Общественные движения в России во второй половине XIX в.

30-40 г XIX в. – начало формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основатели - Герцен и Белинский. Они выступали против теории “официальной народности”, взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Европы и России. Они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической. Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. Основное средство преобразования общества - классовая борьба и крестьянская революция. Герцен был первым воспринял идеи утопического социализма, получившего распространнение на Западе. Идеи общинного устройства об-ва получили развитие во взглядах Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60 г. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60 в России возникает разночинская интеллигенция.

В работах Герцена, Чернышевского сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Конфискованная земля должна передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по уравнительному принципу. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров (эсеров). Ряд положений были включены большевиками в “Декрет о земле”.

Радикально настроенная интеллигенция расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть – как программу постепенного продвижения вперед.

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев “Земля и воля”. Главным воздействием “Земля и воля” считала пропаганду.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников - последователей идей Герцена и Чернышевского. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине – “зародыш” социализма. Основной движущей силой прогресса - “критически мыслящая” личность – разночинскую интеллигенцию.

Идейные вожди народничества: Бакунин, Лавров, Михайловский, Ткачев. 3 основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистские, заговорщическое. Различия - в определении движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы с против самодержавия.

Анархическое движение. Бакунин считал, что любое гос-во препятствует развитию личности, он выступал против вской власти, рассматривая гос-во как исторически неизбежное зло, утверждал, что кр-во готово к революции, поэтому задача “критически мыслящих” личностей пойти в народ т призвать его к восстанию.

Пропагандистское движение. Ведущей силой исторического процесса Лавров считал интеллигенцию, способную мыслить критически, утверждал, что кр-во не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих” личностей, задачей которых является хождение в народ для того, чтобы подготовить крестьян к революции, он говорил о необходимости создания революционной организации.

Заговорщическое движение. Ткачев верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное менишьнство, он считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа Нечаева, он был организатором тайного общества “Народная расправа”, заявлял, что революц. цель оправдывает средства. Применял методы мистификации и провокации.

Практич. деятельн. народников началась в 70 созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось “хождение в народ”, целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстани. Однако оно окончилось неудачей.

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация “Земля и воля”, ее участники: Кравчинский, Михайлов, Плеханов, Перовская, Желябов, Засулич, Фигнер. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. Эта попытка также окончилась неудачей. “Земля и воля” строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации.

В августе 1879 “Земля и воля” распалась на 2 организации: “Народная воля” (1879-1882) и “Черный передел” (1879-1884).

Чернопередельцы (Плеханов, Аксельрод, Засулич) выступали против тактики террора, за проведение пропаганды в массах кр-н. В дальнейшем чать чернопередельцев во главе с Пелхановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Народовольцы (Михайлов, Морозов, Желябов, Перовская) взали на вооружение терриростическую борьбу, она подготовила 7 покушений на Александра II, однако свержения царизма не произошло.

В 80-90 в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество, оно ориентировалось на переустройство об-ва мирными, ненасильственными средствами.

Правое крыло – Воронцов, Кривенко, Южаков – призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу. Левое – Михайловский, Анненский, Короленко – признавали необходимость политических преобразований мирными путями.

В 90 г. был очевидем рост капитализма и рабочего движения. Они доказывали, что капитализм в России насаждается и развивается искусственно.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму. Главную роль они отводили крестьнству, верили

В возможность использования деревенской общины для перехода к социализму, они считали, что нельзя ориентироваться на рабочий класс – продукт капитализма, который в стране насаждается искусственно.

В конце XIX острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлимым для России.


Наши рекомендации