Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
Фед.зак-во: К РФ® К З ® ФЗ (в т.ч.кодексы) ® Указы През ® ПП ® НПА фед.мин-в, аг., служб
Промежуточное положение:
-межд.договоры (могут быть выше-ниже любого элемента (ратификация – вступление в силу на тер.РФ
- постановление КС (научное обоснование нормы К)
- акт правотворческого и совещат. референдума (если по принятию К – имеет силу К, если по ФЗ – милу ФЗ)
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: 1. по юридической силе; 2. по содержанию; 3. по объему и характеру действия; 4. по субъектам, их издающим.
По юридической силе все НПА подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила НПА является одним из основных признаков их классификации. С помощью юр. силы определяется место и значимость НПА в правовой системе государства.
НПА по содержанию - нормы которого относятся к определенной отрасли права. Однако следует иметь в виду, что могут быть акты, включающие в себя нормы, относящиеся к нескольким отраслям права, к таким, например, как: трудовое, семейное, уголовное.
По объему и характеру действия:
– на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории государства;
– на акты ограниченного действия, которое распространяется только на часть территории или на определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
– на акты, действующие в чрезвычайных ситуациях, как, например, при введении военного положения, чрезвычайного положения, в условиях стихийных бедствий.
По основным субъектам государственного правотворчества НПА можно подразделить на акты законодательной власти (законы), на акты исполнительной власти (подзаконные акты) и на акты судебной власти, приобретающие нормативно-правовой характер.
Законом называется обладающий высшей юридической силой НПА, принятый в особом порядке гос. органами законодательной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон как основной источник права, обладающий высшей юридической силой, имеет свои признаки.
К этим признакам относятся:
1) Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.
2) Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.
3) Законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам.
4) Законы не подлежат отмене каким-либо другим органам государства и могут быть отменены или изменены только тем законодательным органом, который их принял.
5) Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Если такое случается, то подзаконный акт должен быть приведен в соответствии с законом или немедленно отменен. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Так, например, в российском законодательстве конституционные законы в свою очередь делятся на конституции и собственно конституционные законы, которые по своей юридической силе стоят следующими после конституции. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций и др. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов государства. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Обыкновенные законы принято делить на:
1. кодексы;
2. основы законодательства;
3. специальные законы;
4. уставы.
Подзаконные нормативно-правовые акты. Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты компетентных государственных органов, которые принимаются на основе закона и не должны ему противоречить. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами и производны от юридической силы законов. Подзаконные акты призваны конкретизировать и развивать основные принципиальные положения законов. Подзаконными актами, как правило, являются акты различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на: – общие акты; – местные акты; – ведомственные акты; – внутриорганизационные акты.
1. Подзаконные акты общего характера – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны, и которое по своей юридической силе и значению следует за законами. При помощи подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, регулируются экономические, социальные и другие сферы общественной жизни. К общим подзаконным нормативно-правовым актам относятся: 1) Нормативные указы президента, которые среди подзаконных актов обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитии законов; 2) Постановления правительства, которые являются подзаконными нормативно-правовыми актами, и которые не должны противоречить законам и указам президента.
2. Местными подзаконными актами являются акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено той территорией, на которой действует данный местный орган власти или орган местного самоуправления. Они обязательны для исполнения всеми лицами, проживающими на данной территории. Такими актами могут быть, например, акты муниципалитета, мэрии, префекта по вопросам местного значения.
3. Ведомственные акты (приказы, инструкции) – это такие нормативно-правовые акты общего действия, которые распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений, как, например, на таможенные отношения, банковские, транспортные, государственно-кредитные и др.
4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными государственными органами и организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяют свое действие только на членов этих государственных органов и организаций.