Зоны коры левого полушария, участвующие в эфферентных и афферентных речевых процессах. Зоны Брока и Вернике, билатерально-симметричные зоны правого полушария.
Зона Брока – моторная зона
Зона Вернике – сенсорная зона
Пенфилд – работы по стимуляции мозга. Он делал операции на открытом мозге без общего наркоза и составил карту расположения функций в мозге. Стимуляция точек в передних отделах мозга вызывала непроизвольное говорение или остановку предыдущей речи. Стимуляция точек в задних отделах мозга вызывала слуховые галлюцинации.
Зоны коры левого полушария, участвующие в эфферентных и афферентных речевых процессах на примере соответствующих афазий.
Лурия создал классификацию афазий. Нарушение речи возникает при поражении коры левого полушария. Он анализировал когнитивную систему, лежащую за речью. Выборка – около 800 человек с огнестрельными или осколочными ранениями мозга.
Афазия – это нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (левого полушария) и проявляющееся в системном расстройстве речи.
Афферентные афазии
1. Сенсорная афазия (афазия Вернике)
2. Акустико-мнемическая афазия (поражение средней височной извилины, в которой локализована речевая память). Чтобы понять смысл фразы, необходимо помнить предыдущий материал. При такой афазии каждое следующее слово «выталкивает» предшествующее.
3. Оптико-мнестическая афазия [амнестическая афазия]. Нарушается называние. Дефекты зрительных образов слов. Чтобы назвать правильно слово, нужно, чтобы всплыл его зрительный образ, при такой афазии он не всплывает.
4. Афферентная моторная афазия. Нарушение восприятия обратной связи. Человек начинает путать звуки, близкие по артикуляции.
5. Семантическая афазия (поражение ТПО). Возникают высокоуровневые проблемы речи.
Эфферентные афазии
1. Эфферентная моторная афазия (поражение зоны Брока). Возникают речевые персеверации – неконтролируемое повторение слов или слогов. Функция зоны Брока – тормозить предыдущий элемент речи и пускать следующий из моторной коры. При нарушении цикл деформируется. В самых плохих случаях остаётся одно слово (обычно матерное).
2. Динамическая афазия. Страдает мотивация речи – желание говорить. Нарушается переход из внутренней во внешнюю речь. В речи возникают аграмматизмы и отсутствие глаголов.
У большинства леворуких речевые зоны находятся в левом полушарии, у 10-30% в правом, у некоторых – в обоих.
При поражении в раннем детстве может возникать компенсаторный перенос функций в другое полушарие.
47. Межполушарная асимметрия речевых функций. Работы Р. Сперри и М. Газзаниги на модели «расщепленного мозга». Работы Л.Я. Балонова, В.Л. Деглина и Т.В. Черниговской (метод унилатеральных судорожных припадков). Механизмы билингвизма.
Любая психическая функция имеет как левополушарный, так и правополушарный компонент.
Работы Газзаниги и Сперри над рассечённым мозгом.
Левое полушарие опознаёт предмет и может его назвать. Правое полушарие предмет опознаёт, но назвать его не может.
Два сознания и два человека. Поведение же едино. При шизофрении резко нарушается взаимодействие полушарий.
Нейропсихоанализ – объяснение механизмов по Фрейду через взаимодействие полушарий.
Обезьяны с расщеплённым мозгом некоторые задачи выполняют лучше, чем нормальные обезьяны. Полушария могут друг другу мешать.
Зрительно-конструктивные задачи выполняются лучше правым полушарием.
Мозолистое тело имеет передний и задний отделы, через которые происходит обмен моторной и сенсорной информацией соответственно.
У ребёнка правши главным является правое полушарие до тех пор, пока он не начинает овладевать речью, что приводит к «переползанию» функций в левое полушарие.
Работы Л.Я. Балонова, В.Л. Деглина и Т.В. Черниговской
(метод унилатеральных судорожных припадков)
Исследования по временному отключению правого или левого полушария электрическим током. Восприятие предметных звуков. У нормального человека 75% звуков воспринимается правильно. Если вырубить правое полушарие, будет восприниматься 48%. Если вырубить левое полушарие, будет восприниматься правильно 89%. Левое полушарие мешает правому опознавать правильно предметные звуки, оно навязывает словесную интерпретацию. Правое полушарие доминантно по восприятию предметных звуков.
Просто слуховое восприятие симметрично. Получилось, что и левое и правое полушарие способны «говорить», но по-разному. При выключении правого полушария левое начинает продуцировать длинные и сложные предложения. При выключении левого правое продуцирует короткие фразы. Левое полушарие более сукцессивно, правое – более симультанно.
При выключении правого полушария грамматическая сложность речи возрастает, больше предлогов и служебных слов. При выключении левого полушария речь становится проще.
При выключении левого полушария за словом понимается конкретный объект. В обратном случае за словом скрывается обратное понятие.
Исследования билингвистов (туркменский, русский языки) показали, что выключение правого полушария увеличивает долю русского языка, а выключение левого полушария практически полностью отключает русский язык, оставляя только туркменский. Исследуемый туркмен начал изучать русский язык только в школе.
К разным людям применимы разные педагогические стратегии в зависимости от типа межполушарной асимметрии. Нейропедагогика.