Избирательная система в современной России.
Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно. На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.
Современная избирательная система это установленный соответствующим законодательством порядок по определению итогов голосования на выборах. В более широком смысле, это закрепленный и регулируемый соответствующими нормами и правилами избирательного права порядок, устанавливающий организацию и проведение выборов в органы госвласти. А также это урегулированная законодательством деятельность граждан (людей), органов, организаций (юрлиц) и инициативных групп именно по подготовке и проведению выборов различного уровня или же референдумов.
Собственно избирательный процесс, задействованный при выборах в органы госвласти имеет ряд некоторых особенностей по сравнению с референдумным процессом. Избирательный процесс характеризуется следующего вида стадиями:
- организационная – включает в себя назначение даты проведения выборов, установление избирательных округов (связанный обычно с региональным делением) и участков (местное деление), формирование избирательных комиссий (ответственных лиц за процесс), составление избирательных списков (т.е. учет всех проживающих на данной территории людей и имеющих в соответствии с законом право на участие в выборах);
- выдвижение (посредством сбора определенного количества поддерживающих голосов), а также регистрация кандидатов;
- проведение предвыборных агитационных мероприятий;
- непосредственно голосование и последующий подсчёт голосов;
- вычисление результатов выборов (подсчет, регистрацию и фиксирование) и их официальное опубликование;
- дополнительная стадия в виде второго тура или же повторного голосования.
Будучи по своей природе демократичным - избирательное право исключает какую-либо возможность отстранения (не допущение) от выборов каких-либо граждан, за исключением перечисленных в Конституции. Так в частности, не имеют права избирать, впрочем, как и быть избранными, граждане, которые признаны соответствующим судебным решением недееспособными.
Также запрещается, законодательно, какое-либо ограничение в своих избирательных правах граждан по признакам пола, расы, языка, национальности, а также по другим обстоятельствам.
Целый ряд правовых и организационных гарантий обеспечивает эффективность принципа всеобщности (т.е. доступности) избирательного права. В число таких гарантий входят порядок составления избирательных списков, организация работы избирательных участков и многое другое. Весьма существенной гарантией данного принципа является то обстоятельство, что граждане России, проживающие или же работающие за пределами государства, обладают всеми правами, связанными непосредственно с избирательным правом. Консульские и дипломатические учреждения обязаны помочь им в полноценной реализации данных прав.
Законодателем предусмотрены определённые условия, позволяющие осуществлять принципа всеобщности. Так, например, предусмотрены определённого рода ограничения, которые связаны со статусом выбираемого должностного лица, в число которых входит невозможность находиться в одно и то же время на государственной службе и при этом входить в состав законодательного органа госвласти, и тем более заниматься иной оплачиваемой деятельностью.
Принцип равности избирательного права позволяет обеспечить для всех граждан одинаковые условия по участию в выборах, которое может проявляться в следующих аспектах:
- каждый из избирателей имеет исключительно один голос, что позволяет обеспечить такие факторы как то, что избирателя не могут включить в более чем один избирательный список, избиратель голосует лично; для того чтобы получить избирательный бюллетень необходимо подтверждение личности и т.д;
- граждане участвуют в выборах на абсолютно равных основаниях.
Весьма важной гарантией данного признака избирательного права можно с полной уверенностью считать установленный и предусмотренный законодательством непосредственно порядок образования и формирования избирательных округов.