Политика и ее сущность: основные подходы
Политика и ее сущность: основные подходы
Термин Политика (Аристотель) - наука государственного управления, наука о целях государства и наилучших средствах их достижения, как искусство жить вместе, как борьба за власть и ее удержание.
Два феномена П: власть и государство.
Предпосылки П:развитие человеческих потребностей, усложнение социальной жизни, выделение частной собственности, разделение труда.
Выделение политики в самостоятельную сферу началось с аграрного общества (совершенствование орудий производства и использование животной силы позволили производить продуктов больше, чем было необходимо для потребления).
Компоненты П: экономика, средства регуляции социальных взаимоотношений, власть и институты публичной власти (государство с бюрократическим аппаратом, армия), налоговая система.
Взгляды на возникновение П:
1) теологический, происхождение из божественной воли.
2) антропологический
- (Аристотель), необходимость политики по природе человека (чел-к не животное и не божество), чел-к стремится к общему благу. Начальная форма политического общения - семья и селение, высшая форма - государство.
- (Т. Гоббс) Политика формируется из-за возвышения человека над звериным состоянием. природа человека эгоистичная и жадная – это порождает "войну всех против всех".
3) биологический (Лоренц). В основе общие начала человека и животного (инстинкты, модели поведения). Человеку и животному присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание. Поэтому много войн и конфликтов. Возможно ограничение агрессивности посредством контроля.
4) психологический (Фрейд). Политика - проявление либидо индивидов. В природе человека заложены такие потребности, интересы, эмоции и влечения, которые порождают политику.
5) социальный. политика имеет общественное происхождение в ходе исторической эволюции общества (в связи с ростом его социальной неоднородности и сложности организации)
Подходы к пониманию политики:
1. управления обществом(Алмонд, Истон),. решение всех проблем, за исключением нравственных, способ регулирования конфликтов.
2. Субстанциональный подход (Макиавелли, Вебера, Маркса). П - это управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти.
3. Институционный подход (Ленин) существуют организации – субъекты политики, в которых концентрируется власть.
4. Социологический подход Общ-во – разнообразие соц групп, обладающих интересами и потребностями, их главный рычаг реализации потребностей - власть. Политика - деятельность социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении потребностей с помощью власти.
5. Телеологический подход П- особая форма человеческого существования, связанная с целедостижением и организацией.
6. консенсусный подход, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются через поиск компромиссов.
7. Конфликтный подход. П - борьба интересов социальных групп и институтов по поводу власти, контроля над распределением общественных благ.
8. Подход Лассуэлла. П - механизм распределения ценностей в обществе.
Политическая жизнь и властные отношения
Политическая жизнь — это форма и способ функционирования политики.
- отношения политической власти
- участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти,
- выражаются и защищаются интересы различных социальных и политических групп,
- объединения людей в политические организации.
Формы полит жизни:
- спокойная, развивающейся в рамках сложившегося нормативного порядка. поддерживается целостность общества и политическая стабильность
- резкое увеличение действий, выходящих за рамки закона, противостоянием и конфликтностью политических сил. ломка старых отношений политической власти, создаются новые политические институты
Политические институты
1)Институт парламентаризма, регулирует создание законов, представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование парламента касается компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.
2)Институты исполнительной власти текущее управление общественными делами и населением страны. Основной субъект, принимающий наиболее ответственные решения, либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).
3)Институт государственной службы. Рассредоточение системы управления общественными делами. порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы.
4)Институт главы государства. выступает от имени всего народа, высшим арбитром в спорах, гарантирует целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.
5)Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей, суд не создает нормативных актов. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение людей этому решению.
6)институт гражданства, регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений: определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга (гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, всеобщая воинская обязанность), (Государство осуществляет защиту прав гражданина). регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.
7)институт избирательного права.
8)Институт политических партий. Что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений.
Содержание и структура политологического знания
Политология – это комплекс знаний о политике, полит.системах, явлениях, процессах; анализ политического процесса, взаимосвязей с эк, соц, психолог факторами общественной жизни.
Предмет политологии:
1)Наука об управлении государством.
2)Политология – наука о власти в любой организации.
Состав политологии:
- политическая теория
- политические институты
- партии, группы и общественное мнение
- международные отношения
Функции:
1)Методологическая. формируются принципы политической деятельности
2)Познавательная. анализ политического процесса, изучение мнения различных социальных общностей о происходящем в политической жизни.
