Вопрос №33: Основы конституционного статуса РФ и её субъектов.
КРФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и детально закрепляет черты статуса, как самой федерации, так и её субъектов.
Начнём со статуса самой Федерации: он включает в себя государственно-правовые признаки РФ:
– суверенитет РФ
– наличие федеральных законов и Конституции
– наличие федеральных органов власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны
– есть гос. территория, которая включает в себя всю территорию субъектов РФ. На этой территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, других препятствий для свободного перемещения людей, товаров, денег, услуг
– единое гражданство
– единый гос. язык
– единые военные силы
– единая денежная единица – рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается)
– гос. символы России.
Эти элементы конституционного статуса РФ обуславливают характер и содержание её компетенции.
Статус субъектов.
В России их несколько видов:
– 21 республика
– 6 краёв
– 2 города федерального значения
– 10 автономных округов
– 49 областей
– 1 автономная область (еврейская).
*Допускается возможность образования в РФ новых субъектов (т.е. цифра 89 не на всегда данная, т.к. можно образовывать субъекты, как внутри самой РФ, так и принимать вообще другие субъекты в состав РФ).
Республики – это, по сути, государства в составе РФ. Они обладают всей полнотой власти вне пределов компетенции федеральных властей. Они образованы как формы национальной государственности и воплощают национальное самоопределение разных наций. Они имеют все государственно-правовые признаки:
– свою Конституцию
– своё республиканское законодательство
– свою систему органов власти
– свою территорию
– свой язык и свою гос. символику.
Самая многочисленная республика – Башкортостан (4 миллиона человек), самая маленькая – Алтай (200 тысяч человек).
Другие субъекты РФ – гос. образования в составе РФ. Они также обладают всей полнотой власти вне пределов компетенции федеральной власти.
Автономии образованы по национально-территориальному признаку (их 11), а все остальные субъекты – по территориальному. Их статус определяется КРФ и собственным Уставом. Т.о., для статуса этих субъектов характерно наличие:
– Устава
– собственного законодательства
– собственной системы органов власти
– собственной территории (в принципе, границы могут меняться с обоюдного согласия субъектов).
Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимоотношения с федеральными органами и участие в их работе =>и все субъекты равноправны в этих взаимоотношениях: все имеют равное представительство в Совете Федерации – по два человека от каждого субъекта; а законодательным представительным органам субъектов принадлежит право законодательной инициативы в Гос. Думе (Вологодское Областное Законодательное Собрание может вынести на рассмотрение Гос. Думы какой-то законопроект).
Вопрос №34: Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.
Конституция разграничивает предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.
I.
Перечислим предметы ведения и полномочия самой РФ (т.е. федеральных властей) =>т.е. раскроем содержание ст.71:
a) в сфере общефедерального гос. строительства, законотворчества и защиты прав и свобод человека компетенция РФ включает:
– принятие и изменение КРФ и ФЗ, контроль за их соблюдением
– федеративное устройство и территорию РФ
– регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина
– установление системы федеральных гос. органов (законодательных, исполнительных, судебных)
– установление основ федеральной политики и программ в области гос. развития
– судоустройство РФ
– прокуратура
– разные виды законодательства:
– уголовное
– уголовно-процессуальное
– гражданское
– гражданско-процессуальное
– арбитражно-процессуальное
– амнистия
– помилование
– федеральная гос. служба
– гос. награды и почётные звания РФ
– служба погоды (метеорологическая), эталоны, стандарты, метрическая система, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальная статистика и бухучёт.
b) в сфере экономики и финансов, а также социокультурной сфере компетенция РФ включает:
– установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, социального, культурного и экологического развития РФ
– федеральная гос. собственность и управление ею
– установление правовых основ рынка; финансы, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики
– федерально-экономические службы
– центробанк РФ
– федеральный бюджет, налоги и сборы
– федерально-энергетическая система
– федеральный транспорт, пути сообщения
– информация, связь и деятельность в космосе.
c) в сфере международных отношений обороны и безопасности компетенция РФ включает в себя:
– внешнюю политику и международные отношения РФ
– международные договоры РФ
– вопросы войны и мира
– оборону и безопасность страны
– продажу и покупку оружия, военной техники, производство ядовитых и наркотических веществ и порядок их использования
– определение статуса, режима и защиты гос. границы РФ.
II.
Предметы совместного ведения РФ и субъектов =>нам надо разобрать содержание ст.72:
1. обеспечение соответствия Конституций и законов республик, уставов и законов других субъектов РФ – чему? –> КРФ и федеральным законам.
2. защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка
3. вопросы землепользования
4. установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ
5. природопользование, охрана окружающей среды, памятников культуры и истории
6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта
7. координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, детства; социальная защита малообеспеченных
8. виды законодательства:
– административное
– трудовое
– семейное
– административно-процессуальное
– жилищное
– земельное
– водное
– лесное
9. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями
10. кадры судебных и правоохранительных органов, нотариат, адвокатура
11. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов
12. установление общих принципов организации системы органов гос. власти и органов местного самоуправления
13. координация внешнеэкономических связей субъектов РФ, исполнение международных договоров РФ.
III.
Вне пределов полномочий РФ её субъекты обладают всей полнотой власти – ст.73:
– формирование собственных органов власти
– принятие собственных законов
– утверждение собственных бюджетов и т.д.
Вывод: разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами, с одной стороны, обеспечивает целостность РФ, с другой стороны – самостоятельностьеёрегионов.
Вопрос №35: Принцип разделения властей. Его содержание и значение.
Декларация «О гос. суверенитете РФ» (от 12 июня 1990г) провозглашает, что разделение властей является важнейшим признаком функционирования РФ как правового государства. Этот принцип нашёл отражение и в КРФ 1993г: «гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения властей».