Народничество и другие полит. Течения.
Причины активизации раб.движ-я:
1. Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.
2. Медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, непоследовательность самого А II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.
Идейный вождь в 50-х -60-х гг.- редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский. Был за крестьянскую революцию, развивал идеи об общинном социализме, за создание в стране револ. орг-и. В июле 1862г. Чернышевский был арестован
В 1861 г. в Петербурге возникла “Земля и воля”. Орг-я объединила людей из разных социальных групп и сословии. Программа “Земли и воли”: 1. Требования созыва народного собрания 2. Установления демокр. Республики 3. Широкого местного самоуправления, равноправия женщин. 4. Передача крестьянам всей земли 5. Объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть: издание и распр-е револ. литературы, содействие побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.
Теория революционного народничества. (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.)
Идеи общинного социализма –основа народничества. Народ-реальная полит. Сила, кот.нужно сделать сознательной и организованной. Хотели революцию и новый строй, основ. на принципах равенства и соц. справед. Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Отрицал диктатуру пролетариата. Русский народ считал бунтарем, кот. должна была разбудить интеллигенция. Теории анархизма, отрицающего государство. Высшее зло-государство. Предлагал федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество — общ –во, в котором самоуправления народа.
Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве. Народная революция нуждается в длительной подготовке. Люди, имеющие основательную научную подготовку должны идти в народ и пропагандировать. Построив справед. соц. общ-во, интеллигенция сможет “оплатить” свой “долг народу”. Она получила образование и другие блага только благодаря трудам и лишениям народа.
Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. Крестьянство не может само осуществить соц.рев-ю. Ее совершит тайная орг-ия революционеров, предварительно она должна “расшатать” сущ. власть путем террора. Считал невозможным разрушение государства. Замена старых гос. институтов на новые, революционные.
Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг. В сер. 60-х гг. организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863-1866 гг.). Задача- подготовка рев. перев-та, рез-тат - переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой орг-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства, первотолчка “соц. рев.” В апреле 1866 г. член “Ада” Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а организация разгромлена.
В 1869 г. С. Г. Нечаев основал в Москве общество “Народная расправа”. Хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революционной цели. В 1869 г. в Петербурге сложился кружок “чайковцев” Группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. Организация на принципах высокой нравственности. Сумели создать сеть своих групп по России (С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, А. И. Желябов, М. А. Натансон и др.)
“Хождение в народ”. Нужно идти в народ, чтобы вносить в сознание “идеалы лучшего, справедливого общественного строя”.
В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов разбрелись по России. Говорили с крестьянами о революции и социализме. Крестьяне не понимали их, часто доносили в полицию. Власти организовали облаву и суды над пропагандистами.
“Земля и воля”. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация “Земля и воля. Создатели - М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Цель- переход всей земли в руки крестьянства, жизнь общ-ва на принципах общинного самоупр, решение нац. вопроса сообразно желанию населения. Осуществление “только путем насильственного переворота”. Ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Проведение действий, ослабляющих правительство, индивидуальный террор.
Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по основной специальности — фельдшеров, учителей, агрономов.
Первые рабочие организации. Первые рабочие кружки создавались с просветительской целью и находились под сильным влиянием народнических идей.
6 декабря 1876 г. землевольцы организовали антиправит. демонстрацию рабочих у Казанского собора в Петербурге. В марте 1878 г. прошла стачка на Новой бумагопрядильне в Петербурге. В то же время сами рабочие стали создавать организации для борьбы за свои интересы. В 1875 г. в Одессе был образован “Южнороссийский союз рабочих”, сформулировавший идею необходимости объединения рабочего класса для насильственного изменения соц-эк и полит. строя. В 1878 г. в Петербурге возник “Северный союз русских рабочих”, требования широких политических свобод — свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.