3)Прогностическая. Анализ тенденций развития, позволяет прогнозировать дальнейшее развитие Периоды истории политологии:
1.Философский. Древний мир. Аристотель, Цицерон, Платон, Макиавелли
2.Эмпирический. Середина 19 в – серд 20 в. изучение политологии научными методами. Большое влияние оказала социология. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.
3.Рефлексия. до наших дней. определён предмет, объект, задачи политологии.
Античность
Платон («Государство», «Законы»). Первое систематизированное представление о политике и государстве. Говорит не о реальном, а об идеальном справедливом государстве (правят лучшие и благородные, гармонично существуют три основных сословия: правители (философы), стражи и ремесленники, правит закон, который выше правителей).
Идеальному гос-ву противостоят несовершенные формы реального гос-ва:
1. Тимократия – власть жадных, грубых правителей.
2. Олигархия – власть узкой группы богатых правителей
3. Демократия – власть всех. Нет должной системы управления.
4. Тирания – власть одного. Худший тип гос-ва (беззаконие, насилие, произвол)
Аристотель («Политика»). Анализ существующей в его время формы гос-ва.
Гос-во возникает естественным путем и является высшей формой предыдущих общений (семьи и селения). Цель гос-ва - всеобщее благо. Норма политического общения - справедливость. Людей – необходимый компонент пол-ки.
Правильные формы гос-ва (цель достижение общего блага):
1.Монархия (абсолютная или патриархальная).
2. Аристократия – власть лучших людей.
3. Республика – выборная власть многих.
Неправильные формы гос-ва (реализуется воля только правителей):
1.Тирания – власть правителя, преследующего только свою выгоду.
2. Олигархия – власть группы недостойных богачей, цель: своя выгода.
3. Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. 5 видов демократии (Худшая охлократия – власть толпы).
Политический идеал: смешанная форма гос-ва, синтез аристократии и республики (справедливый закон, существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти).
Цицерон («О государстве», «О законах»).проблемы правового равенства граждан в гос-ве.
Предпосылки гос-ва и права: всеобщие требования природы и веления человеческой натуры. Причина появления гос-ва: проблема защиты частной собственности.
Формы гос-ва:
1.Монархия – царская власть.
2.Аристократия – власти лучших представителей.
3.Демократия – власть народа.
4. Республика - всеобщий разум и справедливость, общность прав граждан.
Лучшая форма: монархия + финансовое могущество аристократов + опора на народ.
Средневековье
Теология (божественное происхождение власти). Человек – гражданин 2х миров: церковь (гармония души) и государство (принудительность человеческого существования).
Августин Блаженный. Учение о системе господства, в которой гос-во обеспечивает выживание человека, а церковь дает смысл существования человека и гос-ва. Два типа общности: град земной (Любовь к себе) и Град Божий (Любовь к богу). Церковь олицетворение Града Божьего.
Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей»). Гл задача: примирение между верой и разумом, церковью и гос-вом. Люди по природе равны, и власть – посредник между Богом и подданными. Власть дана от Бога.
Лучшая форма правления: монархия + аристократия (рядом с монархом) + демократия (правители избираются из всех).
Эпоха Возрождения
В центре человек с его потребностями.
Никколо Макиавелли.П - наука, в основе политич. поведения людей – выгода и сила.
- отделяет религию, мораль и политику.
- разделяет понятие общество и государство
- заменяется тезис о божественном происхождении политики на идеей ее объективной исторической предопределенности.
- смена форм гос-ва происходит циклически и связана с законами общественного развития.
- Прописаны наставления государям: властители должны быть безжалостными, жестокими, действовать на основе насилия и страха, потому что на любви народа власть не удержать.
Правильные формы гос-ва: монархия, аристократия, демократия. их цель: величие гос-ва; Неправильные: тирания, олигархия, «распущенность».
Лучшая форма: монархия + аристократия + демократия.
Новое время
Томас Гоббс («Левиафан»)
-Предпосылки гос-ва: «война всех против всех». Причина войны: чел-к по природе жаден, ищет не общения, а господства над другими. Люди пребывают в постоянной вражде (жизнь одинока, бедна, опасна). Решение: общественный договор об учреждении гос-ва, которое кладет конец всеобщей вражды. Люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института и подчиняются гос. власти. Власть едина, не ограничена. Не допускается разделения власти между правителем и другими гос. институтами.
