Размышления предпринимателя

(цит. по: Branson, 1986:13-18)

«Самый большой риск для любого из нас — вложение денег в дело, в котором мы не разбираемся. Из всех основанных Virgin предприятий можно по пальцам пересчи­тать те, которые относились к совершенно новым для нас областям». «Если мне необходимо было сделать обзор рынка или разработать масштабную стратегию, я никогда не обращался ни к чьим услугам. Я считаю, что лучший спо­соб снижения риска для компании — изучение ее руководителями всех тонкостей нового дел а».

«...Всегда существует запасной вариант. Сделки напоминают лондонские автобу­сы — если упустил один, всегда можно подождать другого».

«По ме$е развития дела старайтесь не упускать из виду главного — контакта с
клиентом». •'

«[Наше] правило "тише едешь — дальше будешь" облегчает трудную задачу управ­ления собственным делом очень большому числу руководителей и оберегает их нервную систему».

«Придерживайтесь ...стратегии "покупать, а не создавать"». «Оценив предстоящие затраты ...и решившись вложить деньги, не осторожничайте. Действуйте решительно».

Сторонники этой школы считают, что ключевым, обеспечивающим успех орга­низации фактором является персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом предвидении. Они распространяют данный принцип в первую оче­редь на сферу бизнеса и другие области человеческой деятельности, причем, по их мнению, он вереи не только в условиях становления новых организаций, но и в ситуа­циях, когда «полностью перестраиваться» приходиться и попавшим в трудное по­ложение достаточно опытным организациям".

Следовательно, хотя «предпринимательство» первоначально ассоциировалось с организацией собственного нового дела, постепенно значение этого термина расши­рилось и теперь оно описывает различные формы индивидуального, активного, целе­устремленного лидерства. Мы употребляем это слово менее широко, ограничиваясь значением «проницательное руководство организацией». Не так давно появившийся термин интрапренерство (лат. intra - внутри) (Pinchot, 1985) описывает индивидов, которые берут на себя риск в стратегических инициативах внутри крупных органи­зации — внутренних предпринимателей, если хотите. Но поскольку в действитель­ности под ним «скрывается», скорее, процесс обучения организации «снизу вверх», мы подробнее рассмотрим содержание данной категории в главе, посвященной шко­ле обучения.

В этом разделе мы представим обзор литературных источников школы пред­принимательства, а в заключение рассмотрим ее научно-практический вклад, недо­статки и прикладной контекст.

фигура сильного лидера в популярных изданиях

Большинство работ, посвященных предпринимательству, относится к литературе, ориентированной на массового читателя — в духе рассуждений о «сильном руково­дителе». В основном это биографии и автобиографии известных промышленных и



Глава 5



финансовых магнатов и выдающихся лидеров в других областях. К примеру, в стать­ях о предпринимательстве журнала «Fortune» налицо тенденция приписывать успех в бизнесе проницательности и личным качествам и поступкам лидера — человека геро­ического склада. «Исполнительный директор Джек Смит не просто залечил раны», — гласил один из заголовков Fortune в номере от 17 октября 1994 г. «В условиях ожив­ления автомобильного рынка он вдохнул в GMновую жизнь» (54). Какой молодец!

ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Другая часть литературы о предпринимательстве, возможно, большая ее часть, если иметь в виду эмпирическое содержание, сосредоточена наличности предпринима­теля. Понимая предпринимательство как решения, воззрения, проницательность и интуицию одного человека, многие авторы твердо убеждены в необходимости изу­чения личных качеств преуспевающих лидеров. (Психологические исследования индивидуального познания — это предмет другой, когнитивной школы.)

К сожалению, большинство из этих исследований носит негативную окраску. Например, Манфред Кете де Ври в вышедшей в 1977 г. статье называет предпри­нимателя «последним одиноким рейнджером» (Kets De Vries, 1977:34), а его дру­гая, более поздняя статья озаглавлена «Темная сторона предпринимательства» (1985).

В отличие от пессимистов авторы книги «Создатели организации» О. Коллинс и Д. Мур (Collins and Moore, 1970) рисуют притягательный собирательный портрет независимого предпринимателя. Авторы изучили жизнь 150 удачливых предпри­нимателей — их детство, годы учебы, первые шаги на пути создания собственного дела. Сделанный в книге анализ поддерживается данными психологических тестов. Результатом исследования явился образ жесткого, прагматичного человека, кото­рый с детских лет стремится к независимости и самореализации. В какой-то мо­мент своей жизни каждый из этих людей оказывается в ситуации крушения надежд («смены роли»), и именно в это время они решают пуститься в самостоятельное пла­вание:

Их выделяет то, что в этот период смены ролей они проецируют мучающие их пробле­мы на бизнес. В моменты кризиса они не ищут убежища, а бросаются навстречу опас­ности... (134).

