Романо-германская правовая система. Сорокина Юлия Владимировна
Проблемы ТГП
Сорокина Юлия Владимировна
Предмет и метод ТГП.
ТГПсложилась примерно в середине 19 века и формировалась на базе нескольких дисциплин. В основу теории была положена наука ГП. Дореволюционные правоведы, которые написали известные труды по ТГП одновременно являлись цивилистами. Именно от ГП в теорию пришли такие категории как правоотношения, норма права, понятие субъективного права. На формирование теории повлияла в сильной степени философия. Такие явления как государство и право всегда были в центре внимания философии. Политология тоже способствовала формированию ТГП. Она дала концепцию о ПП и политических режимах.
ТГП выполняет следующие функции:
1) Познавательная (эпистемологическая).
2) Методологическая. Теория вырабатывает те методы, с помощью которых познаётся правовая действительность.
3) Идеологическая. Теория права в большой степени является политической наукой и официальная ТГП развивается в русле официальной государственной политики.
4) Обобщающая. Теория вбирает в себя данные других юридических наук, обобщает и наполняет новым содержанием.
Предметом ТГП является познание государства и права как целостных явлений.
В учебной литературе даётся следующее определение предмета ТГП. Предметом теории является изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права.
Методы:
1) Логико-языковой – изучение юридических текстов и исходя из здравого смысла уяснение содержания норм.
2) Сравнительно-правовой – сравнение правовых норм, правовых систем разных государств.
3) Формально-догматический – принятие нормы как таковой, без уяснения смысла и причин.
4) Конкретно-исторический – метод исследования правового текста, который позволяет объяснить причины принятия той или иной нормы.
Признаки государства.
Государство – это политическая организация, расположенная на определённой территории.
1) Наличие территории. Право на территорию относят к категории естественных прав. Государственная территория только тогда приобретает юридический характер, когда признаётся иными субъектами международного права.
2) Наличие населения. Когда говорят о населении неизбежно ставится вопрос о национальности и возникает проблема титульной нации.
3) Наличие публичной власти. Термин «публичная власть» характеризует группу людей, занимающихся управлением на профессиональной основе.
4) Наличие налогов и сборов.
Формы государства.
Формы государства – это комплексное понятие, которое включает в себя три элемента:
1. Форма правления – это есть способ организации высших органов государственной власти и их соотношение друг с другом (как создаются и как они функционируют).
2. Форма государственного устройства. Характеризует территориальную организацию государства.
3. Политический режим. Означает те способы, с помощью которых государственная власть воздействует на общество.
По форме правление современные государства разделяются на монархии и республики. В ТГП выделяется восточная деспотия, характеризует государства среднего и дальнего востока, где особенностью является всеобъемлющая власть правителя и отсутствие прав и свобод у общества.
В современный период восточная деспотия отсутствует, однако некоторые черты сохраняются (Иран, Китай).
Для монархии характерны следующие черты:
1) Несменяемость монарха;
2) Монарх является главой государства;
3) Власть монарха передаётся по наследству;
4) Монарх является символом нации, идеологической консолидацией.
В настоящее время не существует абсолютных монархий. Это значит, что монарх символизирует государство, но реальных полномочий по управлению не имеет, поскольку реальные полномочия имеет Премьер-министр и Правительство.
Республикаимеет следующие признаки:
1) Высшая государственная власть всегда выборная;
2) Высшая государственная власть имеет срочный характер, т.е. избирается на определённый срок;
3) Высшая законодательная власть (Парламент) является коллегиальным органом, а это значит, что законы принимаются коллегиально;
4) В большинстве республик имеет место разделение властей;
5) Высшие должностные лица могут быть привлечены к юридической ответственности за действия, совершённые ими в период нахождения их у власти.
Республика делится на три вида:
1. Парламентская республика. В ней имеет место понятие «правящая партия». Правящей становится такая партия, которая набирает в результате выборов большинство депутатских мест в парламенте. Правящая партия получает право формирования правительства. При этом автоматически премьер-министром страны (главой правительства) становится глава партии, победившей на выборах. Если партия набрала в парламенте минимальное большинство голосов, то она может пойти на создание коалиционного правительства (допустить в правительство другие партии). Премьер-министр составляет список кандидатов на министерские должности. В последующем этот список представляется в парламент. В парламенте утверждается либо весь список министров, а если не подходит хотя бы один, то весь список не утверждается. В случае отставки одного министра в отставку уходит всё правительство. Членами правительства, т.е. министрами могут стать только те лица, которые являются депутатами парламента. Т.е. одно лицо может быть и в законодательном и в исполнительном органе. Следовательно, в парламентских республиках нет принципа разделения властей.
2. Президентская республика. Чисто президентской республикой является США. Президент одновременно является и главой государства и главой правительства и должность премьер-министра отсутствует. Кандидат в президенты выдвигается определённой партией. Голосование происходит тайно и всенародно. По избрании президент назначает членов правительства из своей партии. Однако ряд ключевых министром назначается парламентом. Каждый министр ответственен перед президентом. В президентской республики парламентское большинство может принадлежать к другой партии, нежели президентская команда. И в этом случае создаётся мощный блок для позиции правительства.
3. Смешанная республика. Президента избирают всенародным, тайным голосованием. Президент исполняет функции главы государства, но не является главой правительства. По избрании президент назначает главу правительства и в классической смешанной республики (Франция) именно премьер формирует правительство. Правительство ответственно перед премьером, а не президентом.
РФ является смешанной республикой, однако функции президента по отношению к правительству очень усиленны.
Правовые системы:
Правовая система представляет собой определённый феномен и понятие, которому присущи следующие характеристики:
1. В правовую систему входит законодательство или иные нормы, считающиеся источником права в данном государстве. В РФ, Франции, Германии основным источником является нпа, поэтому совокупность нормативных актов – это часть правовой системы. А в Англии источником права является судебный прецедент, который входит в англо-саксонскую правовую систему. Многие учёные склонны отождествлять понятия «правовая система» и «право» и в этом есть свой резон, поскольку право представляет собой более широкое, разнообразное явление, нежели простая совокупность нормативных актов.
2. Правоприменительная и общая юридическая практика.
Правоприменительная практика (правоприменение) – это есть внесение официального документа, который разрешает конкретное юридическое дело на основе норм права и обращён к конкретным поименованным лицам.
Под общей юридической практикой понимается деятельность всех лиц, причастных к юридической профессии. Юридическая практика имеет значение, поскольку в разных странах к ней разное отношение. В Англии и во Франции адвокат имеет право самостоятельного расследования.
3. Наличие специфической, определённой структуры правоохранительных и иных юридических органов. Например, в одних странах обвинение осуществляется прокуратурой, а в других прокуратура отсутствует (Англия), а государство заключает договор с адвокатом на поддержание обвинения.
4. Правовая культура и правосознание. Эти элементы характеризуют отношение к праву и уважение к праву.
Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая система включает в себе три большие ветви:
1) Романская ветвь (Франция, Испания, Италия)
2) Германская ветвь (Российское право формировалось на основе немецкого);
3) Скандинавская ветвь (Швеция, Дания, Норвегия – испытали на себе влияние англо-саксонской правовой системы).