Билет № 1. Понятие, предмет и методы ИГПЗС.
ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИГЗПС.
Билет № 1. Понятие, предмет и методы ИГПЗС.
История государства и права зарубежных стран – наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развитие и функционирования государства и права зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке.
Предмет ИГПЗС – государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенных конкретно-исторических условиях, в хронологической последовательности, на основе выявления исторических закономерностей.
ИГПЗС:
– правовая дисциплина – изучает специфические социальные явления – право и государство;
– историческая дисциплина – рассматривает историю возникновения и эволюции государств и их правовых систем;
– общественная дисциплина – это подтверждает то, что государственно-правовая форма в тот или иной исторический период – отражение уровня социального развития, культуры, цивилизации, иных особенностей общества.
Методы ИГПЗС – совокупность приемов, путей и способов, используемых при получении истинных знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений.
Методы, используемые ИГПЗС:
1) общенаучные методы:
– синтез;
– анализ;
– дедукция;
– индукция.
2) специальные научные методы:
– сравнительный метод;
– исторический метод;
– прогностический;
– логический.
Принципы ИГПЗС:
– системность;
– комплексность;
– объективность;
– научность;
– плюрализм.
Значение ИГПЗС: дает возможность изучить историю создания и развития институтов государства и права, глубоко понять государственно-правовые реалии современности, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.
Периодизация истории государства и права зарубежных стран:
I период – государство и право Древних веков (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.):
– история государства и права Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия;
– история государства и права Античного мира: Древняя Греция, Древний Рим;
II период – история государства и права Средних веков (V–XVIII вв.) – Франкское государство, Франция, Германия, Англия, Византия, Арабский Халифат, Япония и др.;
III период – история государства и права Нового времени (XVII – начало XX вв.) – Франция, Англия, Германия, США;
IV период – история государства и права Новейшего времени (начало XX в. – настоящее время) – Франция, Великобритания, США, Германия.
Билет № 4. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
Билет № 14. Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период.
Периодизация.
По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII в. до н. э. (754–753 гг.). Это был поначалу земледельческий поселок, выросший на берегу реки Тибр. Улицы, взбиравшиеся на знаменитые римские холмы, состояли из домов, обычных для теплого климата: 4 дубовых столба по углам, соединяющие их жерди, речной (тибрский) тростник по бокам, обмазанный глиной. Затем появляются каменные фундаменты, и только с VI в. до н. э. стали возводиться дома из туфа.
Каменным и мраморным Рим станет уже в эпоху империи, со времени императора Августа (I в. до н. э. — I в. н. э.).
В том же VIII в. до н. э. мы находим римский народ поделенным на роды, союзы родов (курии) и три племени. Главой города являлся реке, или, как мы это переводим, «царь». Всего царей было семь — от Ромула до Тарквиния Гордого. Этот первый, начальный, период Рима принято считать царским.
Археологические раскопки римских могил VIII в. до н. э. обнаружили имущественное неравенство римского народа, доказуемое количеством и качеством погребального инвентаря, найденного в могильниках.
В 509 г. до н. э. Тарквиний Гордый был свергнут. Завершился царский период, и начался период республики, длившийся около 500 лет (509—27 гг. до н. э.). С 27 г. до н. э. по 476 г. н. э. Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27 г. до н. э. — 193 г. н. э.) и домината (193–476 гг.).
Царский период. С легкой руки американского историка Л. Моргана общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. К этому времени племена уже овладели плужным земледелием (пшеница, бобы), скотоводством, металлическими орудиями (и оружием). Кочевой, пастушеский образ жизни завершается. Но военная организация остается прежней, и это хорошо видно из истории Древнего Рима.
Римская община периода военной демократии была неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Считалось, что они происходят от богов, царей, героев. Постепенно аристократия обзаводится рабами, а затем — зависимой от себя клиентеллой.
В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции: о спорных наследствах и судебных спорах вообще, о приговорах к смертной казни и т. д.
Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. Десять родов образовывали курию (10 курий — триба — племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии вследствие ее явного искусственного происхождения. Это по сути дела рационально устроенная армия, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивавшая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.
Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2) получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах и т. п. В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. До известного времени права и обязанности граждан находились в своеобразной гармонии.
Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение Народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенат насчитывал сначала 100, затем 300 сенаторов. Сенат существовал и при царях, равно как и Народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование.
Главой римской общины, ее гражданским управителем и верховным военачальником был реке.
Следует отметить, что общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.
С древнейших времен население Рима составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, составившие римскую общину, и их антагонисты — плебеи. Происхождение плебеев неясно и спорно. Возможно, первоначально это были пришельцы (чужаки). Несомненно только, что они стояли вне римской общины и потому не могли принимать участия в ее управлении. Зато они беспрепятственно занимались ремеслами и торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Торговое и ремесленное богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своим происхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Самым тяжелым было положение рабов. Господину не воспрещалось убийство раба. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.
Обязательственное право
В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества. С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты. Договоры, как правило, заключались в письменной форме.
Семейное право
В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.
Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требованиям: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.
Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.
Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата). Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.
Наследственное право
В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне. Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственностью жены. Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).
Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.
Уголовное право
Уголовная ответственность наступала для лиц, достигших 7-ми летнего возраста. В системе наказаний закреплялось социальное неравенство. Так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением. Господин мог безнаказанно убить своего раба. Византийское право учитывало формы виновности, знало понятие невменяемости. В двух случаях разрешался самосуд: убийство ночного вора, а также любовника жены, застигнутого с поличным на месте свидания. Наказывалось не только оконченное преступление, но и покушение на него, если имел место факт приготовления к нему. Умысел к совершению государственных и религиозных преступлений был наказуемым. За соучастие (подстрекательство, попустительство, укрывательство, пособничество) установлено такое же наказание, как и за само преступление.
При назначении наказания учитывался рецидив. Так за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, за второй раз ему отсекали руку.
Византийское право предусматривало следующие виды преступлений.
· Государственные преступления: измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя. Например, передача неприятелю военной тайны. За все это смертная казнь путем сожжения.
· Религиозные преступления: вероотступничество, совращение в иудейскую религию, раскол, святотатство — кража мертвых, колдовство и лжеприсяга. Наиболее тяжкие религиозные преступления наказывались смертной казнью путем отсечения головы или повешения. За клятвопреступление и лжесвидетельство — отсечение языка.
· Преступления против личности. Убийство наказывалось смертной казнью путем отсечения головы, а за убийство родственников — сожжение. За нанесение телесных повреждений — членовредительские наказания. К преступлениям против личности были также отнесены побои, истязания, клевета, продажа свободных людей в рабство.
· Преступления против собственности. За совершение кражи — бичевание и штраф в двойном размере цены похищенного имущества; за грабеж — штраф в четвертном размере; за разбой — сажание на кол. К этому виду преступления относился также поджог, а также неосторожное обращение с чужим имуществом.
· Преступления против нравственности и семьи: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, обольщения. Некоторые из этих преступлений наказывались смертной казнью, другие членовредительством (за половые преступления — отсечение носа, кастрация — за скотоложество), изгнанием. За похищение женщин — отсечение руки.
Образование государства.
Арабский Халифат cложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров.
В V-VI вв. в юго-западной Аравии происходил кризис рабовладения, а у кочевых племен наблюдалось разложение первобытного строя. Усиливалась межплеменная рознь, что было причиной войн. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие пастбища и скот. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией богатых. Экономически ведущим регионом был Хиджас (земледельческий район побережья Красного моря), по которому проходили основные торгово-караванные пути. Эта область стала центром объединения.
Характерной чертой складывания государства у арабов была религиозная окраска этого процесса: тесная связь формирования государственности и возникновения новой религии - ислама. Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед (570-632). Он провозгласил необходимость культа в единого бога-аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. В конечном счете Мухаммеду удалось заручиться поддержкой самых различных социальных групп.
