Право в системе социальных норм
Право - явление сложное и многоплановое:
- форма общественного сознания, которая наряду с моралью, религией выполняет роль регулятора поведения людей. В нем выражена воля соц. групп, политических партий, стоящих у власти;
- система правил поведения, которая в отличие от морали гарантирована возможностью применения средств государственного принуждения (в случае нарушения этих правил);
- мера справедливости и свободы человека в обществе, которая обусловлена исторически как общечеловеческими ценностями, так и ценностями отдельных социальных групп;
- внешнее выражение права: законодательство, судебная практика, правовые обычаи, правовые договоры.
Социальная ценность права:
- всеобщий регулятор поведения людей – одно из средств, с помощью которых гос-во и общ-во решают общесоциальные задачи (охрана природы, здоровья, образовния и культуры);
- Упрочение демократии в обществе, утверждение режима законности.
Социальная норма – общее правило поведения.
Виды социальных норм:
o нормы права – правила поведения, которые установлены и охраняются гос-вом;
o нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в общ-ве в соответствии с представлением людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и чести и охраняются общественным мнением и внутренними убеждениями.
o нормы общественных организаций – правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются при помощи общественного воздействия согласно уставам этих общественных организаций.
o нормы традиций – обобщенные и стабильные правила поведения, возникающие в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные, военные, профессиональные).
o нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку у людей;
o нормы ритуалов – правила поведения людей при совершении обрядов и охраняются мерами общественного воздействия.
Признаки соц. норм:
o правила поведения;
o общественный характер;
o не только общие, но и обязательные правила поведения в общ-ве.
Норма права, ее структура
Норма права – это установленное или санкционированное государством общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящее обязательный характер.
Признаки нормы права:
- установление и гарантированность государством;
- общеобязательность исполнения;
- формальность;
- многократность применения;
Правовая норма состоит из трех элементов:
- гипотеза (предположение) – элемент правовой нормы, указывающий на условия, при которых возникают права и обязанности, т.е. содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие;
- диспозиция (распоряжение) – этот элемент указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы);
- санкция (взыскание) – мера гос. взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией.
Квалификация правовых норм:
o управомочивающие (разрешающие, устанавливающие);
o обязывающие;
o запрещающие
Формы (источники) права
Форма (источник) права – внешний способ его выражения.
- Нормативно правовые акты содержат в себе общеобязательные правила поведения и издаются органами гос. власти и управления. На их основании устанавливаются новые или изменяются и дополняются действующие. Находятся в строгой иерархии – Конституция, законы, подзаконные акты (указы, постановления, инструкции и т.д.).
- Юридический прецедент – некий образец поведения или действия судебных или административных органов при решении аналогичных дел. Бывают судебные и административные.
- Правовой обычай – правила поведения, первоначально сложившиеся в результате их многократного и длительного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту гос-вом.
14. Нормативно-правовые акты: понятие, виды
Нормативно-правовой акт — официальный документ, созданный компитентными органами гос-ва и содержащий общеобязательные юридические нормы.
Виды НПА:
- Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к. определяет организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. Конституция служит юридической базой для всего действующего законодательства (которое не может ей противоречить).
- Законы
Ø конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или указанные в Конституции).
Ø Обыкновенные
ü Федеральные законы;
ü Уставы субъектов РФ;
ü Законы субъектов РФ.
- Подзаконные акты
Ø Указы Президента РФ;
Ø постановления высших органов власти;
Ø распоряжения;
Ø приказы, инструкции, указания и т.д.;
Ø акты представительных органов местного самоуправления – решения;
Ø акты прямого народного волеизъявления – решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;
Ø признанные нормы международного права.
Правила действия НПА:
- Во времени
Ø закон начинает действовать по истечению 10 дней после публикации в «Российской газете» «Парламентской газете» или «Собрании законодательств»;
Ø Указы Президента вступают в силу по истечению 7 дней после опубликования, если иное не оговорено;
Ø Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня подписания.
Ø НПА Министерств и ведомств вступают в силу через 7 дней после подписания.
- В пространстве – на территории, очерченной границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты.
- По кругу лиц
Правила прекращения действия НПА:
- По истечению срока, на который был принят;
- В связи с отменой уполномоченным органом;
- Принятие нового.
15. Конституция – основной закон государства и общества.
Конституция – основной источник права, регулирующий наиболее важное в сфере общественных отношений Как Основной закон гос-ва учреждает, юридически оформляет политическую форму общества, систему органов гос. власти, устанавливает права и свободы и гражданина. Это не только правовой акт, она содержит и нравственные ориентиры справедливости для всего общества.
К должна быть стабильной и долговременной, поэтому ее нормы носят общий характер, а сама К принимается путем референдума (Россия, Франция, Германия) конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым Конституционным собранием.
К любого гос-ва представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой для принятия всего действующего законодательства страны.
Свойства К:
- устанавливает принципы организации гос. и общ-ной жизни, провозглашает гос-во и юридически оформляет гос. власть;
- имеет высшую юридическую силу, т.е. все субъекты права обязаны ее соблюдать. Все законы и НПА не должны ей противоречить, в противном случае они признаются недействительными. Для контроля создан Конституционный Суд, его решения окончательные и обжалованию не подлежат;
- является юридической базой для НПА, определяет их виды, иерархию, сферу регулирования;
- является актом прямого действия;
- является обязательной для всех субъектов права и действует на всей территории РФ;
- является устойчивой, имеет особый порядок внесения в нее изменений:
Ø Правом вносить предложения о поправки пересмотре К обладают Президент РФ, Совет Федерации и Гос. Дума (не менее 1/5 членов), правительство РФ, законодательные органы субъектнов РФ.
Ø Вопрос об изменении положений глав 1 (Основы Конституционного строя), 2 (Права и свободы гражданина и человека) и 9 (Конституционные права и пересмотр Конституции) в праве рассмотреть Конституционное собрание при поддержке 3/5 голосов членов Федерального собрания.
Ø вносить поправки в остальные главы имеет право Федеральное собрание (3/4 Совет Федерации и 2/3 Гос. Думы). Оформляется законом о поправке к К, который одобряется органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
16. Отрасли права: понятие, система, общая характеристика
Система права делится на отрасли права, в основе которой лежит различный вид общественных отношений
Отрасль права - это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.
o Нормы материального права:
Ø Конституционное регулирует наиболее важные общественные отношения жизнедеятельности гос-ва;
Ø Административное регулирует управленческие отношения в сфере исполнительной власти;
Ø Гражданское регулирует имущественные отношения и некоторые личные неимущественные;
Ø Финансовое регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности гос-ва, банков и других финансовых учреждений;
Ø Семейное регулирует имущественные и личные неимущественные семейные отношения.
Ø Трудовое регулирует трудовые отношения;
Ø Уголовное - нормы, указывающие преступные деяния и наказания за них.
o Нормы процессуального права:
Ø Гражданское процессуальное регулирует деятельность судов по рассмотрению споров в сфере гражданских, семейных, трудовых и финансовых отношений.
Ø Уголовное процессуальное регулирует деятельность органов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.