Среди множества характеристик личности предпринимателя авторы обычно выделяют такие черты, как стремление контролировать ситуацию, быть независи­мым и добиваться успеха, склонность брать на себя оправданный риск. Рассуждая об известном исследовании Дэвида Макклеланда (McClelland, 1961), У. Бомол го­ворит, что предприниматель — это не «игрок» или «делец», «он не из той породы людей, которые всегда выбирают риск», это человек, «умеющий делать расчеты» (Baumol, 1968:70). (Но, как мы вскоре увидим, такое мнение разделяют далеко не все исследователи.)

Изучая личность «предпринимателя», некоторые авторы противопоставляют его «администратору». Так, Г. Стивенсон и Д. Гамперт предположили, например, что, «принимая решения, администраторы и предприниматели зачастую ставят важные вопросы в разной последовательности».

Школа предпринимательства :115

Типичный администратор спрашивает себя: «Какими ресурсами я располагаю? Какой структурой определяется отношение нашей организации к рынку? Как свести к минимуму влияние.других на мою способность действовать ? Какая возможность самая лучшая?» Предприниматель..., скорее всего, спросит: «Какие возможности открываются? Как на этом можно заработать? Какие ресурсы мне для этого необходимы? Как мне добиться контроля над ними? Какая структура является наилучшей?» (Stevenson and Gumpert, 1985:86,87).

При всем уважении к «стратегической ориентации», Г. Стивенсон и Д. Гамперт описывают предпринимателя как человека «постоянно отслеживающего внешние изменения, каждое из которых может обернуться для него счастливым шансом, в то время как [администратор] ...стремится к сохранению в целости имеющихся ресур­сов, занимая оборонительную позицию при возникновении малейшей потенциаль­ной угрозы их истощения» (87). Кроме того, предприниматели «умеют очень быст­ро распознавать благоприятные возможности и использовать их. Они чем-то напоминают уличных торговцев зонтиками, которые как из-под земли вырастают перед вами с первыми раскатами грома» (88). Поэтому их действия характеризу­ются как «революционные, отрывистые» в противоположность «эволюционной, долгосрочной» деятельности администраторов (89).

В последнее время авторы, изучающие личность предпринимателя, обращаются к исследованиям когнитивной школы. Например, Л. Бузениц и Дж. Барни (Busenitz and Barney, 1997) пришли к выводу, что при принятии решений предприниматели нередко демонстрируют определенную необъективность: они склонны к «излиш­ней самонадеянности» и «обобщениям». Однако «самоуверенность может оказать­ся очень полезной для реализации конкретного решения и для того, чтобы убедить других людей в его правильности». Действительно, «пока вы будете собирать всю необходимую для более взвешенного решения информацию окно возможности может захлопнуться» (10). Л. Палич и Р. Бэгби также полагают, что «предпринима­тели классифицируют возможные варианты развития событий более решительно, чем это делают другие, ...т. е. предприниматели лучше других видят преимущества и недостатки, возможности и опасности, потенциал для усовершенствования и пер­спективы возможного ухудшения» (Palich and Bagby, 1995:426). Б. Берд идет еще дальше: он убежден, что личность предпринимателя находится под влиянием бога торговли и покровителя путешественников Меркурия (см. «Предприниматели — мерку рианцы? » ).

Итак, какими чертами характеризуется подход предпринимателя к созданию стратегии? Г. Минцберг (Mintzberg, 1973) выделяет следующие особенности:

1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении
стратегии, склько на активном поиске новых возможностей. Предпринима­
тельская организация сосредоточена на возможностях; проблемы имеют
второстепенное значение, или, как пишет П. Друкер: «Предпринимательство
предполагает, что несколько энергичных индивидов сконцентрированы на по­
иске и использовании возможностей, не растрачивая силы на решение про­
блем» (Drucker, 1970:10).

2. В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руко­
водителя. По мнению О. Коллинса и Д. Мура, предпринимателю-основате-



Глава 5


Наши рекомендации