Историко-правовые основы определения и укрепления государственной границы независимого Казахстана
В «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства (1992 г.) Глава государства Н.А.Назарбаев разъяснял, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Независимое государство в своем нынешнем виде не чей-то подарок казахам, а историческая родина, исконно казахская земля, и власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территории. Это было важное заявление для столь нестабильного периода. Впервые в истории независимого Казахстана были приняты меры по определению и укреплению государственной границы. Все это требовало решительных действий. Острота ситуации заключалась в том, что пока граница не была в международно-правовом смысле установлена, сохранялась возможность предъявления неких территориальных претензий со стороны сопредельных государств. К примеру, 1990-х годах имели место заявления Владимира Жириновского, идеи Александра Солженицына, мнения некоторых «аналитиков» и отдельных общественных организаций относительно «легитимности» территории Казахстана. При этом со стороны руководства Российской Федерации, ее Президента и Правительства территориальных претензий к суверенному Казахстану не выдвигалось.
Однако следует иметь в виду, что на начальном этапе, в 1992 году, при подготовке первого масштабного двустороннего договора, российская сторона, как отмечает К.К.Токаев, настаивала на «облегченном» варианте договора, предполагая исключить пункт о признании территориальной целостности государств. В этой ситуации «понадобились значительные усилия», личное вмешательство Н.А.Назарбаева, проведшего не один раунд переговоров с Б.Н.Ельциным, «чтобы убедить россиян в обратном». И в результате этот подписанный фундаментальный договор стал основой для последующих казахстанско-российских отношений.
Таким образом, с обретением суверенитета юридическое оформление государственных границ приобрело чрезвычайно важное значение, стало приоритетным направлением во внешнеполитической деятельности Казахстана. Протяженность государственной границы Казахстана по суше составляет 13 400 километров. Водная граница на Каспийском море будет установлена после определения всеми прибрежными странами правового статуса моря.
В мировой практике общеизвестно, что юридически обозначенная территория и государственная граница являются необходимыми признаками государства, поскольку выступают как политико-правовые категории. Это также географическая среда, в которой существует конкретное человеческое общество. В пределах своих границ государство устанавливает определенный порядок, который не должен нарушаться другими странами. В этом плане делимитация и демаркация границы Казахстана являются стратегическими мероприятиями, направленными на определение и закрепление государственной территории и пространственных пределов государственного суверенитета, а также укрепление национальной безопасности в целом.
Чтобы понять значимость определения государственной границы в 1990-2000-х годах, следует иметь в виду, что ранее Казахстан, как самостоятельное государство, и в период Казахского ханства, и во времена Казахской ССР не имел в международно-правовом смысле признанных границ, таких, как сегодня. При этом следует учесть, что делимитация государственных границсуверенного Казахстана, как и других стран СНГ, проходила не абсолютно с «чистого» листа, не произвольно, а на основе реальных административных границ Казахской ССР (с РСФСР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР) и части государственной границы СССР (с КНР).
Реальная ситуация в 1990-х годах была таковой, что в целях сохранения стабильности и добрососедства как на национальном, так и на региональном (и даже на глобальном) уровне, все новые независимые государства - страны СНГ - должны были признать (и в конечном счете признали) прохождение собственных границ по прежним административным и пограничным линиям.
Таким образом, независимая Республика Казахстан по праву исторической преемственности унаследовала в целом территорию и границы Казахской ССР. Поэтому уже в Декларации «О суверенитете Казахской ССР» 1990 года зафиксировано (ст. 3.): «Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия». Однако вслед за провозглашением независимости возникли сложнейшие задачи: во-первых, делимитации и закрепления «существующих границ» на новом, теперь уже межгосударственном уровне, и, во-вторых, разрешения возникающих при этом спорных вопросов.
Казахстан с первых дней существования в качестве независимого государства заявил о своей твердой приверженности соблюдению норм и принципов международного права. Президент Н.А.Назарбаев определил следующие ориентиры внешнеполитического курса: «Прежде всего, мы декларируем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не имеем территориальных притязаний ни к одному государству мира». Осознавая свою ответственность, суверенный Казахстан придерживается принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств.
Конституция Республики Казахстан гласит, что территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой. Закон «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года фиксирует государственную границу как линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства, и прямо оговаривает, что граница может быть определена только международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными парламентом.
Юридически оформленная граница – это гарантия соблюдения двух основных принципов международного права: принципа нерушимости границ и принципа территориальной целостности государства. Таким образом, политика нашего государства в этом вопросе основывается на принципах и нормах международного права, национальном законодательстве и мировой практике. При этом государственная граница определяет территорию, на которой Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав.
С обретением независимости перед страной и ее дипломатической службой стояла задача определения и оформления государственной границы с сопредельными государствами. Процесс установления межгосударственной границы уместился в довольно короткий период – с 1992 по 2005 год он проходил в три этапа в соответствии с направлениями: с Китаем, с Центрально-Азиатскими государствами, с Россией.
Есть одна восточная притча, повествующая о значении границы и территории. Когда в период нашествия к правителю государства пришел сановник и заявил, что неприятель в обмен на мир требует дань, правитель приказал ее выплатить, поскольку это – всего лишь деньги. Когда сановник пришел вновь, заявив, что неприятель требует принцессу, правитель опять согласился. Но когда неприятель в обмен на мир потребовал территориальных уступок, а сановник порекомендовал отдать пустующие земли, то правитель приказал отрубить сановнику голову, ибо территория – основа государства. Мудрый правитель понимал, что, отдав часть территории, в конечном итоге можно лишиться всего. С тех пор прошло много веков, но отношение к территории и государственной границе остается прежним. Они священны и неприкосновенны.
Флаг, герб, гимн и граница – вот четыре основных составляющих признака государства. И теперь, после завершения важнейшего процесса-делимитации государственных границ, можно с гордостью констатировать тот факт, что суверенная Республика Казахстан является полноценным государством со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.