В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Была создана религиозная и надплеменная организация - ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи. С помощью ислама и военных отрядов постепенно преодолевался племенной сепаратизм. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно вошли в привилегированную группу, из которой после смерти пророка выделялись новые единоличные вожди мусульман - халифы (заместители пророка).
Халиф Омар (634-644) завершил политическое объединение Аравии. В VII-VIII вв. другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя - Арабский халифат с центром в Дамаске.
В истории халифата выделяют 2 этапа: дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.). По ним изучают основные этапы государственности.
Империя была непрочной. Уже с середины VIII в. начинается процесс распада и происходит образование "малых" халифатов: Кордовский (Испания), Каирский (Египет) и т. д. В XI в. турки-сельджуки овладели Багдадом и лишили светской власти халифа, хотя и признали его духовным главой.
Общественный строй.
Процесс феодализации арабского общества начался после завоеваний первой половины VII вв. Специфика арабского феодализма состояла в многоукладности экономики: наряду с феодализмом существовали патриархально-родовые и рабовладельческие отношения. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов и в государственном хозяйстве.
Государственная собственность на землю доминировала и считалась собственностью халифа. Она была основой централизации государства. По мере разложения общинного землевладения происходил рост частной собственности на землю. В дамасский период был распространен мульк, аналогичный европейскому аллоду. В багдадский период развивается форма условного держания икта - бенефициарные владения, выделяемые феодалам за службу из государственной земли. Икта выделялась пожизненно или на время отправления должности с правом взимания в свою пользу ренты-налога. К X в. икта превращается в наследственное держание типа лена.
У крестьян основная часть прибавочного продукта взималась в виде налога в пользу халифа. Затем часть налогов перераспределялась среди феодальной верхушки в виде жалования, пенсий и т. п.
В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-корпоративных групп. Юридическое положение лица в халифате прежде всего определялось его вероисповеданием: на первом плане находились различия в правовом статусе между мусульманами и немусульманами (зиммиями). Последние были в приниженном положении и платили тяжелый государственный налог (джизья).
В классе феодалов верхушку составляла мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Арабы поселялись на новых землях обособленными колониями и пользовались привилегиями. В некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле с целью сбора налогов и выполнения повинностей. Важную роль играла купеческая верхушка городов. Но города были полностью подчинены государственному аппарату и движение за автономию не зародилось.
На самой низкой ступени находились рабы. Они пополнялись за счет пленников и купленных невольников. В эпоху феодализма их правовое положение улучшилось: они могли с согласия хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя не признавались субъектами права. Отпуск рабов-мусульман на волю считался богоугодным делом.
Государственный строй.
В результате завоеваний VII в. происходит оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат этого периода - относительно централизованное теократическое государство. Во главе находился халиф - преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но вскоре власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению. Юридически власть халифа была неограниченной, но фактически он был вынужден считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.
Главный советник и высшее должностное лицо при халифе - визирь. Он мог быть по мусульманскому праву с широкой или с ограниченной властью (то есть только исполнял приказания халифа). К числу важных чиновников относились начальник телохранителей халифа, начальник полиции и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами. Всех чиновников в государстве назначал халиф.
Центральные органы управления назывались диванами и представляли собой специальные правительственные ведомства: диван военных дел, внутренних дел, почтовой службы. У последнего особые функции: строительство и ремонт, дорог, караван-сараев, колодцев и функции тайной полиции. По мере расширения функций феодального государства усложнялся центральный аппарат, росло число центральных ведомств.
Билет № 23. Основные черты мусульманского права.
Особенности становления и развития мусульманского права.
Шариат - наиболее значительная и разработанная система права в странах средневекового Востока. Эта система возникла и оформилась в рамках халифата, но вобрала многие элементы предшествующих правовых культур Востока.