Джон Локк, либерализм («Два трактата о правительстве»).
- основные естественные права: право частной собственности (возникло раньше гос-ва и нуждалось в защите), свобода и равенство, право свергнуть власть (если права народа нарушаются).
- для осуществления этих прав люди учреждают гос-во. При этом люди не отказываются от естественных прав и свобод в пользу гос-ва.
–только разделение властей может гарантировать соблюдение прав граждан. Несколько гос. институтов, законодательная власть - верховная.
Лучшая форма гос-ва – конституционная монархия (разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную))
Шарль Монтескье, концепция разделения властей («О духе законов»)
- цель разделения властей: безопасность граждан от произвола правителей, политическая свобода и права людей, взаимно сдерживать друг друга.
- все общественные отношения должны регулироваться правом.
- естественные факторы задают определенную форму гос-ва, а не произвольный выбор.
3 формы правления: республика, монархия и деспотизм.
Формы гос-ва, где действует право и закон: монархия, аристократия, демократия. В таких гос-вах действуют три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. При этом законодательная в руках собрания представителей народа.
Жана-Жак Руссо
Источником законной власти — добровольный общественный договор.
Объединение людей - создание всеобщей воли, во имя общественного блага.
Верховная власть – народ (отрицается представительная демократия. Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах).
Народ избирает форму исполнительной власти. Для небольших государств - демократия, для больших - монархия.
Кант.Предпосылки власти: человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой. Полит жизнь - борьба людей за их свободу.
- ограничить произвол может только право при принуждении гос-ва.
Идеал гос-ва – правовое гос-во (верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан гос-ва, разделение властей)
Два типа политиков:
1.моральные политики: совмещают принципы политики с моралью
2.политические моралисты: трактуют мораль исходя из государственной выгоды. Такая политика является пагубной и оказывается антиполитикой.
Формы отношений власти и народа:
1.по количеству правящих: автократические, аристократические и демократические.
2.по способу управления: республиканская и деспотическая.
Гегель.(«Философия права») Лучшая форма гос-ва: Конституционная монархия (достигается единство государства).
- концепция гражданского общества и правового государства.
Правовое гос-во: политический институт под властью закона.
Гражданское общество: соблюдение частных интересов через негосударственные социальные институты. Черты ГО: наличие частной собственности, высокий уровень свободы человека и общества, отношения регулируются законом.
Утопический социализм.Этапы:
1)ранний этап (16-18 в) (Мор, Морелли, Кампанелла, Мелье, Бабеф). Общ-во, где нет богатых и бедных, между людьми царит мир, равноправие, свободомыслие. Труд по потребностям
2)критический утопический социализма (нач 19в) (Фурье, Оуэн) Идея самоуправляющихся коммунистических общин (коллективизм) – социалистическое общество (плановое производство, потребности каждого удовлетворяются за счет общества, гос власть - организация производства и управления вещами, две формы собственности – гос и частн).
3)революционно-демократический этап (серед 19 в) (Гарибальди, Мадзини, Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский). Черты нового общества: демократия и равенство.
Марксизм (Маркс и Энгельс)
Политическая власть- организованное насилие одного класса для подавления другого.
Причины столкновения классов: развитие эк-ки, характер производства и обмена.
Основная мысль марксизма:
1) существование классов связано с определенными фазами развития производства
2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата
3) диктатура ведет к уничтожению всяких классов.
Теория научного коммунизма:
1.Власть, гос-во имеет классовую природу
2. Гос-во влияет на развитие эк-ки
3. Такое гос-во (инструмент подавления господствующим классом эксплуатируемых классов) не будут существовать вечно. Оно отмирает по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие революции рабочего класса и диктатуры пролетариата.
Гумплович, социал-дарвинизм. Причины возникновения гос-ва: стихийный характер в борьбе рас и социальных групп за существование.
Политологическая теория элит (Моска, Парето) ("Господствующий класс", "Трактат по общей социологии"). Власть должна находиться в руках меньшинства (господствующего класса, элиты).
2 основные элиты: аристократическая (не пополняется людьми вне ее круга) и демократическая (люди из широких масс с качествами полезными для осуществления власти).
Люди с элитарными качествами, но не в руководящей группе составляют контрэлиту.
ТК господствующие элиты стараются передать свои привилегии по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть и устанавливает свое господство.
