Политика и ее сущность: основные подходы

Политика и ее сущность: основные подходы

Термин Политика (Аристотель) - наука государственного управления, наука о целях государства и наилучших средствах их достижения, как искусство жить вместе, как борьба за власть и ее удержание.

Два феномена П: власть и государство.

Предпосылки П:развитие человеческих потребностей, усложнение социальной жизни, выделение частной собственности, разделение труда.

Выделение политики в самостоятельную сферу началось с аграрного общества (совершенствование орудий производства и использование животной силы позволили производить продуктов больше, чем было необходимо для потребления).

Компоненты П: экономика, средства регуляции социальных взаимоотношений, власть и институты публичной власти (государство с бюрократическим аппаратом, армия), налоговая система.

Взгляды на возникновение П:
1) теологический, происхождение из божественной воли.
2) антропологический

- (Аристотель), необходимость политики по природе человека (чел-к не животное и не божество), чел-к стремится к общему благу. Начальная форма политического общения - семья и селение, высшая форма - государство.

- (Т. Гоббс) Политика формируется из-за возвышения человека над звериным состоянием. природа человека эгоистичная и жадная – это порождает "войну всех против всех".

3) биологический (Лоренц). В основе общие начала человека и животного (инстинкты, модели поведения). Человеку и животному присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание. Поэтому много войн и конфликтов. Возможно ограничение агрессивности посредством контроля.

4) психологический (Фрейд). Политика - проявление либидо индивидов. В природе человека заложены такие потребности, интересы, эмоции и влечения, которые порождают политику.

5) социальный. политика имеет общественное происхождение в ходе исторической эволюции общества (в связи с ростом его социальной неоднородности и сложности организации)

Подходы к пониманию политики:
1. управления обществом(Алмонд, Истон),. решение всех проблем, за исключением нравственных, способ регулирования конфликтов.
2. Субстанциональный подход (Макиавелли, Вебера, Маркса). П - это управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти.

3. Институционный подход (Ленин) существуют организации – субъекты политики, в которых концентрируется власть.

4. Социологический подход Общ-во – разнообразие соц групп, обладающих интересами и потребностями, их главный рычаг реализации потребностей - власть. Политика - деятельность социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении потребностей с помощью власти.
5. Телеологический подход П- особая форма человеческого существования, связанная с целедостижением и организацией.

6. консенсусный подход, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются через поиск компромиссов.

7. Конфликтный подход. П - борьба интересов социальных групп и институтов по поводу власти, контроля над распределением общественных благ.
8. Подход Лассуэлла. П - механизм распределения ценностей в обществе.

Политическая жизнь и властные отношения

Политическая жизнь — это форма и способ функционирования политики.

- отношения политической власти

- участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти,

- выражаются и защищаются интересы различных социальных и политических групп,

- объединения людей в политические организации.

Формы полит жизни:

- спокойная, развивающейся в рамках сложившегося нормативного порядка. поддерживается целостность общества и политическая стабильность

- резкое увеличение действий, выходящих за рамки закона, противостоянием и конфликтностью политических сил. ломка старых отношений политической власти, создаются новые политические институты

Политические институты

1)Институт парламентаризма, регулирует создание законов, представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование парламента касается компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.

2)Институты исполнительной власти текущее управление общественными делами и населением страны. Основной субъект, принимающий наиболее ответственные решения, либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).

3)Институт государственной службы. Рассредоточение системы управления общественными делами. порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы.

4)Институт главы государства. выступает от имени всего народа, высшим арбитром в спорах, гарантирует целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.

5)Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей, суд не создает нормативных актов. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение людей этому решению.

6)институт гражданства, регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений: определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга (гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, всеобщая воинская обязанность), (Государство осуществляет защиту прав гражданина). регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.

7)институт избирательного права.

8)Институт политических партий. Что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений.

Содержание и структура политологического знания

Политология – это комплекс знаний о политике, полит.системах, явлениях, процессах; анализ политического процесса, взаимосвязей с эк, соц, психолог факторами общественной жизни.

Предмет политологии:

1)Наука об управлении государством.

2)Политология – наука о власти в любой организации.

Состав политологии:

- политическая теория

- политические институты

- партии, группы и общественное мнение

- международные отношения

Функции:

1)Методологическая. формируются принципы политической деятельности

2)Познавательная. анализ политического процесса, изучение мнения различных социальных общностей о происходящем в политической жизни.

