Формы представительства интересов в современном российском государстве: сравнительная эффективность.
Одним из важнейших институтов ГУ, которое всегда связано с общ-вом и отражает его запросы, является с-ма представит-ва интересов.С ее помощью происходит коррекция гос. решений, учитывающих интересы тех, кого они затрагивают. В целом она сориентирована на соблюдение баланса интересов, имеющихся в общ-ве. Представит-во интересов в ГУ - механизм, с помощью которого гос-во на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивид., национ., территор., классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая условия для их нормального сосуществования. Во взаимодействии гос-ва и общ-ва целесообразно выделить виды соц интересов по их масштабности: • общ; • гос; • рег; • нац; • проф; • корп; • частные (индивид.). Основные объекты воздействия института представительства в СГУ - ОГВ. При определении субъектов представит-ва в совр. общ. следует иметь в виду, что в демокр. гос-ве. первичным субъектом права, отношений собств-ти явл-ся гражданин. С-ма соц. представит-ва в процессе ГУ выполняет две функции:1) посредничествомежду гос-вом и гражданами, выражая и защищая их конкретные интересы;2) коррекциюгос. решений на этапе их подготовки, при назревшей необходимости последующих изменений.
С-ма представ-ва интересов в ГУ включает две подсистемы. Первая – пол. представит-во, оформленное через прямое и опосредствованное участие населения в ОГВ, их представителей, политич. лидер-во и т.п. Вторая - разветвленные связи, прямо не опосредствованные политич. выборами, между гос-вом и группами интересов, - функц. представит-во. Важно отметить связь и отличие двух видов представительства: в одном оно реализуется через участие индивида в полит. жизни, а в др. - посредством деят-ти специально созданных для достижения опред. интересов групп. Основные способы представительства интересов:законод-й, партийный, рег-й, корп-й, лоббистский.
1. Парламентаризм. Современный парламент – это высший орган народного представ-ва, выражающий суверенную волю народа. Свою представительную функцию парламент осущ-т на основе принятой в стране избират. системы, от которой во многом зависит характер парламентского представит-ва.
2. Лоббизм. Парламент - единственное место, где лоббисты легально и открыто отстаивают корпоративные интересы. В росс. Думе отраслевые интересы таких пром. комплексов, как АПК, ТЭК, ВПК представлены целыми фракциями и группами депутатов. Законодат-е лоббирование реализуется с помощью прямых контактов с депутатами, в ходе чего разрабатываются законопроекты, угодные опр. кругам; проведения заказных исследований для экспертизы официально обсуждаемых законопроектов на предмет их благоприятности для заинтер. сторон; участия в парламентских слушаниях, заседаниях профильных комитетов, экспертных советов по законопроектам; фин. и пропагандистской поддержки их и т.д. В настоящее время в России лоббистская деят-ть до сих пор не легализована, т.к. не получила з/д регламентации. Закон о лоббистской деят-ти должен решать 2 взаимосвязанные задачи. 1. создавать благоприятные условия для представит-ва значимых интересов различных групп населения. 2. создавать нормальные условия для работы депутатов и госслужащих с учетом ожидаемого возрастания числа и влиятельности лоббистов.
3. Мех-зм учета частных интересов при реализации публичной власти охватывает потребности людей как в гос., так и в негос. (частная) сферах. Пример: корпорат. способ представит-ваинтересов независимо от того, институциализировано это в парламентской форме или нет. Понятия корпоратизма и неокорпоратизма относятся к характеристике способов взаимодействия гос-ва и социо-профессиональных групп, связанных с эк. произв-вом. Речь идет об особых механизмах согласования отраслевых интересов с интересами гос-ва в данной отрасли. Граница между классическим корпоратизмом и неокорпоратизмом: корпоратизм предполагает создание гос-вом категорий представит-ва (“корпораций”), норм. закр. их исключительности. Неокорпоратизм - это та же с-ма представит-ва, существующая в формально конкур. среде.
4. Функц. представит-во - наличие спец. институтов и неформальных связей, в которых протекают отношения групп организованных интересов и гос-ва. Общие черты систем: наличие спец. институтов, посредством которых происходят контакты представителей орг. интересов и гос., способы деят-ти этих институтов, разветвленная сеть неформальных связей и отношений. Здесь людьми движут эк.интересы. Пример формализованных структур - консультативные комитеты при правительственных учреждениях и парламентах, состоящие из представителей ГО, групп интересов, независимых экспертов. Др. формы институциализированных связей гос-ва и заинтересованных групп - спонсорные подразделения.
4. Профсоюзы. Профсоюзы играют важную роль в представ-ве интересов трудящихся, эффектив. инструмен защиты их прав в сфере труд. отношений. Коллектив. переговоры, заключение коллектив. дог-ров и соглашений с прав-вом - основная форма выполнения профсоюзами своих ф-ций представит-ва, отстаивания и защиты прав, с-э професс. интересов работников перед работодат., которым может выступать Правит-во.
Смысл института представит-ва интересов в СГУ - чтобы в общ-ве, разделенном на множ-во соц сил и интересов, обеспечивать опред. согласов-ть, целесообр-ть, осознанную скоординиров-ть публичного поведения и деят-ти людей, способствуя гармонизации обществ. отн-ий в их поступательном развитии. В новейшей России в условиях слабости политич. представит-ва на 1-й план выступает функциональное представит-во, место политич. партий занимают группы интересов, а ЗВ оттесняется гос. бюрократией.