Особенности социально-политического строя Киевской Руси. €

Политические особенности

Киевская Русь образовалась вдоль мировых торговых путей: 1. Из Балтики и Черного морей – из варягов в греки;

2. Волжский торговый путь; 3. Из Средиз. Моря в Индию и Китай – шелковый путь. Киевская Русь строилась как большое торговое предприятие, что влияло на образование социально-политических институтов. Избыток земли и торговый характер древнерусской государственности обусловили своеобразие социально-экономических и социально-политических отношений.

К. Р. получила сложную экономическую систему, сочетавшую и товарно-денежное, и натуральнохозяйственное начала.

В К.Р. феодализм складывается из необходимости военной защиты от посягательств на торговые пути и от набегов от кочевников.

Порядок занятия Киевского стола – лествичный – старшинство в роду.

В столице – князь (военный предводитель, верховный судья, распределитель дани), на местах – заместитель – боярин или наследник. В городе четко разграничены функции между княжеской властью.

Князь (монархич. начало, оборона, правосудие, защита православия и церкви – не сливалась с властью), Аристократия (аристократич. начало), Вече (демократич. начало, инструмент самоуправления, престолонаследие, суд, по необход. собирают общенар. Вече-парламент)-до XIII в. При князе формируется совещательый орган – Дума.

Дружина (политическая и военная опора князя): Боярство (функции законотворчества, вопросы внутреннего управления), Дворянство (военная поддержка).

Отношения князь-вече – посредством договора.

Отношения княж. власть-территория – 1. Земли сохр. племенную замкнутость. 2. Натур. хоз-во обеспечивало автономность. 3. Община – самоуправляющаяся общ.-полит. структура. 4. Интересы земли и интересы власти не совпадали.

Князь – власть временная. Пост. власть – самоуправл. волость.

В городе: главный - военный начальник, тысяцкие, сотские, десятские.

Княж. управление на местах. 2 пути: 1. князь присылает сына (дружинника) – монархич. начало,2. Вече – избирают князя.

В местной администрации: князь-посадник, который управлял волостелями. Местное управление было организовано на началах кормления. Князям-поместникам поручался сбор дани, 1/3 часть оставляли себе. Дружинники в местной администрации: посадники (наместники в крупн. городах), воеводы, тысятские, сотские, данники, тиуны (упр. княж. вотчин)

Т.о. К.Р. сформировалась как федерация городов- государств, сохранив сильное демократическое вечевое начало и в местном самоуправлении, имевшем двойную природу – избранным народом и назначенным князем,и в отношениях с центральной властью.

Социальные особенности

Распространенная форма организации производства – феодальная вотчина, владение, передававшееся по наследству. Соц. организация вост. славян в начале IX в. отражает процесс складывания феод. Отношений. В их основе лежит собственность феодала на основное средство производства – землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника.

Основой хозяйственной и социальной организации была соседская община свободных земледельцев с институтом общинной демократии. Община – самостоятельный коллективный экономический институт самоуправления, связующий элемент между ветвями власти. Функции: выплата налогов, осущ. внутренний суд, выплата виры за преступников, актуальный сыск.Членство в общине свободное. Община: сельская, городская, соседская, семейная.

Выделяются 2 основных класса: 1). Крестьяне; 2). Феодалы.

1) Все свободное население К.Р. носило название “люди”. Зависимое население: 1. смерды – занимаются с/х (жили в общинах или вотчинах). 2.разорившееся или обедневшее крестьянство – закупы. 3. Рядовичи – зависимые люди, заключившие с князем договор. 4. Рабы – холопы или челядь – разорившиеся соплеменники.

2) Военно-княжеская знать, бояре, дружинники. Привилегированный слой – родовая аристократия и дружина – источник военной демократии.

Русская правда. – 1 половина XI в.Связывается с именем Ярослава Мудрого, но многие статьи были приняты после его смерти. Дополнение – конец XI- нач. XII – “Правда Ярославичей”

Свод законов, сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство, дополнил действующее право.

“Правда Ярослава” ограничивала кровную месть родственниками. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми – княжеской дружины.

В Р.П. были видны черты социального неравенства, она отражала начавшийся процесс сословного деления. Она регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Значение принятия христианства на Руси в православном варианте.

Сущ. различные пути усвоения христианства. 1. С Запада – Византия. В 960 г. Фотий организовал миссию с целью христианизации славян. 2. С Юго-славянских, Зап.-славянских территорий – Болгария, Сербия, Хорватия. 3. Ирландия.

Складывается полиоснова для распространения христианства.

Соседние с К.Р. государства исповедовали монотеистические религии: Византия – христианство, Хазария – иудаизм, Волжская Булгария – ислам.

При Владимире I (980-1015) произошло принятие христианства в 988 г. Процесс христианизации Руси проходил постепенно. Через 200-300 лет христианство было принято всем народом.

Причины, которые обусловили принятие Русью христианства:

1. Язычество приводило к изоляции от христианского мира Европы, тормозило торговлю.

2. Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси.

3. Необходима новая идеология господства и подчинения. Обязанности и прав.

4. Монотеизм укреплял авторитет кгяжеской власти, способствовал единению Руси.

5. Соц. неравенство требовало новой идеологии.

Принятие христианства имело огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь:

1. Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала князя, спос. единению

2.Изменилось международное положение К.Р., уравняло с соседними государствами, способствовало упрочению связей.

3.Спос. формированию княж. и боярских вотчин, появлению церковного землевладения

4.Спос. проникновению византийской культуры,развитие ремесла (кладка стен, мозаика, куполы), иконопись, фреска.

5.Спос. распространению письменности (рукописные книги, летописные своды, открыв. школы, библиотеки).

6.Укрепляло моногамную семью, устраняло варварские обычаи.

7.Христианские идея о вечности жизни, равенства людей перед Богом, свободе выбора, личной ответственности и ответственности всех перед Богом соотвествовали сложившейся демократической вечевой традиции.

8. Хр-во идейно оформило отношения власти и земли.

Принятие христианства в православном варианте слало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития. Христианизация завершила процесс формирования нации.


Наши рекомендации