Особенности непотизма в российском государственном управлении.
Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — раздача папами римскими ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам. Был широко распространён в XV — XVI веках. В более широком смысле (совр.) — кумовство.
Вред: огранич-е конкур-ии, подавление отбора лучших; часть коррупции (согл.конвенции ООН), отрицательно сказывается на работе организаций, подрывает принцип равенства возможностей.
Примеры: Ельцин, Брежнев, южные республики, северный кавказ. Характерен не только для ГМС
Специфика Н. в ГМО - используемые ресурсы и последствия для общества.
Непотизмв государственном управлении - использование должностных ресурсов для систематического предоставления привилегий на основании родства, свойства и иных социальных связей, внешних по отношению к служебным отношениям, а зачастую — предшествующих им. (предпочтительное привлечение прежних сослуживцев, земляков, одноклассников и однокашников).
Характеристики: - структурированность
- влияние на принятие решений
- встроеность в должностные связи
- коррупция
- неравенство и зависимость
архаич.модель родс.отн-й: лидерство по старш-ву и полу, учет степ. родства с т.зр. места в семейн. иерархии
- распределение ресурсов внутри группы
доминирующее положение у того, кто имеет наибольшие возможности распределения
- распределение благ – обязанность,
формируется незав-о от, а часто и задолго до появления в распор-ии «старшего» группы властных ресурсов, связанных с занятием гос. либо мун. должностей (отличие от клиентелизма).
- взаимовыгодные отн-ия
личност. хар-ер взаимод-ий + опыт прежнего общения, совмест. деят-ти, с внеслуж. взаимн. обяз-ми, + +(часто) общее мировоззрение ® повыш.степень взаимопо-я и солидарности в группе
® снижение неопределенности (при прогноз-ии дей-й др. участ-в.
® предсказуемость и лояльность подчиненных
- (часто) солидарность связана с матер. интересами,
предшеств-ми формир-ю н. системы (общая (семей.) собств-ть, отсутствие др. возмож-й верт. соц. и полит. мобильности, наличие влият. и высокопост. земляка редкое и общее благо для группы.
Институты: управленческие и политические «команды», связанные с конкретным лидером
- неконкурентность «команд»
принадл-ть к семье, клану, «команде», выходцам из опр. ведомства, уч. зав-я, города и пр. – пожизненная, (отказатья нельзя)
- повышенная солидарность внутри группы и ее устойчивость
ур-нь солид-ти родс. групп гораздо выше, в общ. случае, чем в иных более условн. группах
Ограничения в РФ: близким родственникам запрещено находиться в непосредственном подчинении друг у друга на государственной и на муниципальной службе.
Динамика непотизма:
- возможна сменой ролей внутри группы (зависит, кто получает доступ к наиболее знач. ресурсам благодаря внеш. факторам (включение кого-то из уч-ов в клиентарную завис-ть от могущ. патрона, или, «выпадение из обоймы» в связи с преступлениями, потерей репутации).
- биологическое старение и смена поколений.
- демонстрация лояльности
публич.заявления, дей-ия, связывающие уч-в круговой порукой (чем выше степень условности н. отн-ий (безусловные при близком родстве), тем чаще)
- угроза разоблачения - доп. инструмент укрепления внутригрупповой солидарности.
Непотизм как встраивание родственных связей в систему власти (особенно характерно для политики Ельцина).
Наивысшего размаха непотизм достиг в южных республиках, на северном кавказе.
За всё время существования российского государства лишь во времена Сталина «непотизм» или «семейственность» жестоко карались. Сидели тогда, если не были расстреляны, многие жёны, братья, сёстры и дети советской номенклатуры.
Практика родственных назначений вновь легла в основу нашей государственной системы.
Ни для кого не секрет, что правящая элита рано или поздно обрастает родственными связями и ограничивает возможность появления молодых талантливых кадров со стороны. Сталин отлично понимал это – «Кадры решают всё!». В годы правления Хрущёва в стране всё изменилось: зять Хрущёва, журналист Аджубей даже был включен в состав ЦК партии.