Вебер. Теория рациональной бюрократии (самая эффективная система гос организации) - исполнительный орган. Осн черты:
- разделение труда, обусловленное правилами и законами;
- подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
- назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;
- оплата труда работников в соответствии с рангом;
- для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;
- служащий не является владельцем учреждения, в котором работает.
3 типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический и рационально-легальный.
П - стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами или внутри государства.
Америка
Мерриам, Лассуэлл. Американская демократия - форма политического правления наиболее соотствущ естественной природе человека. Развитие АД должно привести к раскрытию творческих возможностей человека и в конечном итоге - к установлению нового типа политических отношений.
3 типа политиков (Лассуэлл): администратор, агитатор и теоретик.
В реализации власти важную роль играют ценности и их распределение в обществе (зависит от элит).
Моргентау, прагматизм. Во внеш пол-ке гл роль нац интересы: защита территорий, населения и государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.
Теории авторитаризма и тоталитаризма (Бжезинский, Хантингтон, Даль, Моор, Алмонд и Д. Коулмен). Два подхода: анализ тоталитарных стран Европы; применение этих режимов на страны третьего мира:
Теория перехода от авторитаризма к демократии через:
-социальное разнообразие и освобождения от влияния религии.
-динамику власти и реализацию опыта запада.
Элитарные и плюралистские теории политической власти (Миллс)
Американское общество имеет 3 слоя. Верхний слов: властвующая элита (руководители корпораций, политические лидеры, высшие государственные служащие и армейские чины, интеллектуалы). Они принимают главные решения в интересах своей группы, правда, при этом говорят об интересах США.
Европа
Дарендорф - господство и подчинение ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление.
Сформулировал различия американского и европейского подхода подхода В Европе конфл трактуеся как мотивационная основа политической жизни.
Дюверже.Власть двулична (Пол-ка - борьба между индивидами и группами за власть, в которой победители пользуются привилегиями в ущерб побежденным и направляют все ресурсы государства на построение социального порядка, выгодного им.
Сартр, Мерло-Понти и Альтюссер (западный марксизм). Предложили новую, отличающ от марксовой, трактовку взаимоотношений человека и природы: господство над природой было достигнуто разделением труда, подчинение природы происходило одновременно с формированием классов, развитие техники только совершенствовало механизм тирании.
Политическая мысль в России
1) Древняя Русь. (Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Иларион «Слово о законе и благодати», Ярослав Мудрый «Русская Правда», «Повесть временных лет»,
Владимир Мономах «Поучение» - княжение идеальная форма правления).
Характер пол-ки: византийское влияние, не было абсолютной власти князя (монархическая, но не абсолютная), ограничена вечем и советом бояр.
Осн вопросы:
- происхождение государства и княжеской династии (обоснование законности Рюриковичей),
- укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон),
- суть великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной),
- взаимоотношения церкви и государства (государь главенствуют над церковью).
обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.
Московское гос-во
Фелофей Псковский – теологическая концепция
Иван 4 - идея патерналистского правления: только государь знает об истинных нуждах гос-ва, только он вправе заботиться о них.
Курбский – идея сословно-представительной монархии
Характер пол-ки: неограниченная самодержавная власть, теологическое обоснование власти.
3)Период становления империиХарактер: четкий курс на Запад, некоторые политические концепции запада переиначиваются
Феофан Прокопович - использует теорию общественного договора и обосновывает самодержавную власть: в момент совершения договора (обусловленного Божьей волей) народ полностью и навсегда отказывается от своих прав и свобод.
4) С Серед 18 в. складываются классические направления Нового времени — консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное).
- Консерватизм в отечественной политической мысли.
Осн признаки:
• необходимости следовать по собственному пути развития, отличному от западного;
• признание незыблемости самодержавной власти в России. Возможность проведения реформ, не затрагивающих форму правления;
• критика парламентаризма (угроза целостности России. представленные в парламенте депутаты будут отстаивать местные интересы, забывая об интересах государства), либерализма и социализма;
• православное мировоззрение
• сохранение общественной иерархии как основы самодержавной власти
• высшая нравственная задача личности — служение общему благу – гос-ву
Победоносцев«Московский сборник». Власть - гарантия общественной стабильности, нравственная сила, объединяющая людей, посредник между сословиями.
- ЛиберализмЕкатериной II, княгиня Дашкова, граф Панин, Витте, Столыпин,
Сперанский«Введение к Уложению государственных законов»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.