3)Прогностическая. Анализ тенденций развития, позволяет прогнозировать дальнейшее развитие Периоды истории политологии:

1.Философский. Древний мир. Аристотель, Цицерон, Платон, Макиавелли

2.Эмпирический. Середина 19 в – серд 20 в. изучение политологии научными методами. Большое влияние оказала социология. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.

3.Рефлексия. до наших дней. определён предмет, объект, задачи политологии.

Античность

Платон («Государство», «Законы»). Первое систематизированное представление о политике и государстве. Говорит не о реальном, а об идеальном справедливом государстве (правят лучшие и благородные, гармонично существуют три основных сословия: правители (философы), стражи и ремесленники, правит закон, который выше правителей).

Идеальному гос-ву противостоят несовершенные формы реального гос-ва:

1. Тимократия – власть жадных, грубых правителей.

2. Олигархия – власть узкой группы богатых правителей

3. Демократия – власть всех. Нет должной системы управления.

4. Тирания – власть одного. Худший тип гос-ва (беззаконие, насилие, произвол)

Аристотель («Политика»). Анализ существующей в его время формы гос-ва.

Гос-во возникает естественным путем и является высшей формой предыдущих общений (семьи и селения). Цель гос-ва - всеобщее благо. Норма политического общения - справедливость. Людей – необходимый компонент пол-ки.

Правильные формы гос-ва (цель достижение общего блага):

1.Монархия (абсолютная или патриархальная).

2. Аристократия – власть лучших людей.

3. Республика – выборная власть многих.

Неправильные формы гос-ва (реализуется воля только правителей):

1.Тирания – власть правителя, преследующего только свою выгоду.

2. Олигархия – власть группы недостойных богачей, цель: своя выгода.

3. Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. 5 видов демократии (Худшая охлократия – власть толпы).

Политический идеал: смешанная форма гос-ва, синтез аристократии и республики (справедливый закон, существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти).

Цицерон («О государстве», «О законах»).проблемы правового равенства граждан в гос-ве.

Предпосылки гос-ва и права: всеобщие требования природы и веления человеческой натуры. Причина появления гос-ва: проблема защиты частной собственности.

Формы гос-ва:

1.Монархия – царская власть.

2.Аристократия – власти лучших представителей.

3.Демократия – власть народа.

4. Республика - всеобщий разум и справедливость, общность прав граждан.

Лучшая форма: монархия + финансовое могущество аристократов + опора на народ.

Средневековье

Теология (божественное происхождение власти). Человек – гражданин 2х миров: церковь (гармония души) и государство (принудительность человеческого существования).

Августин Блаженный. Учение о системе господства, в которой гос-во обеспечивает выживание человека, а церковь дает смысл существования человека и гос-ва. Два типа общности: град земной (Любовь к себе) и Град Божий (Любовь к богу). Церковь олицетворение Града Божьего.

Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей»). Гл задача: примирение между верой и разумом, церковью и гос-вом. Люди по природе равны, и власть – посредник между Богом и подданными. Власть дана от Бога.

Лучшая форма правления: монархия + аристократия (рядом с монархом) + демократия (правители избираются из всех).

Эпоха Возрождения

В центре человек с его потребностями.

Никколо Макиавелли.П - наука, в основе политич. поведения людей – выгода и сила.

- отделяет религию, мораль и политику.

- разделяет понятие общество и государство

- заменяется тезис о божественном происхождении политики на идеей ее объективной исторической предопределенности.

- смена форм гос-ва происходит циклически и связана с законами общественного развития.

- Прописаны наставления государям: властители должны быть безжалостными, жестокими, действовать на основе насилия и страха, потому что на любви народа власть не удержать.

Правильные формы гос-ва: монархия, аристократия, демократия. их цель: величие гос-ва; Неправильные: тирания, олигархия, «распущенность».

Лучшая форма: монархия + аристократия + демократия.

Новое время

Томас Гоббс («Левиафан»)

-Предпосылки гос-ва: «война всех против всех». Причина войны: чел-к по природе жаден, ищет не общения, а господства над другими. Люди пребывают в постоянной вражде (жизнь одинока, бедна, опасна). Решение: общественный договор об учреждении гос-ва, которое кладет конец всеобщей вражды. Люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института и подчиняются гос. власти. Власть едина, не ограничена. Не допускается разделения власти между правителем и другими гос. институтами.

