Раздел II. Теоретические проблемы этики. Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали
- Если все время оглядываться на ОМ, может развиться комплекс неполноценности. Поэтому стоит поступать так, как сам считаешь нужным, и оценивать с этих позиций тех, кто придерживается ОМ.
- ОМ отвергает людей, которые поступают «не так, как все». Тем самым оно препятствует развитию человеческой индивидуальности.
- Следуя ОМ, мы попадаем в зависимость от общества, а людей, которые стараются «плыть Против течения», попросту затаптывают. Как нам освободиться от этой зависимости?
- Почему ОМ так нетерпимо к тем, кто желает жить, как ему нравится, высказывать свои взгляды, отстаивать свои принципы, иметь свои вкусы?
- Должны ли мы пытаться влиять па таких людей и изменять их в соответствии с ОМ? Не перестанут ли они быть самими собой?
Как видим, здесь представлены в основном негативные высказывания по поводу общественного мнения. Если оно воспринимается людьми зачастую столь отрицательно (и иногда справедливо), почему же мы все-таки следуем ему и зачем это надо? Подумайте над этим.
Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал — целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. В идеале заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. Нравственный идеал — это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда — исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал. Так, например, нравственным идеалом Павки Корчагина был Овод, а нравственным идеалом для всех довоенных мальчишек и девчонок были уже сам Павка и Чапаев, на фильмы о которых ходили по 10-15 раз, которым подражали, желая стать такими, как они. Для многих современных подростков таким идеалом стали герои Сильвестра Сталлоне или Арнольда Шварценеггера.
В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: во-первых, он позволяет оценивать поведение других людей, во-вторых, является ориентиром для самосовершенствования. Идеал — это то, что позволяет человеку ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения. Моральный идеал возвышает человека, дает ему силу и целеустремленность.
Не может быть «человека без идеала»: ведь даже если я и считаю себя таковым, то все равно при оценке других я имею в виду некоторый эталон. Кроме того, если я не собираюсь «самосовершенствоваться», считаю это для себя ненужным, то это и есть мой идеал, только идеал, ведущий не к развитию, а к застою.
Как показал Э. Фромм, современный человек не свободен в выборе иметь или не иметь идеал, но в выборе самого идеала он остается свободным. Мы берем идеалы из жизни, литературы, кино, причем нравственным идеалом может быть не только литературный герой или выдающаяся личность. Родители, учитель, друг, интересный яркий человек могут стать нравственным идеалом, образцом для подражания. На образец хотят быть похожим во всем: в манере говорить, одеваться, в походке и жестах, а главное — в поступках. Причем образец, выбранный для подражания, опять-таки идеализируется: в нем видят только хорошее, а отрицательные качества стараются не замечать или действительно не видят.
Следует также отметить, что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным. Подросток, юноша или девушка и даже взрослый человек сознательно, в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами, могут взять за образец явно отрицательную личность или тип поведения (антиидеал, псевдоидеал).
Разновидностью нравственного идеала является романтический идеал — комплекс абстрактных идей, возникающий обычно в противовес прозе жизни, как результат неудовлетворенности ею. С одной стороны, романтический идеал возвышен и прекрасен, но с другой — будучи оторванным от реальности, он утопичен и поэтому, как правило, нереализуем, что ведет к еще большим разочарованиям.
Выбор и достижение идеала зависят от нас самих. В этом смысле значительную роль в формировании, становлении и самореализации личности играет, на наш взгляд, «Я-идеал» — представление человека о самом себе, каким он должен быть и каким он хочет видеть себя. Это не внешний образец для подражания, а внутренний эталон, по которому человек оценивает себя — одобряет или осуждает, с которым он «советуется» и на который ориентируется в своих действиях.
Рассмотренные нами «клеточки» морали — принципы, нормы и идеалы выступают не самостоятельно, независимо друг от друга,