При отсутствии гражданского общества гос власть сама инициировала процесс распространения либеральных ценностей. 2 направления:
Славянофилы —Хомяков, Киреевские, Аксаковы самобытный путь развития России, на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме.
Западники— Грановский, Кавелин, Катков, Чичерин – опыт Европы, идеи правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти.
Чичерин «История политических учений».
Государство – союз народа, связанного законом в юридическое целое и управляемого верховной властью, обеспечивает безопасность, определяет и защищает гражданские права и свободы.
Свобода – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Частное благо - цель не государства, а гражданского общества.
Соловьев«философии всеединства»–компромисс в спорах славянофилов и западников о путях развития России. Миссия России - духовное объединение христианских стран и способствование созданию вселенского теократического государства.
- Радикализм
Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития. Революционное переустройство общества.
Русский анархизм (Бакунин, Кропоткин). Гос-во - зло, мешает естественному существованию людей, их свободе. Вместо государства после социальной
революции - новый строй на идее свободы, равенства, справедливости.
- Марксизм (Плеханов, Ленин, Струве, Булгаков)
Главная задача– критика либералов, доказывание, что страна вступила на путь капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.
В. И. Ленин развил марксистскую теорию (учение об империализме, о диктатуре пролетариата, о путях строительства социализма и коммунизма).
Функции политической власти
• формирование основных целей и направлений развития общества
• интеграция общества, сохранение порядка и целостности;
• регулирование социальных конфликтов
• распределение благ
Основы власти:
- власть не вещь, не объект, а взаимодействие
- не обязательно проявляется в насилии
- за любой властью скрывается явный или латентный конфликт.
Основные теории власти:
1. Теория «обмена ресурсов» Власть - социальный обмен. Один нуждается в ресурсах, другой требует от объекта подчинения и выполнения приказов.
2. Теория раздела «зон влияния» в зависимости от разделения ролей, будет меняться и субъект власти.
3. Бихевиоралистская теорияПолитич отношения - рынок власти. Социальные и политические субъекты действуют на таком рынке, стремясь с выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.
4.Системная теория,власть - атрибут социальной системы, обобщенный посредник. Ценность власти заключается в выполнении ею своих функций.
Демократия
- добровольность всех форм жизнедеятельности индивида
- ценности свободы, равноправия, прав человека, равные права на власть всех граждан
Теории демократии:
Либеральная теория демократии.Источник власти - народ, выражающий свою волю посредством представителей, которым он делегирует полномочия на определенный срок.
Теория прямой Д. Отрицает принцип представительности. Д прямое правление народа, на собраниях. Решение народа - основа деятельности законодательных и исполнительных органов.
Элитарная теория Д.Общераспространенность закона, конкурирующая политика, наличие политических партий, наличие гражд, политических и социальных прав.
Ф-ция ГО
1)Защитная:
-защита частных сфер жизни от жесткой регламентации государства
- обеспечение соблюдение прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
2)Регулирующая:
- формирование общественного самоуправления
- социальный контроль по отношению к своим членам
3)Политическая:
- рычаг в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству (акции протеста или поддержки, независимые СМИ)
- участие в формировании государственных органов (выборы и референдумы).
4)Коммуникативная:
- информирование государства о интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
Понимание ГО:
Либеральная трактовка ГО (Гоббс, Локк). ГО - переход человека от природного к цивилизованному существованию. В основе развития ГО - частная собственность.
Трактовка ГО Гегеля. ГО -совокупность индивидов, удовлетвор с помощью труда свои повседневные потребности. Движущая сила прогресса ГО – гос-во. Гос-во защищ человека, обеспеч справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гос-во первично ГО.
Трактовка ГО Маркса.Гос-во - защита интересов экономически господствующего класса-собственника, обладающего средствами производства. Граждане - имущие классы и социальные группы. ГО - фундамент глобального общества. Возможность преодоления разрыва между ГО и гос-вом - создание нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностное полностью растворятся в коллективном.
Политическое лидерство
Подходы к определение лидера:
1) Примитивное общ-во. Существуют интересы целого рода, племени. Функции лидера проявляются слабо. Гл задача: обеспечение выживания общинников. Лидер – герой, наделенный особыми физ качествами и нравств достоинствами.
2) Средневековье. Лидер избран богом, в отличие от простых смертных.