Джон Локк, либерализм («Два трактата о правительстве»).

- основные естественные права: право частной собственности (возникло раньше гос-ва и нуждалось в защите), свобода и равенство, право свергнуть власть (если права народа нарушаются).

- для осуществления этих прав люди учреждают гос-во. При этом люди не отказываются от естественных прав и свобод в пользу гос-ва.

–только разделение властей может гарантировать соблюдение прав граждан. Несколько гос. институтов, законодательная власть - верховная.

Лучшая форма гос-ва – конституционная монархия (разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную))

Шарль Монтескье, концепция разделения властей («О духе законов»)

- цель разделения властей: безопасность граждан от произвола правителей, политическая свобода и права людей, взаимно сдерживать друг друга.

- все общественные отношения должны регулироваться правом.

- естественные факторы задают определенную форму гос-ва, а не произвольный выбор.

3 формы правления: республика, монархия и деспотизм.

Формы гос-ва, где действует право и закон: монархия, аристократия, демократия. В таких гос-вах действуют три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. При этом законодательная в руках собрания представителей народа.

Жана-Жак Руссо

Источником законной власти — добровольный общественный договор.

Объединение людей - создание всеобщей воли, во имя общественного блага.

Верховная власть – народ (отрицается представительная демократия. Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах).

Народ избирает форму исполнительной власти. Для небольших государств - демократия, для больших - монархия.

Кант.Предпосылки власти: человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой. Полит жизнь - борьба людей за их свободу.

- ограничить произвол может только право при принуждении гос-ва.

Идеал гос-ва – правовое гос-во (верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан гос-ва, разделение властей)

Два типа политиков:

1.моральные политики: совмещают принципы политики с моралью

2.политические моралисты: трактуют мораль исходя из государственной выгоды. Такая политика является пагубной и оказывается антиполитикой.

Формы отношений власти и народа:

1.по количеству правящих: автократические, аристократические и демократические.

2.по способу управления: республиканская и деспотическая.

Гегель.(«Философия права») Лучшая форма гос-ва: Конституционная монархия (достигается единство государства).

- концепция гражданского общества и правового государства.

Правовое гос-во: политический институт под властью закона.

Гражданское общество: соблюдение частных интересов через негосударственные социальные институты. Черты ГО: наличие частной собственности, высокий уровень свободы человека и общества, отношения регулируются законом.

Утопический социализм.Этапы:

1)ранний этап (16-18 в) (Мор, Морелли, Кампанелла, Мелье, Бабеф). Общ-во, где нет богатых и бедных, между людьми царит мир, равноправие, свободомыслие. Труд по потребностям

2)критический утопический социализма (нач 19в) (Фурье, Оуэн) Идея самоуправляющихся коммунистических общин (коллективизм) – социалистическое общество (плановое производство, потребности каждого удовлетворяются за счет общества, гос власть - организация производства и управления вещами, две формы собственности – гос и частн).

3)революционно-демократический этап (серед 19 в) (Гарибальди, Мадзини, Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский). Черты нового общества: демократия и равенство.

Марксизм (Маркс и Энгельс)

Политическая власть- организованное насилие одного класса для подавления другого.

Причины столкновения классов: развитие эк-ки, характер производства и обмена.

Основная мысль марксизма:

1) существование классов связано с определенными фазами развития производства

2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата

3) диктатура ведет к уничтожению всяких классов.

Теория научного коммунизма:

1.Власть, гос-во имеет классовую природу

2. Гос-во влияет на развитие эк-ки

3. Такое гос-во (инструмент подавления господствующим классом эксплуатируемых классов) не будут существовать вечно. Оно отмирает по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие революции рабочего класса и диктатуры пролетариата.

Гумплович, социал-дарвинизм. Причины возникновения гос-ва: стихийный характер в борьбе рас и социальных групп за существование.

Политологическая теория элит (Моска, Парето) ("Господствующий класс", "Трактат по общей социологии"). Власть должна находиться в руках меньшинства (господствующего класса, элиты).

2 основные элиты: аристократическая (не пополняется людьми вне ее круга) и демократическая (люди из широких масс с качествами полезными для осуществления власти).

Люди с элитарными качествами, но не в руководящей группе составляют контрэлиту.

ТК господствующие элиты стараются передать свои привилегии по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть и устанавливает свое господство.