В брежневскую эпоху принципы непотизма – «чужие здесь не ходят» - стали генеральными в создании высших эшелонов государственной и партийной власти.
В 90-е годы новую страницу в истории отечественного непотизма открыл президент Ельцин и его «Семья». С его лёгкой руки в государственных кругах появилось множество «непотов» всех калибров…
Вообще, всё происходящее сейчас в России, говорит о том, что влиятельные российские ПАПЫ немногим отличаются от средневековых римских пап. В принципе, семейственность - естественное человеческое стремление обеспечить благополучие своих детей и близких. Аристократии у нас нет, поэтому в наследство оставляют не титул, но равнозначное социальное положение, статус. Когда-то крупный партработник обеспечивал своему сыну «должность за границей», сегодня – высокое место в банке, в фирме, в политической партии. Поэтому все «сладкие места» во власти заняты либо по протекции, либо благодаря собственным капиталам. Посмотрите, много ли в Совете Федерации тех, кто реально является выходцем из областей и республик, которые они представляют.
Впрочем, в современной политике проявления непотизма сильны во всех странах, в любых масштабах и независимо от уровня их развития. В высокоразвитых странах узкие круги владельцев крупного капитала вынуждены прибегать к поддержке родственников для сохранения этого капитала, а вместе с ним и власти.
Действующей власти надо бы отдавать себе отчет, что «круговая порука» таит в себе серьезную опасность для развития России. Отсутствие конкуренции и объективного отбора талантливых людей, как правило, приводит к тотальной коррупции и загниванию всего общественного строя. В этом случае страдает качество руководства - обладатели «сладких мест» думают, прежде всего, о том, как упрочить своё положение и не взять на работу кого-то, кто умнее и талантливее, чем он сам. Но, к сожалению, не все родственники могут работать на пользу дела и благо Отечества.
Старая элита, стремясь обезопаситься от вхождения в ее состав «не своих» (а практика непотизма в России широко распространена во всех слоях), создала искусственный барьер: обладание определенными материальными активами. Этот имущественный ценз не официален, но в его существовании сомневаться наивно. Люди, провозгласившие демократию, нарушили ее первыми, следуя естественному человеческому желанию не терять, а только приобретать. Именно поэтому известный социолог Р. Михельс отрицал возможность построения демократии где бы то ни было. Особенность России, о которой мы уже говорили, – огромная имущественная дистанция между высшим и низшим слоем общества, но стоит отметить и большую разницу в доходах между различными социальными стратами. Очевидно, что единожды вкусив сладкий плод обеспеченности и власти, люди стремятся закрепить свои позиции в правящем классе, таким образом нарушая основной принцип демократии. Существует огромная для них опасность не быть переизбранными на следующий срок, в силу которой они препятствуют функционированию демократических механизмов. Этой тенденции может противостоять общество, где разница между благосостоянием классов не так велика, но в современных российских условиях такие процессы контролировать практически не представляется возможным.
Власть и собственность, не могут друг без друга, это очевидно из истории. «Власть всегда тесно связана с собственностью. Если собственность представляет собой право распоряжаться принадлежащими собственнику предметами, то власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на практическую деятельность других людей. Тот, кто обладает властью, может в конечном итоге распоряжаться собственностью, в том числе и чужой».13 Эта деятельность широко практикуется в России: как показывают исследования, большинство людей, имеющих непосредственное отношение к власти, либо занимается бизнесом, либо взимают с него обильную дань, которая часто становится основным источником их дохода.14
Таким образом, в состав отечественной правящей элиты входят два подкласса:
■политики, занимающие места в высших и средних эшелонах власти на двух ее уровнях: федеральном и региональном;
■субъекты экономики: собственники, совладельцы, руководители, члены правлений и другие ответственные работники новых крупных экономических организаций.
Как было показано ранее, эти два подкласса часто пересекаются, а если существуют «чистые» представители первого, то только официально. Реально трудно поверить, чтобы имея возможность повысить ypовень своего благосостояния, человек отказался бы от нее. Это слияние политической и экономической элиты является, кроме всего прочего, еще и наследством бывшего СССР, о чем мы говорили выше.