Шариат возник и развивался как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. По исламу правовые установления - это частицы божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх) включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Теологическая оболочка шариата обусловила большое своеобразие входивших в него собственно правовых институтов, конструкций и понятий, препятствовала созданию в нем стройной внутренней системы, как это имело место в римском праве.
Тесная связь права и религии была выражена в нормативных предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и правовой смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. По существу вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.
Одной из характерных черт мусульманского права была его относительная целостность. Единый бог требовал единого правового порядка, отсюда - универсальность права. По мере расширения границ халифата право распространялось на новые территории. Но на первом плане не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин в любой стране должен был соблюдать шариат. С превращением ислама в мировую религию шариат стал мировой системой феодального права. Но по мере распространения шариат испытывал местные влияния. Со временем, когда в исламе произошел раскол, и в шариате выделились суннитская и шиитская ветви.
Источники права.
Главным источником веры и права является Коран - священная книга, состоящая из притч, молитв и проповедей Мухаммеда. Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). Правовая значимость отражена в самом Коране: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". До 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, из них около 80 - правовые (в основном о браке и семье).
Другой источник права - Сунна (священное предание): рассказы о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Сунна содержит много противоречивых положений, выбор которых остается на усмотрении богословов-правоведов и судей. В Сунне есть нормы процессуального, брачного и наследственного права, правила о рабах и т. д.
Третье место в иерархии источников права занимает иджма - "общее согласие мусульманской общины". Этот источник складывался из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами. Правомерность иджмы как одного из источников шариата выводят из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
К иджме примыкала фетва - решения и мнения отдельных теологов-правоведов по правовым вопросам.
Спорным источником является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс способствовал освобождению шариата от теологических наслоений. Но в руках судей порой был орудием произвола. Некоторые мусульманские течения не признавали кияс в качестве источников права.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал местные обычаи. Признавались правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе (урф), а также у покоренных народов, подвергшихся влиянию мусульманского права (адаты).
Производным от шариата источником права были указы и распоряжения халифов - фирманы. Затем в мусульманских государствах стали издаваться законы - кануны. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его чаще нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и административно-правовые отношения.
Право собственности.
В шариате был подробно разработан вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам совершеннолетним и в здравом рассудке (в случае сомнений дееспособность устанавливалось судьей).
В шариате существовала классификация вещей, особенно земельных имуществ (государственные, частные, брошенные, непригодные и т. д.). Особую категорию составляло общее достояние (воздух, море, пустыня и т. п.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи - свинину, запрещенные книги и т. д.
Подробно описаны способы возникновения права собственности. Завоеванные земли становились собственностью государства и попадали в распоряжение халифа или эмира. Иное захваченное имущество делилось на доли: захватчику, государству, мечетям и т. д. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности как наследование, договор, находка.
Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения имуществом.
Своеобразным институтом шариата был вакф - имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и наследников.
Договорное право.
Общая концепция обязательства не была сформулирована, но практические вопросы договорного права получили тщательную разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерно распространение односторонних обязательств - обетов.
Договор рассматривался как правовая и божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Условия договора выражались в любом виде: документе, письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Недействительным договор мог быть признан в том случае, если он заключен с безнравственными целями или с использованием нечистых вещей.
В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т. д. Наиболее разработанным видом договора был договор купли-продажи, которая допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма и аренде земли. В связи с караванной торговлей и необходимости совместного строительства оросительных систем широкое распространение получили договоры союза и товарищества.
В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство, но его можно было заставить отработать долг кредитору.
Семейное право.
Безбрачие считалось у мусульман нежелательным состоянием, а брак рассматривался как религиозная обязанность. На деле брачный договор часто выступал как торговая сделка. Фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить доход. У шиитов даже признавался временный брак на определенный срок.
Коран разрешал мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду. Поэтому гаремы могли себе позволить только представители верхушки.