3) Теория лидерства Макиавелли. При осуществлении власти надо ориентироваться на мотивы поведения массы – страх и любовь. Для личной выгоды правителя лучше держать людей в страхе.
Положения теории:
1- власть лидера в поддержке его сторонников
2- подчиненные должны знать, что ожидать от лидера, и понимать, что он ожидает от них
3- лидер должен обладать волей к выживанию
4- правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Кач-ва мудрого лидера: качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство).
4) Теория черт лидера. Лидер - совокупность психологических черт, кот способствуют его выдвижению.
5) Теория ситуационного анализа. Лидер появляется в результате стечения обстоятельств. Лидер облад хотя бы одним превосходящим, кот востребовано сложившимися условиями. Лидер -функция определенной ситуации.
6) Личностно-ситуативная теория.Четыре фактора переменных лидерства:
1. политические убеждения лидера;
2. политический стиль лидера;
3. мотивы лидера;
4. реакция лидера на давление и стресс;
5. обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя;
6. предшествующий политический опыт лидера;
7. политический климат, в котором лидер начинал свою политическую карьеру.
Ф-ции лидеров:
1)интеграция:объединение групп на основе базовых ценностей, признанных обществом;
2)ориентация:выработка политического курса, согласно тенденциям прогресса и потребностям населения;
3) выбор инструментов:определение способов решения поставленных перед обществом задач;
4)мобилизация:инициирование необходимых изменений
5)коммуникация: обеспечение политической самоорганизации на основе тесных контактов собщественностью, организациями, группами и слоями;
6) гарант справедливости, законности и порядка
Политические идеологии
Подходы в определении И:
- ПИ определяет направленность политических взглядов.
- Маркс и Энгельс. Идеология не отражает действительность. Это конструирование мнимой модели
Политика и идеология не могут существовать друг без друга. Общие черты идеологии и политики:
- политика и идеология - явления сознания.
- направлены на интеграцию общества. политика осуществляет это через социальные проекты, идеология — через общественные идеалы;
Ф-ции ПИ:
• гносеологическая - создание модели мира и определение места человека в нем;
• аксиологическая - оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;
• программно-целевая - формулирование цели группы, разработка программы ее достижения;
• футурологическая - моделирование развития своей группы и общества в целом;
• интегрирующая - сплочение людей;
• защитная - конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;
• социально-организационная - определение принципов управления жизнью общности.
Уровни функционирования политической идеологии:
• теоретико-концептуальный, в основе формулировка основных положений, раскрывающих ценности определенного этноса, класса, группы, государства;
• программно-политический, социальные принципы и идеалы переводятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений
• актуализированный, степень освоения гражданами принципов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.
Основн типы политических идеологий: либерализм, консерватизм и социализм.
Либерализм (Локк, Гоббс, Смит). Священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства.
Условия развития индивида: зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм.
Условия процветания государства: частная собственность; невмешательство государства в экономику.
Неолиберализм.Цель общества - прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономику, принцип разделения властей, многопартийность.
Консерватизм. Общество и государство - результат естественной эволюции. Принципы и установки консерватизма:
1) преклонение перед традициями и историческим прошлым;
2) Власть принадлежит элите
3) государство и правящая элита - воплощение мудрости нации;
4) позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком 5) критическое отношение к совершенствованию человека и общества с помощью политических средств и методов
6)только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют поступать плохо.
Неоконсерватизм. идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.
Социал-демократизм (Бернштейн). Интеграция мыслей различных направлений (марксизма, либерализма). Идеология выраж интересы широких слоев западного общества - рабочих, интеллигенции, предпринимателей.
Социализм- не жесткая социальная конструкция, а процесс постоянного движения к реализации гл ценностей (свобода, справедливость, солидарность). Реализовать их ценности можно лишь при условии укрепления экономической, политической и духовной демократии, Концепция «социального государства»:общественный прогресс может обеспечиваться лишь сотрудничеством предпринимателей и наемных работников и учет интересов друг друга.
Политические режимы
ПР-методы власти, степень политической свободы индивида:
1.Тоталитаризм (Германия, СССР).Основные признаки:
- полный контроль над всеми сферами жизни общества и каждым человеком
- Монополия на средства вооруженной борьбы, насилия. политизация армии, полиции, спецслужб. их использование в политических целях.
- Монополия на власть единой массовой партии, возглавляемой харизма<