Либеральные реформы Александра Второго.
Земская реформа 1864 г. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. Делами. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. В земских собраниях преобладали дворяне. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма. 0на заменила прежние сословные думы городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла группа владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. Городское общественное самоуправление ведало: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля деятельности городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Судебная реформа 1864 г. Созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. Судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора и адвоката.
Военная реформа. Ликвидация военных поселений. Сокращение вспомогательных и нестроевых войск. Вместо кадетских корпусов появились военные гимназии, военные и юнкерские училища. Ликвидация телесных наказаний. Рекрутская повинность заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничился 6 годами, пребывание в запасе – 9 годами. Служить в армии должны были представители всех слоев населения. Для образованных лиц срок службы был меньше. От службы освобождались единственные сыновья в семье, единственные кормильцы, представители нац.меньшинств. Реформа образования. 1864 год – утверждены положения о народных начальных училищах и устав гимназий и прогимназий. Нач.образование дети получали в гос-венных церковно-приходских, земских школах. Срок обучения – 1-3 года. В городах созданы 4-х классные прогимназии и семиклассные гимназии: гуманитарные и реальные. 1871 год – реальные гимназии преобразованы в реальные училища. 1863 год – университетская реформа. Университеты получили автономию. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей.Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Расширены учебные программы, выросло число кафедр.