Размышления предпринимателя
(цит. по: Branson, 1986:13-18)
«Самый большой риск для любого из нас — вложение денег в дело, в котором мы не разбираемся. Из всех основанных Virgin предприятий можно по пальцам пересчитать те, которые относились к совершенно новым для нас областям». «Если мне необходимо было сделать обзор рынка или разработать масштабную стратегию, я никогда не обращался ни к чьим услугам. Я считаю, что лучший способ снижения риска для компании — изучение ее руководителями всех тонкостей нового дел а».
«...Всегда существует запасной вариант. Сделки напоминают лондонские автобусы — если упустил один, всегда можно подождать другого».
«По ме$е развития дела старайтесь не упускать из виду главного — контакта с
клиентом». •'
«[Наше] правило "тише едешь — дальше будешь" облегчает трудную задачу управления собственным делом очень большому числу руководителей и оберегает их нервную систему».
«Придерживайтесь ...стратегии "покупать, а не создавать"». «Оценив предстоящие затраты ...и решившись вложить деньги, не осторожничайте. Действуйте решительно».
Сторонники этой школы считают, что ключевым, обеспечивающим успех организации фактором является персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом предвидении. Они распространяют данный принцип в первую очередь на сферу бизнеса и другие области человеческой деятельности, причем, по их мнению, он вереи не только в условиях становления новых организаций, но и в ситуациях, когда «полностью перестраиваться» приходиться и попавшим в трудное положение достаточно опытным организациям".
Следовательно, хотя «предпринимательство» первоначально ассоциировалось с организацией собственного нового дела, постепенно значение этого термина расширилось и теперь оно описывает различные формы индивидуального, активного, целеустремленного лидерства. Мы употребляем это слово менее широко, ограничиваясь значением «проницательное руководство организацией». Не так давно появившийся термин интрапренерство (лат. intra - внутри) (Pinchot, 1985) описывает индивидов, которые берут на себя риск в стратегических инициативах внутри крупных организации — внутренних предпринимателей, если хотите. Но поскольку в действительности под ним «скрывается», скорее, процесс обучения организации «снизу вверх», мы подробнее рассмотрим содержание данной категории в главе, посвященной школе обучения.
В этом разделе мы представим обзор литературных источников школы предпринимательства, а в заключение рассмотрим ее научно-практический вклад, недостатки и прикладной контекст.
фигура сильного лидера в популярных изданиях
Большинство работ, посвященных предпринимательству, относится к литературе, ориентированной на массового читателя — в духе рассуждений о «сильном руководителе». В основном это биографии и автобиографии известных промышленных и
Глава 5
финансовых магнатов и выдающихся лидеров в других областях. К примеру, в статьях о предпринимательстве журнала «Fortune» налицо тенденция приписывать успех в бизнесе проницательности и личным качествам и поступкам лидера — человека героического склада. «Исполнительный директор Джек Смит не просто залечил раны», — гласил один из заголовков Fortune в номере от 17 октября 1994 г. «В условиях оживления автомобильного рынка он вдохнул в GMновую жизнь» (54). Какой молодец!
ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Другая часть литературы о предпринимательстве, возможно, большая ее часть, если иметь в виду эмпирическое содержание, сосредоточена наличности предпринимателя. Понимая предпринимательство как решения, воззрения, проницательность и интуицию одного человека, многие авторы твердо убеждены в необходимости изучения личных качеств преуспевающих лидеров. (Психологические исследования индивидуального познания — это предмет другой, когнитивной школы.)
К сожалению, большинство из этих исследований носит негативную окраску. Например, Манфред Кете де Ври в вышедшей в 1977 г. статье называет предпринимателя «последним одиноким рейнджером» (Kets De Vries, 1977:34), а его другая, более поздняя статья озаглавлена «Темная сторона предпринимательства» (1985).
В отличие от пессимистов авторы книги «Создатели организации» О. Коллинс и Д. Мур (Collins and Moore, 1970) рисуют притягательный собирательный портрет независимого предпринимателя. Авторы изучили жизнь 150 удачливых предпринимателей — их детство, годы учебы, первые шаги на пути создания собственного дела. Сделанный в книге анализ поддерживается данными психологических тестов. Результатом исследования явился образ жесткого, прагматичного человека, который с детских лет стремится к независимости и самореализации. В какой-то момент своей жизни каждый из этих людей оказывается в ситуации крушения надежд («смены роли»), и именно в это время они решают пуститься в самостоятельное плавание:
Их выделяет то, что в этот период смены ролей они проецируют мучающие их проблемы на бизнес. В моменты кризиса они не ищут убежища, а бросаются навстречу опасности... (134).