Вебер. Теория рациональной бюрократии (самая эффективная система гос организации) - исполнительный орган. Осн черты:

- разделение труда, обусловленное правилами и законами;

- подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

- назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

- оплата труда работников в соответствии с рангом;

- для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;

- служащий не является владельцем учреждения, в котором работает.

3 типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический и рационально-легальный.

П - стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами или внутри государства.

Америка

Мерриам, Лассуэлл. Американская демократия - форма политического правления наиболее соотствущ естественной природе человека. Развитие АД должно привести к раскрытию творческих возможностей человека и в конечном итоге - к установлению нового типа политических отношений.

3 типа политиков (Лассуэлл): администратор, агитатор и теоретик.

В реализации власти важную роль играют ценности и их распределение в обществе (зависит от элит).

Моргентау, прагматизм. Во внеш пол-ке гл роль нац интересы: защита территорий, населения и государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.
Теории авторитаризма и тоталитаризма (Бжезинский, Хантингтон, Даль, Моор, Алмонд и Д. Коулмен). Два подхода: анализ тоталитарных стран Европы; применение этих режимов на страны третьего мира:
Теория перехода от авторитаризма к демократии через:

-социальное разнообразие и освобождения от влияния религии.

-динамику власти и реализацию опыта запада.

Элитарные и плюралистские теории политической власти (Миллс)

Американское общество имеет 3 слоя. Верхний слов: властвующая элита (руководители корпораций, политические лидеры, высшие государственные служащие и армейские чины, интеллектуалы). Они принимают главные решения в интересах своей группы, правда, при этом говорят об интересах США.

Европа

Дарендорф - господство и подчинение ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление.

Сформулировал различия американского и европейского подхода подхода В Европе конфл трактуеся как мотивационная основа политической жизни.

Дюверже.Власть двулична (Пол-ка - борьба между индивидами и группами за власть, в которой победители пользуются привилегиями в ущерб побежденным и направляют все ресурсы государства на построение социального порядка, выгодного им.

Сартр, Мерло-Понти и Альтюссер (западный марксизм). Предложили новую, отличающ от марксовой, трактовку взаимоотношений человека и природы: господство над природой было достигнуто разделением труда, подчинение природы происходило одновременно с формированием классов, развитие техники только совершенствовало механизм тирании.

Политическая мысль в России

1) Древняя Русь. (Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Иларион «Слово о законе и благодати», Ярослав Мудрый «Русская Правда», «Повесть временных лет»,

Владимир Мономах «Поучение» - княжение идеальная форма правления).

Характер пол-ки: византийское влияние, не было абсолютной власти князя (монархическая, но не абсолютная), ограничена вечем и советом бояр.

Осн вопросы:

- происхождение государства и княжеской династии (обоснование законности Рюриковичей),

- укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон),

- суть великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной),

- взаимоотношения церкви и государства (государь главенствуют над церковью).

обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.

Московское гос-во

Фелофей Псковский – теологическая концепция

Иван 4 - идея патерналистского правления: только государь знает об истинных нуждах гос-ва, только он вправе заботиться о них.

Курбский – идея сословно-представительной монархии

Характер пол-ки: неограниченная самодержавная власть, теологическое обоснование власти.

3)Период становления империиХарактер: четкий курс на Запад, некоторые политические концепции запада переиначиваются

Феофан Прокопович - использует теорию общественного договора и обосновывает самодержавную власть: в момент совершения договора (обусловленного Божьей волей) народ полностью и навсегда отказывается от своих прав и свобод.

4) С Серед 18 в. складываются классические направления Нового времени — консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное).

- Консерватизм в отечественной политической мысли.

Осн признаки:

• необходимости следовать по собственному пути развития, отличному от западного;

• признание незыблемости самодержавной власти в России. Возможность проведения реформ, не затрагивающих форму правления;

• критика парламентаризма (угроза целостности России. представленные в парламенте депутаты будут отстаивать местные интересы, забывая об интересах государства), либерализма и социализма;

• православное мировоззрение

• сохранение общественной иерархии как основы самодержавной власти

• высшая нравственная задача личности — служение общему благу – гос-ву

Победоносцев«Московский сборник». Власть - гарантия общественной стабильности, нравственная сила, объединяющая людей, посредник между сословиями.

- ЛиберализмЕкатериной II, княгиня Дашкова, граф Панин, Витте, Столыпин,

Сперанский«Введение к Уложению государственных законов»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.

