Проблема распространения радикального ислама
Термин салафизм обозначает направление в исламе, которое призывает верующих ориентироваться на пример “праведных предков”, “салафов” – то есть сподвижников пророка Мухаммада (сахабов) и их последователей (табиинов). При этом основной особенностью салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников – Корана и Сунны (примера пророка Мухаммада). Часто термин салафизм отождествляется с понятием “ваххабизм”, от имени саудовского религиозного деятеля 18 столетия Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, системно сформировавшего салафитскую идеологию и давшего “пример” для действий своих последователей.
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб сформулировал свою идеологию в книге “Китаб ат-Таухид” (“Книга Единобожия”). В число запретных практик в нее попали, например, такие традиционные в суннитском исламе обряды, как паломничество к могилам святых, обращение просьб к Аллаху через чье-то посредничество или празднование Мавлида – дня рождения пророка Мухаммада. В этом последователи Абд аль-Ваххаба вступили в противоречия с приверженцами суфизма, а также шиитской ветви ислама. И тех и других как сам основоположник ваххабизма, так и его последователи не стеснялись называть “неверными”. Подобные воззрения господствуют и в среде современных салафитов. Более того, с их точки зрения запретными считаются любая музыка, театральные представления, некоторые виды спорта и др. С самого возникновения секты Абд аль-Ваххаба ее адепты не останавливались перед проявлениями насилия. Данная “традиция” продолжается салафитами и по настоящее время. Пожалуй, самой “яркой” их организацией, “Аль-Каидой”, совершены не виданные ранее террористические акты – разрушение Всемирного торгового центра, взрывы американских посольств в Кении и Танзании, уничтожение тысяч шиитов в Ираке и многие другие. Несмотря на подобный “послужной список”, салафитская идеология, как таковая, – вполне легальна. Она не запрещена в европейских странах, а также в России и Казахстане. А родина салафизма – Саудовская Аравия, распространяет его, в том числе, и через свои официальные структуры. Однако только Ближним Востоком сфера деятельности ваххабитов не ограничивается. К сожалению, эти идеи достаточно давно – в середине 80-х гг. прошлого столетия, проникли и в нашу страну, где дали значительные “всходы”. Центрами распространения салафитских идей в России стали северокавказские республики (прежде всего, Чечня и Дагестан), Татарстан и Башкирия, а чуть позже – столица страны Москва.В Дагестане первый ваххабитский джамаат (община) был организован Багаутдином Кебедовым в 1989 году в городе Кизилюрт. Местные сторонники данной идеологии не только участвовали в идеологической борьбе против традиционного суннитского ислама и представителей суфийских тарикатов, но и “засветились” в терактах – например, в 1999 году ими был взорван автомобиль муфтия республики Саидмухаммада Абубакарова, а тот же Кебедов являлся активным участником вторжения чеченских сепаратистов на территорию Дагестана. Целью их являются как сунниты-традиционалисты, так и шииты (в частности, в 2012 году последние пострадали от терактов в г. Дербент.) В Чечне ваххабизм стал активно развиваться между двумя войнами – во второй половине 90-х гг. Если сначала светский режим Аслана Масхадова противодействовал его распространению и даже посылал на борьбу с его адептами национальную гвардию, то пришедший на смену Масхадову президент Абдул-Халим Садулаев, сам являлся приверженцем салафитских идей. Он в открытую выражал намерение создать шариатское государство на Северном Кавказе, а также поддерживал “джихад” против “неверных”, в качестве которых выступали не только российские солдаты, но и те, кто не разделял воззрений “борцов за чистоту”. “Преемник” Садулаева, Доку Умаров, разыскиваемый правоохранительными органами по обвинениям в совершении множества терактов лидер самопровозглашенного “Имарата Кавказ” – открытый сторонник салафии.
Развитие ваххабизма в Татарстане началось в 90-х гг. 20 в. Эта идеология легла там на столь благодатную почву, что, порой, по словам главы Центрального Духовного Управления Мусульман России Талгата Таджутдина, имамам-традиционалистам приходилось едва ли не силой отстаивать свои мечети от “рейдерских захватов” их ваххабитами. В ряде случаев салафитам удалось проникнуть в некоторые официальные религиозные структуры и образовательные центры республики. К примеру, в Набережных Челнах долгие годы действовало медресе “Йолдыз”, преподававшее ваххабитскую акыду (“вероубеждение”). В настоящее время данное “учебное заведение” закрыто, однако некоторые его выпускники успели “отметиться” в рядах чеченских боевиков, в 1999-2000-м гг. сражавшихся против российской армии. До избрания муфтием Татарстана Ильдуса Фаизова салафиты чувствовали себя на территории республики весьма вольготно, так как предыдущий муфтий Гусман Исхаков отказался от строго отрицательной позиции по отношению к ним и их идеологии. Дело дошло до того, что, когда в 2010 году в лесу Нурлатского района была раскрыта попытка создания боевиками-радикалами военно-полевого лагеря, на подобие тех, что ранее во множестве существовали на Северном Кавказе, Исхаков не стал жестко осуждать бандитов.
