Советская культура в 1920-е – 1980-е гг.
Культура и искусство первой половины XX в.
Вспомним ранее изученное: огромный и своеобразный вклад в развитие культуры внес XIX в. Научные открытия, художественная культура, литература романтизма, критического реализма, первые попытки сближения различных видов и жанров художественного творчества, которые воплотились лишь в XX столетии.
Революция в естествознании. На рубеже XIX—XX вв. достижения фундаментальной науки ознаменовались разгадкой многих тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в гайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.
За первую треть XX в. ученые проникли в тайну строения атома (были открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон, частицы электромагнитного излучения кванты и пр.) и к концу 30-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Теория отно-cительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. Были заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетика). Получили развитие междис-циплинарные науки — биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия и пр. Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, стрептомицин и другие лекарственные препараты). Недаром XX в. называют «веком аспирина».
Развитие науки как никогда прежде способствовало техническому прогрессу. Уже тогда был заложен фундамент научно-технической революции конца XX в. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и заново поставили вопрос о ее смысле. Науки об обществе и человеке обогатились новыми концепциями и научными открытиями, которые позволили пересмотреть многие утверждения рационализма и практицизма XIX в.
Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.
Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, религиоведению, искусству и литературе.
Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которое он противопоставил интеллектуальным методам познания.
В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.
Особенности художественной культуры. В развитии материальной и духовной культуры западного общества первой половины XX в. характерны два периода: 1900—1914 гг. и 20—30-е гг., которые разделены первой мировой войной.
Поворот от традиций XIX в. к новым идеям и направлениям получил малообоснованное название декаданс (упадок). Кризис в искусстве сам по себе не означал упадка. Кризис — это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового. Это был взлет новых талантов, новых идей, поиски, открытия, пусть даже подчас неожиданные. Огромное влияние на духовную культуру и художественное творчество начала XX в. оказали иррационализм А. Шопенгауэра, индивидуализм Ф. Ницше, учение о подсознательном 3. Фрейда, социальная философия К. Маркса.
Модернизм — это условное обозначение периода культуры конца XIX — середины XX в., т. е. от импрессионизма до театра абсурда. Типичными искусствами модернизма являются импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, т. е. уход от реализма. Его верхней границей является постмодернизм 50—60-х гг. Модернизм ориентируется на новаторство в области формы и содержания и прежде всего этим отличается от авангардного искусства.
Наиболее ярким проявлением авангардного искусства XX в. являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Для авангардизма характерны агрессивное воздействие на публику, стремление производить
шок, скандал, непривычное поведение.
В 20—30-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма и экстремизма, а также кризис культуры в целом ряде стран.
Не только моральный и материальный ущерб войны, но и установление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гонения на творческую мысль тяжело отразились на состоянии мировой культуры. Фашизм и нависающая в 30-е гг. угроза новой мировой войны, а затем вторая мировая война привели к оттоку из Европы художественной творческой интеллигенции и деятелей науки. Художественный центр мира переместился в Нью-Йорк.
На смену прежним течениям приходят новые, в том числе протестующие против деградации общества и застоя художественной мысли.
Неоромантизм. Символизм. Умонастроения новой эпохи и идейные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в неоромантизме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. В русле этого течения развивался символизм, провозвестником которого в музыке был Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания счи-тался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной образ высшего совершенства. В России это художественное течение представляли в живописи М. Врубель, в поэзии А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Н. Андреев, Вл. С. Соловьев, в музыке А. Н. Скрябин и др. Символизм и новые художественные течения опирались в основном на новый стиль — модерн.
Стиль модерн. Стиль модерн сочетал в себе различные формы пластического искусства, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза, т. е. в нем выражалось стремление к созданию синтетической модели. Особенно ярко он проявился в архитектуре. Единство стиля обеспечивалось тем, что архитектор выступал как творец-универсал, создавая свое произведение от составления проекта до архитектурной и художественной отделки и компоновки предметов интерьера. Пример этого стиля — особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф. О. Шех-тель).
В театральном искусстве этот стиль воплощался в сценическом соединении основных элементов. Живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое дей- ствие становятся равноправными компонентами, созвучными игре актеров.
Много нового в этой области создали художники «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. П. Сомов и др.) и организатор парижских сезонов русского искусства С. П. Дягилев.