Среди множества характеристик личности предпринимателя авторы обычно выделяют такие черты, как стремление контролировать ситуацию, быть независимым и добиваться успеха, склонность брать на себя оправданный риск. Рассуждая об известном исследовании Дэвида Макклеланда (McClelland, 1961), У. Бомол говорит, что предприниматель — это не «игрок» или «делец», «он не из той породы людей, которые всегда выбирают риск», это человек, «умеющий делать расчеты» (Baumol, 1968:70). (Но, как мы вскоре увидим, такое мнение разделяют далеко не все исследователи.)
Изучая личность «предпринимателя», некоторые авторы противопоставляют его «администратору». Так, Г. Стивенсон и Д. Гамперт предположили, например, что, «принимая решения, администраторы и предприниматели зачастую ставят важные вопросы в разной последовательности».
Школа предпринимательства :115
Типичный администратор спрашивает себя: «Какими ресурсами я располагаю? Какой структурой определяется отношение нашей организации к рынку? Как свести к минимуму влияние.других на мою способность действовать ? Какая возможность самая лучшая?» Предприниматель..., скорее всего, спросит: «Какие возможности открываются? Как на этом можно заработать? Какие ресурсы мне для этого необходимы? Как мне добиться контроля над ними? Какая структура является наилучшей?» (Stevenson and Gumpert, 1985:86,87).
При всем уважении к «стратегической ориентации», Г. Стивенсон и Д. Гамперт описывают предпринимателя как человека «постоянно отслеживающего внешние изменения, каждое из которых может обернуться для него счастливым шансом, в то время как [администратор] ...стремится к сохранению в целости имеющихся ресурсов, занимая оборонительную позицию при возникновении малейшей потенциальной угрозы их истощения» (87). Кроме того, предприниматели «умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и использовать их. Они чем-то напоминают уличных торговцев зонтиками, которые как из-под земли вырастают перед вами с первыми раскатами грома» (88). Поэтому их действия характеризуются как «революционные, отрывистые» в противоположность «эволюционной, долгосрочной» деятельности администраторов (89).
В последнее время авторы, изучающие личность предпринимателя, обращаются к исследованиям когнитивной школы. Например, Л. Бузениц и Дж. Барни (Busenitz and Barney, 1997) пришли к выводу, что при принятии решений предприниматели нередко демонстрируют определенную необъективность: они склонны к «излишней самонадеянности» и «обобщениям». Однако «самоуверенность может оказаться очень полезной для реализации конкретного решения и для того, чтобы убедить других людей в его правильности». Действительно, «пока вы будете собирать всю необходимую для более взвешенного решения информацию окно возможности может захлопнуться» (10). Л. Палич и Р. Бэгби также полагают, что «предприниматели классифицируют возможные варианты развития событий более решительно, чем это делают другие, ...т. е. предприниматели лучше других видят преимущества и недостатки, возможности и опасности, потенциал для усовершенствования и перспективы возможного ухудшения» (Palich and Bagby, 1995:426). Б. Берд идет еще дальше: он убежден, что личность предпринимателя находится под влиянием бога торговли и покровителя путешественников Меркурия (см. «Предприниматели — мерку рианцы? » ).
Итак, какими чертами характеризуется подход предпринимателя к созданию стратегии? Г. Минцберг (Mintzberg, 1973) выделяет следующие особенности:
1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении
стратегии, склько на активном поиске новых возможностей. Предпринима
тельская организация сосредоточена на возможностях; проблемы имеют
второстепенное значение, или, как пишет П. Друкер: «Предпринимательство
предполагает, что несколько энергичных индивидов сконцентрированы на по
иске и использовании возможностей, не растрачивая силы на решение про
блем» (Drucker, 1970:10).
2. В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руко
водителя. По мнению О. Коллинса и Д. Мура, предпринимателю-основате-
Глава 5