Если говорить о насилии салафитов по отношению к традиционалистам, то можно отметить, что только за последние 10 лет в России от рук радикалов погибло более 50-ти имамов, муфтиев и религиозных проповедников, отстаивавших традиционный ислам.Ваххабиты проживали и проживают и в столице России, Москве. Один из самых ярких проповедников данной идеологии, организатор взрыва “Невского экспресса” Саид Бурятский (Александр Тихомиров), проживал в российской столице, где был некоторое время сотрудником издательства “Умма”, и только потом ушел “в леса”. На салафитских позициях ранее стояло суннитское крыло НОРМ (национальной организации русских мусульман), которое, впрочем, потом перешло на традиционные позиции маликитского масхаба.
Стоит отметить, что усилия Саудовской Аравии по распространению салафизма на территории Российской Федерации не вызывают сомнения. И одна из центральных ролей пропаганды этой идеологии отводится именно образованию. В университете Медины на протяжении многих лет проходят подготовку граждане России. Готовятся российские салафиты и в Мекке, а также за пределами Саудовской Аравии – в Кувейте и Катаре. Основной целью работы подобных образовательных центров является подготовка высококвалифицированных ваххабитских проповедников, которые, получив диплом, отправляются “работать” на Родину. Несмотря на то, что, как светскими исламоведами, так и представителями религиозных структур неоднократно отмечались упомянутые “особенности” обучения студентов в Саудовской Аравии и других салафитских центрах, их выпускники нередко занимают посты в муфтиятах России.
Саудовская Аравия – не единственный “поставщик ваххабизма” в Россию. Достаточно серьезную роль в экспорте исламского радикализма играет Кувейт. Необходимо упомянуть и о другом государстве “мягкого ислама”, играющем несомненную роль в радикализации мусульман в России – Катаре. Благодаря пропаганде телеканала “Аль-Джазира”, выставляющего в героическом свете повстанцев-салафитов, сражавшихся против Муамара Каддафи в Ливии и ведущих борьбу против Башара Асада в Сирии, а также победившие религиозные элементы в Египте и, с некоторыми оговорками, Тунисе. Катар же создает соответствующий информационный фон. Если прибавить к этому проповеди шейха Юсуфа аль-Кардави, в последнее время приобретшие откровенно антироссийскую направленность, нетрудно догадаться, к чему могут привести такие усилия.
Впрочем, не совсем правильно было бы усматривать причины распространения салафизма в России исключительно во влиянии извне. Несомненно, имеются и внутренние факторы, создавшие “благодатную” почву для его распространения. К ним относятся, прежде всего, образовательные моменты – большинство мусульман, увлекающихся салафитской идеологией, не имеют достаточного религиозного образования в духе исламского традиционализма, что делает их легкой “добычей” даже для самых неквалифицированных радикальных проповедников. Стоит отметить, что простота салафитской идеологии и легкость ее восприятия делает “целевой аудиторией” проповедников радикализма и мусульман-неофитов из русских и других немусульманских народов. Часто, только начав изучать ислам, молодые люди оказываются под влиянием именно простых, понятных и доступных салафитских идей. Кроме того, имеют место социально-экономические факторы. Салафизм распространяется, как правило, среди финансово и социально ущербных слоев населения на Северном Кавказе и в Поволжье. Некоторый эгалитаризм, содержащийся в данной идеологии не может не привлекать молодых людей, стремящихся найти собственную идентичность, заявить о себе. Зачастую, в некоторых районах Северного Кавказа, ваххабитский джамаат имеет для молодого человека очень немного реальных альтернатив. Очень серьезным фактором является недостаток авторитета традиционного мусульманского духовенства в России. Зачастую муфтии и имамы попросту не имеют рычагов влияния на верующих, являясь не более чем “директорами мечетей” и никак не духовными пастырями, религиозными лидерами и авторитетами. Здесь сыграли роль и противостояние разных религиозных структур, дискредитирующих друг друга, и часто встречающаяся недостаточная грамотность и порядочность в отношении к своим обязанностям со стороны имамов и даже муфтиев. Салафитские проповедники, зная неприглядные факты о представителях того или иного муфтията, легко используют их себе на благо. “Гости” из Центральной Азии: Необходимо признать, что часто салафитские идеи воспринимаются мигрантами из