Историко-правовые основы определения и укрепления государственной границы независимого Казахстана

В «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства (1992 г.) Глава государства Н.А.Назарбаев разъяснял, что Казахстан в современных границах исторически был тер­риторией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахста­на. Независимое государство в своем нынешнем виде не чей-то подарок казахам, а историческая родина, исконно казахская земля, и власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территории. Это было важное заявление для столь нестабильного периода. Впервые в исто­рии независимого Казахстана были приняты меры по определению и укреплению государственной границы. Все это требовало решительных действий. Острота ситуации заключалась в том, что пока граница не была в международно-правовом смысле установлена, сохранялась возможность предъявления неких территориальных претензий со стороны сопредельных государств. К примеру, 1990-х годах имели ме­сто заявления Владимира Жириновского, идеи Александра Солженицына, мнения некоторых «аналитиков» и отдельных общественных организаций относительно «легитимности» территории Казахстана. При этом со стороны руководства Российской Федерации, ее Президента и Правительства территориальных претензий к суверенному Казахстану не выдвигалось.

Однако следует иметь в виду, что на начальном этапе, в 1992 году, при подготовке первого масштабного двустороннего договора, россий­ская сторона, как отмечает К.К.Токаев, настаивала на «облегченном» вари­анте договора, предполагая исключить пункт о признании территориаль­ной целостности государств. В этой ситуации «понадобились значительные усилия», личное вмешательство Н.А.Назарбаева, проведшего не один раунд переговоров с Б.Н.Ельциным, «чтобы убедить россиян в обратном». И в результате этот подписанный фундаментальный договор стал основой для последующих казахстанско-российских отношений.

Таким образом, с обретением суверенитета юридическое оформление государственных границ приобрело чрезвычайно важное значение, стало приоритетным направлением во внешнеполитической деятельности Казахстана. Протяженность государственной границы Казахстана по суше со­ставляет 13 400 километров. Водная граница на Каспийском море будет установлена после определения всеми прибрежными странами правового статуса моря.

В мировой практике общеизвестно, что юридически обозначенная территория и государственная граница являются необходимыми признаками государства, поскольку выступают как политико-правовые категории. Это также географическая среда, в которой существует конкретное человеческое общество. В пределах своих границ государство устанавливает определенный порядок, который не должен нарушаться другими странами. В этом плане делимитация и демаркация границы Казахстана являются стратегически­ми мероприятиями, направленными на определение и закрепление государственной территории и пространственных пределов государственного суве­ренитета, а также укрепление национальной безопасности в целом.

Чтобы понять значимость определения государственной границы в 1990-2000-х годах, следует иметь в виду, что ранее Казахстан, как самостоятельное государство, и в период Казахского ханства, и во времена Казахской ССР не имел в международно-правовом смысле признанных границ, таких, как сегодня. При этом следует учесть, что делимитация государственных границсуверенного Казахстана, как и других стран СНГ, проходила не абсолютно с «чистого» листа, не произвольно, а на основе реальных административных границ Казахской ССР (с РСФСР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР) и части го­сударственной границы СССР (с КНР).

Реальная ситуация в 1990-х годах была таковой, что в целях сохранения стабильности и добрососедства как на национальном, так и на региональном (и даже на глобальном) уровне, все новые независимые государства - стра­ны СНГ - должны были признать (и в конечном счете признали) прохож­дение собственных границ по прежним административным и пограничным линиям.

Таким образом, независимая Республика Казахстан по праву исторической преемственности унаследовала в целом территорию и границы Казахской ССР. Поэтому уже в Декларации «О суверенитете Казахской ССР» 1990 года зафиксировано (ст. 3.): «Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия». Однако вслед за провозглашением независимости возникли сложнейшие задачи: во-первых, делимитации и закрепления «су­ществующих границ» на новом, теперь уже межгосударственном уровне, и, во-вторых, разрешения возникающих при этом спорных вопросов.

Казахстан с первых дней существования в качестве независимого государства заявил о своей твердой приверженности соблюдению норм и прин­ципов международного права. Президент Н.А.Назарбаев определил следу­ющие ориентиры внешнеполитического курса: «Прежде всего, мы деклари­руем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не име­ем территориальных притязаний ни к одному государству мира». Осознавая свою ответственность, суверенный Казахстан придерживается принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств.

Конституция Республики Казахстан гласит, что территория Республи­ки Казахстан в существующих границах является целостной, неприкосно­венной и неотчуждаемой. Закон «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года фиксирует государственную границу как линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства, и прямо оговаривает, что граница может быть определена только международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными парламентом.

Юридически оформленная граница – это гарантия соблюдения двух основных принципов международного права: принципа нерушимости гра­ниц и принципа территориальной целостности государства. Таким образом, политика нашего государства в этом вопросе основывается на принципах и нормах международного права, национальном законодательстве и мировой практике. При этом государственная граница определяет территорию, на которой Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав.

С обретением независимости перед страной и ее дипломатической службой стояла задача определения и оформления государственной гра­ницы с сопредельными государствами. Процесс установления межгосударственной границы уместился в довольно короткий период – с 1992 по 2005 год он проходил в три этапа в соответствии с направлениями: с Китаем, с Центрально-Азиатскими государствами, с Россией.

Есть одна восточная притча, повествующая о значении границы и территории. Когда в период нашествия к правителю государства пришел санов­ник и заявил, что неприятель в обмен на мир требует дань, правитель прика­зал ее выплатить, поскольку это – всего лишь деньги. Когда сановник при­шел вновь, заявив, что неприятель требует принцессу, правитель опять со­гласился. Но когда неприятель в обмен на мир потребовал территориальных уступок, а сановник порекомендовал отдать пустующие земли, то правитель приказал отрубить сановнику голову, ибо территория – основа государства. Мудрый правитель понимал, что, отдав часть территории, в конечном итоге можно лишиться всего. С тех пор прошло много веков, но отношение к территории и государственной границе остается прежним. Они священны и неприкосновенны.

Флаг, герб, гимн и граница – вот четыре основных составляющих признака государства. И теперь, после завершения важнейшего процесса-делимитации государственных границ, можно с гордостью констатировать тот факт, что суверенная Республика Казахстан является полноценным государством со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Наши рекомендации