При отсутствии гражданского общества гос власть сама инициировала процесс распространения либеральных ценностей. 2 направления:

Славянофилы —Хомяков, Киреевские, Аксаковы самобытный путь развития России, на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме.

Западники— Грановский, Кавелин, Катков, Чичерин – опыт Европы, идеи правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти.

Чичерин «История политических учений».

Государство – союз народа, связанного законом в юридическое целое и управляемого верховной властью, обеспечивает безопасность, определяет и защищает гражданские права и свободы.

Свобода – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Частное благо - цель не государства, а гражданского общества.

Соловьев«философии всеединства»–компромисс в спорах славянофилов и западников о путях развития России. Миссия России - духовное объединение христианских стран и способствование созданию вселенского теократического государства.

- Радикализм

Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития. Революционное переустройство общества.
Русский анархизм (Бакунин, Кропоткин). Гос-во - зло, мешает естественному существованию людей, их свободе. Вместо государства после социальной

революции - новый строй на идее свободы, равенства, справедливости.

- Марксизм (Плеханов, Ленин, Струве, Булгаков)

Главная задача– критика либералов, доказывание, что страна вступила на путь капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.

В. И. Ленин развил марксистскую теорию (учение об империализме, о диктатуре пролетариата, о путях строительства социализма и коммунизма).

Функции политической власти

• формирование основных целей и направлений развития общества

• интеграция общества, сохранение порядка и целостности;

• регулирование социальных конфликтов

• распределение благ

Основы власти:

- власть не вещь, не объект, а взаимодействие

- не обязательно проявляется в насилии

- за любой властью скрывается явный или латентный конфликт.

Основные теории власти:

1. Теория «обмена ресурсов» Власть - социальный обмен. Один нуждается в ресурсах, другой требует от объекта подчинения и выполнения приказов.

2. Теория раздела «зон влияния» в зависимости от разделения ролей, будет меняться и субъект власти.

3. Бихевиоралистская теорияПолитич отношения - рынок власти. Социальные и политические субъекты действуют на таком рынке, стремясь с выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.

4.Системная теория,власть - атрибут социальной системы, обобщенный посредник. Ценность власти заключается в выполнении ею своих функций.

Демократия

- добровольность всех форм жизнедеятельности индивида

- ценности свободы, равноправия, прав человека, равные права на власть всех граждан

Теории демократии:

Либеральная теория демократии.Источник власти - народ, выражающий свою волю посредством представителей, которым он делегирует полномочия на определенный срок.

Теория прямой Д. Отрицает принцип представительности. Д прямое правление народа, на собраниях. Решение народа - основа деятельности законодательных и исполнительных органов.

Элитарная теория Д.Общераспространенность закона, конкурирующая политика, наличие политических партий, наличие гражд, политических и социальных прав.

Ф-ция ГО

1)Защитная:

-защита частных сфер жизни от жесткой регламентации государства

- обеспечение соблюдение прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

2)Регулирующая:

- формирование общественного самоуправления

- социальный контроль по отношению к своим членам

3)Политическая:

- рычаг в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству (акции протеста или поддержки, независимые СМИ)

- участие в формировании государственных органов (выборы и референдумы).

4)Коммуникативная:

- информирование государства о интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Понимание ГО:

Либеральная трактовка ГО (Гоббс, Локк). ГО - переход человека от природного к цивилизованному существованию. В основе развития ГО - частная собственность.

Трактовка ГО Гегеля. ГО -совокупность индивидов, удовлетвор с помощью труда свои повседневные потребности. Движущая сила прогресса ГО – гос-во. Гос-во защищ человека, обеспеч справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гос-во первично ГО.

Трактовка ГО Маркса.Гос-во - защита интересов экономически господствующего класса-собственника, обладающего средствами производства. Граждане - имущие классы и социальные группы. ГО - фундамент глобального общества. Возможность преодоления разрыва между ГО и гос-вом - создание нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностное полностью растворятся в коллективном.

Политическое лидерство

Подходы к определение лидера:

1) Примитивное общ-во. Существуют интересы целого рода, племени. Функции лидера проявляются слабо. Гл задача: обеспечение выживания общинников. Лидер – герой, наделенный особыми физ качествами и нравств достоинствами.

2) Средневековье. Лидер избран богом, в отличие от простых смертных.