Центральной Азии, либо приносятся ими прямо “из дома”. Там для распространения исламского радикализма зачастую создается еще более благоприятная почва, чем в России. Авторитарные режимы региона не допускают политического плюрализма и любая их альтернатива уходит в иные сферы, в том числе – религиозные. Часто именно религиозные движения (Исламское Движение Узбекистана и др.) становятся основной формой протеста против существующего порядка в странах Центральной Азии. Часто их деятельность принимает нелегальный характер, а правительства центральноазиатских государств ведут в отношении исламских организаций репрессивную политику, что еще более способствует радикализации местных мусульман. В этих странах, как и на российском Северном Кавказе, очень низкий уровень жизни, молодежь не имеет и зачастую не может получить работы и других социальных гарантий и преференций. Между тем, экстремистские проповедники активно обещают молодым людям благополучие как в этой жизни, так и в жизни будущей. Демонтаж советской системы образования и воспитания подрастающего поколения в купе с активной и успешной деятельностью посольств КСА, Катара и Кувейта, также готовят для разного рода экстремистских движений Центральной Азии необходимых “бойцов”. В Таджикистане первыми салафитами стали ветераны гражданской войны начала 90-х, а также беженцы, жившие в Пакистане. Сейчас многих молодых людей не устраивает традиционный ислам родных кишлаков и, попадая в город, они воспринимают ваххабитские идеи, радикализируются. В 2009 году по информации их собственных представителей, на территории Республики Таджикистан (РТ) проживало не менее 20 тысяч салафитов. Салафийа в Таджикистане ознаменована не только резким противостоянием традиционному суннитскому исламу, но и его шиитской ветви и, как следствие – Ирану и его влиянию. Первоначально правительство Таджикистана весьма лояльно относилось к распространению салафитской идеологии, не усматривая в ней призывов к насилию. Однако уже в начале 2009 года в ситуации “разобрались” – салафизм был признан вне закона Верховным судом страны. Однако арест некоторых ярких фигур данного движения не только лишил его лидеров, но и дал им образ “мучеников” за веру и “героев”. Часто данная идеология, запрещенная дома, “процветает” среди таджикских мигрантов в России, “вырвавшихся на свободу”. Разделяют салафитскую идеологию и многие узбекские мигранты, трудящиеся в РФ. Однако в Узбекистане гораздо большее распространение получили другие радикальные движения – “Хизбут-Тахрир” и “Таблиги Джамаат”, адепты которых вышли из существовавших в стране с 90-х гг кружков ваххабитов. Члены этих движений не демонстрируют столь мощного радикализма в вопросах исламского вероучения, однако “Хизбут-Тахрир” ратует за создание “всемирного халифата”, как единственно законного, с точки зрения ислама, государственного образования. “Таблиги Джамаат” по большей части сосредоточена на пропаганде радикального ислама как среди мусульман, так и – “неверных”. Примечательно, что обе этих организации запрещены на территории России (притом, что их члены в РФ не совершили ни одного преступления), а ваххабитская идеология (буквально залившая страну кровью) не попадает ни под один запрет.
Методы противостояния должны быть разнообразными – подлинного эффекта можно добиться лишь их комплексным применением. 1. Так, ранее в российском обществе поднимался вопрос о запрете идеологии ваххабизма, как таковой. Несмотря на то, что это может испортить отношения нашей страны с Саудовской Аравией, на что указывали противники запрета, данная мера может быть оправданной. Возможно, есть смысл в более пристальной оперативной работе спецслужб по Саудовскому, Катарскому и Кувейтскому направлениям, что помогло бы выявлению радикальных и откровенно опасных элементов. 2. Кроме того, стоит ограничить отправку студентов в образовательные центры указанных стран, так как нередко именно оттуда молодые люди возвращаются с взглядами, значительно противоречащими традиционному исламу, своеобразными “агентами влияния” аравийских монархий, а иной раз по-настоящему завербованными и зомбированными. 3. Важным фактором победы над исламским радикализмом является продуманная социально-экономическая политика в “проблемных” регионах, в частности, республиках Северного Кавказа. Склонные к восприятию салафитских идей люди, прежде всего, молодежь, должны иметь альтернативу, возможность материальной, социальной и духовной самореализации.