Женщина находилась в приниженном и зависимом положении. Ее обязанностью было вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право управлять имуществом было сильно ограничено. Коран разрешал мужу применять наказания по отношению к жене, в том числе телесные.
Развод был разрешен, а число браков и разводов не ограничено. По шариату существовало несколько видов разводов, в том числе временный с испытательным сроком. Муж мог развестись без объяснения причин. Достаточно было произнести формулы: "ты отлучена", "соединись с родом". Но он должен был выделить жене имущество. Разведенная в течение 3х месяцев должна была находиться в доме мужа, чтобы определить не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он оставался в доме отца. Жена могла требовать развода через суд лишь в определенных случаях (например, невыполнение супружеских обязанностей).
Наследственное право - сложное и запутанное. Допускалось наследование по завещанию (не более 1/3 всего имущества) и по закону. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить на наследников. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.
Преступления и наказания.
Уголовное право оказалось наименее разработанной частью шариата. Нормы отличались архаичностью, характерен низкий уровень юридической техники.
Преступления делились на 3 группы:
1. Посягательства на права Аллаха (прощения не допускалось): отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, кражи, прелюбодеяние, употребление спиртного.
2. Посягательства на права отдельных лиц: за убийство - кровная месть или выкуп (в случае, если родственники прощали убийцу), за другие преступления - принцип талиона.
3. Действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, но затем начинают рассматриваться как уголовные преступления: неуплата налога в пользу бедных, несоблюдение поста, оскорбления, хулиганство, мошенничество, азартные игры и т. п. Наказание определялось по усмотрению судей.
Наказания осуществлялись в архаической форме и представляли чисто феодальную уголовно-правовую репрессию. Допускались жестокие и устрашающие наказания: смертная казнь публично с четвертованием (затем тело отдавалось на всеобщее поругание), утопление, закапывание заживо, битье камнями. Широко применялись членовредительские наказания: отсечение конечностей и бичевание. Тюремное заключение сначала использовалось до суда, но затем как наказание, в том числе пожизненное. Существовали имущественные санкции - конфискации и штрафы, а также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму, ссылка и высылка и т.д.
Феодальное развитие Китая.
Китайское феодальное государство прошло в своем раз-витии и периоды централизации, и периоды раздроблен-ности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, со-храняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.
Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладель-ческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти импе-ратора наследник престола был малолетним, устанавли-валось регентство.
Личность императора обожествлялась, он по-преж-нему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в исто-рии феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.
Билет № 46. Образование Германской империи и ее государственный и общественный строй.
СОЗДАНИЕ СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА 1866 г. ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ 1871 г
В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое уложение, разработанное на основе прусского проекта. В 1866 г. Пруссия одержала верх над Австрией в ходе открытого военного противостояния. Германский союз был преобразован в Северо-Германский союз, президентом которого стал прусский король. Законодательный орган – Общесоюзный рейхстаг,формируемый на основе всеобщего избирательного права. В 1871 г.после разгрома Франции Северо-Германский союз был преобразован в Германскую империю, императором которой стал прусский король, в том же году была принята имперская Конституция Германииво многом учитывавшая опыт Франкфуртской Конституции 1849 г.
Законодательные полномочияпо вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и некоторые другие были переданы имперскому парламенту, состоявшему из бундесрата и рейхстага. Бундесрат (союзный совет)был призван стоять на страже интересов субъектов федерации, которые, однако, были представлены в нем не одинаково (господствующее положение занимала Пруссия).
Президентствов Союзе было закреплено за прусским королем – германским императором. Он назначал должностных лиц империи, прежде всего канцлера; созывал, закрывал и распускал бундесрат и рейхстаг; с согласия бундесрата решал вопросы войны и мира, заключал договоры и пр. Монарх давал согласие бундесрату на роспуск рейхстага.
Имперским канцлеромобычно был министр-президент Пруссии (в 1862–1890 гг. этот пост занимал Отто фон Бисмарк, бессменный глава прусского правительства). Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата, его полномочия были весьма обширны Им