3) Теория лидерства Макиавелли. При осуществлении власти надо ориентироваться на мотивы поведения массы – страх и любовь. Для личной выгоды правителя лучше держать людей в страхе.

Положения теории:

1- власть лидера в поддержке его сторонников

2- подчиненные должны знать, что ожидать от лидера, и понимать, что он ожидает от них

3- лидер должен обладать волей к выживанию

4- правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Кач-ва мудрого лидера: качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство).

4) Теория черт лидера. Лидер - совокупность психологических черт, кот способствуют его выдвижению.

5) Теория ситуационного анализа. Лидер появляется в результате стечения обстоятельств. Лидер облад хотя бы одним превосходящим, кот востребовано сложившимися условиями. Лидер -функция определенной ситуации.

6) Личностно-ситуативная теория.Четыре фактора переменных лидерства:

1. политические убеждения лидера;

2. политический стиль лидера;

3. мотивы лидера;

4. реакция лидера на давление и стресс;

5. обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя;

6. предшествующий политический опыт лидера;

7. политический климат, в котором лидер начинал свою политическую карьеру.

Ф-ции лидеров:

1)интеграция:объединение групп на основе базовых ценностей, признанных обществом;

2)ориентация:выработка политического курса, согласно тенденциям прогресса и потребностям населения;

3) выбор инструментов:определение способов решения поставленных перед обществом задач;

4)мобилизация:инициирование необходимых изменений

5)коммуникация: обеспечение политической самоорганизации на основе тесных контактов собщественностью, организациями, группами и слоями;

6) гарант справедливости, законности и порядка

Политические идеологии

Подходы в определении И:

- ПИ определяет направленность политических взглядов.

- Маркс и Энгельс. Идеология не отражает действительность. Это конструирование мнимой модели

Политика и идеология не могут существовать друг без друга. Общие черты идеологии и политики:

- политика и идеология - явления сознания.

- направлены на интеграцию общества. политика осуществляет это через социальные проекты, идеология — через общественные идеалы;

Ф-ции ПИ:

• гносеологическая - создание модели мира и определение места человека в нем;

• аксиологическая - оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;

• программно-целевая - формулирование цели группы, разработка программы ее достижения;

• футурологическая - моделирование развития своей группы и общества в целом;

• интегрирующая - сплочение людей;

• защитная - конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;

• социально-организационная - определение принципов управления жизнью общности.

Уровни функционирования политической идеологии:

• теоретико-концептуальный, в основе формулировка основных положений, раскрывающих ценности определенного этноса, класса, группы, государства;

• программно-политический, социальные принципы и идеалы переводятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений

• актуализированный, степень освоения гражданами принципов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.

Основн типы политических идеологий: либерализм, консерватизм и социализм.

Либерализм (Локк, Гоббс, Смит). Священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства.

Условия развития индивида: зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм.

Условия процветания государства: частная собственность; невмешательство государства в экономику.

Неолиберализм.Цель общества - прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономику, принцип разделения властей, многопартийность.

Консерватизм. Общество и государство - результат естественной эволюции. Принципы и установки консерватизма:

1) преклонение перед традициями и историческим прошлым;

2) Власть принадлежит элите

3) государство и правящая элита - воплощение мудрости нации;

4) позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком 5) критическое отношение к совершенствованию человека и общества с помощью политических средств и методов

6)только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют поступать плохо.

Неоконсерватизм. идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.

Социал-демократизм (Бернштейн). Интеграция мыслей различных направлений (марксизма, либерализма). Идеология выраж интересы широких слоев западного общества - рабочих, интеллигенции, предпринимателей.

Социализм- не жесткая социальная конструкция, а процесс постоянного движения к реализации гл ценностей (свобода, справедливость, солидарность). Реализовать их ценности можно лишь при условии укрепления экономической, политической и духовной демократии, Концепция «социального государства»:общественный прогресс может обеспечиваться лишь сотрудничеством предпринимателей и наемных работников и учет интересов друг друга.

Политические режимы

ПР-методы власти, степень политической свободы индивида:

1.Тоталитаризм (Германия, СССР).Основные признаки:

- полный контроль над всеми сферами жизни общества и каждым человеком

- Монополия на средства вооруженной борьбы, насилия. политизация армии, полиции, спецслужб. их использование в политических целях.

- Монополия на власть единой массовой партии, возглавляемой харизма<

Наши рекомендации