
- Труд и социальное развитие
- Государственная статистика и учет
- Государственная стандартизация и метрология
- Прогнозирование
- Транспорт и связь и др.
Система управление в экономической сфере
Систему организации управления в экономической сфере можно представить в виде двух взаимосвязанных подсистем:
- управление экономическим развитием страны в целом;
- управление в отдельных комплексах экономики (например, в промышленном; агропромышленном; транспортном; строительно-жилищном; связи; торговли и др.).
В каждой из этих подсистем действуют конкретные органы исполнительной власти.
Органами управления экономикой являются:
● Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении. Основной формой управления является принятие законов. Счетная Палата осуществляет контроль за расходованием средств государственного бюджета.
● Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров и т.п.
Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации, участвует в рассмотрении законопроектов и дает свои заключения по ним. Именно Правительство РФ обладает конституционными полномочиями по разработке и исполнению федерального бюджета, проведению единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью.
● Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.
● Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты в рамках своей компетенции в отношении подведомственных им объектов осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.
● Местные органы государства, к которым относятся отделы и управления соответствующих министерств и ведомств на местах участвуют в управлении подчиненных им объектов определенной административно-территориальной единицы в функциональном или межотраслевом плане.
● Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.
Основные сферы экономики
Экономика страны представляет сложившиеся экономические комплексы, т. е. блоки однородных отраслей производства материальных благ. Среди важнейших экономических комплексов России можно назвать:
а) промышленный комплекс;
б) агропромышленный комплекс;
в) транспортно-дорожный комплекс;
г) строительно-жилищный комплекс;
д) комплекс связи.
Каждая отрасль экономики имеет свои функциональные особенности и специфические способы управления.
Промышленный комплекс — важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности. Промышленный комплекс состоит из большого количества конкретных отраслей промышленности, причем некоторые их группы также составляют свои комплексы (например, топливно-энергетический; нефтехимический; военно-промышленный; лесопромышленный; атомный и др.). Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия.
Агропромышленный комплекс охватывает все отрасли хозяйства, которые осуществляют производство, заготовку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности.
Строительно-жилищный комплекс — это строительство и реконструкция жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Комплекс связи представляет систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, почтовой связи, а также информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных сетей.
Транспортно-дорожный комплекс играет важную роль в экономике страны. Он включает гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, железнодорожный транспорт и дорожное хозяйство, которые осуществляют перевозочную деятельность, работы и услуги, связанные с обслуживанием пассажиров и грузов, содержанием автомобильных дорог, водных путей, морских, речных портов, гражданских аэропортов и др.
Железнодорожныйкомплекс относится к числу естественных монополий с особым регулированием, управление этой отраслью носит централизованный характер и относится к исключительной компетенции Федерации. В систему Министерства путей сообщения входят железные дороги и их отделения, промышленные, снабженческие, торговые и др. предприятия. Главным оперативным звеном является железная дорога – унитарное государственное предприятие, самостоятельной экономической формы деятельности. В настоящее время в управлении железнодорожным видом транспорта вместо строго административных внедряются начала гражданско-правовых отношений, кроме государственной формы собственности на железной дороге появляется частная (ж/д поезда).
Управление авиационным транспортом осуществляется специальными федеральными органами, в числе которых Авиационно-космическое агентство. В сфере авиационного транспорта действуют предприятия и организации различных форм собственности, физические и юридические лица. Административные органы исполнительной власти в области авиационного транспорта в отношении нарушителей физических и юридических лиц наделены полномочиями привлечения их к административной ответственности.
Государственное управление морским, речным и автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта РФ, в составе которого действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река-море). Органами управления в сфере внутреннего транспорта являются также бассейновые (рек, внутренних морей, озер) управления водных путей. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты.
В ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления находятся вопросы управления пассажирскимгородским и междугородним автомобильным транспортом.
Одним из важнейших направлений для государства и общества в целом в сфере экономики является финансы и кредит. Подавляющая часть вопросов в этом направлении относится к исключительному ведению Федерации. Совместно Федерацией и её субъектами устанавливаются только общие принципы налогообложения и сборов в стране. Финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы отнесены к ведению Федерации. Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина), МНС РФ. Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.
Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система. Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель, назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.
Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги. Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП.
Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.