В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино — Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд и др.— приобрели мировую известность. Кинематограф требовал особого искусства жеста (особенно периода немого кино), мимики, ритма, сочетания декораций и натуры. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.
Первым направлением живописи новейшего времени стал импрессионизм (от французского impression — впечатление), появившийся в последней трети XIX в. Стремясь передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, импрессионисты писали дробными мазками. Они первыми открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая их на палитре. Основные представители этого направления — Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, К. Моне.
Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту света. Их работы отличаются эмоциональностью, одухотворенностью.
Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в. Основоположники — французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.
Фовизм (от французского fauve — дикий) — течение во французской живописи начала XX в. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX в. Крупнейшим художником направления стал А. Матисс. Фовизм считается одной из форм экспрессионизма.
Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — художественное направление XX в. Для него характерно субъективное восприятие мира, действительности, деформированное изображение реального мира (Э. Нольде).
Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку, детскому творчеству, к искусству самоучек, древней наскальной живописи. Мастера этого направления — профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо (Франция), Н. Пирос-манашвили (Грузия), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова (Россия), Э. Карр (Канада).
Абстрактный экспрессионизм — своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник В. В. Кандинский. Для этого направления характерен отказ (абстрагирование) от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий, форм.
Супрематизм (от латинского supremus — наивысший) — одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции. Создатель К. С. Малевич. Основополагающим произведением этого направления стал «Черный квадрат» Малевича (1915).
Дадаизм — крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 10-х гг. XX в. Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм искусства, использование техники коллажа.
Сюрреализм (от французского surrealisme — сверхреализм) — авангардное направление в искусстве XX в. Развивая традиции символизма и дадаизма, сюрреалисты обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному. Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и неживое, реальное и нереальное. Крупнейшие представители в поэзии — П. Элюар, Г. Аполлинер, художники С. Дали, Ж. Миро, И. Танги и др.
В 20—30-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.
В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).
Крупные перемены в искусстве Латинской Америки связаны с деятельностью мексиканских художников. «Великая тройка» — Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Ороско — создала образцы новой монументальной живописи, пытаясь в прямой публицистической форме отобразить революционные события.
Литература. Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только чисто творческие проблемы и поиски.
Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.
Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности.
Перу Р. Роллана принадлежит серия биографических произве- дений о выдающихся художниках и музыкантах. А. Франс издал ряд антибуржуазных романов. Американские писатели Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер создали крупные произведения критического реализма.
На рубеже веков произошло обновление драматургии. Творчество английского писателя Б. Шоу способствовало выходу этого рода искусства из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» обошла театры всего мира. Новаторами в области драматургии выступили в Норвегии Г. Ибсен, в России А. П. Чехов, в Германии Г. Гауптман.
Крупные литераторы стали авторами так называемых семейных романов. В эти годы изданы «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси и др.
В 20-е гг. появляется плеяда ярких талантливых молодых писателей, создавших литературу «потерянного поколения» — так аме- риканская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пас- соc и др.). Это направление в литературе 20-х гг. отразило протест
против бесчеловечной бойни первой мировой войны. В 20-е гг. бы- ли опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения, созданные в основном участниками войны.
В эти же годы появляются крупные произведения литературно-художественного авангарда — роман «Улисс» английского писателя Д. Джойса, романы «Америка», «Замок», «Процесс» австрийца Ф. Кафки, «В поисках утраченного времени» француза М. Пруста. Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцветает жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).
* * *
В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся вторая мировая война не могли не сказаться самым трагическим обра-
зом на судьбе и творчестве литераторов и художников. Эмиграция писателей и художников из Европы, из стран, где утвердились фашистские тоталитарные режимы, перенесла центр художественной культуры в США, в Нью-Йорк.
В творчестве литераторов и художников в 20—30-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы.
Культура второй половины XX в.
Наука и общественная мысль. После окончания второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук — это проникновение в тайны микромира, в строение атома и познание возможностей использования атомной энергии, в тайны клетки, а затем и в тайны космоса (космические исследования). Значительные научные силы и средства были брошены на овладение атомной энергией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства. Изобретение в 1948 г. транзистора да-ло толчок развитию радиотехники.
Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским ученым Н. Винером кибернетики — науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. (Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.
На основе научных разработок и их внедрения в производство уже в первые послевоенные годы была создана новая материальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров, радиоаппаратуры, другой бытовой техники).
В 70—90-е гг. началась новая фаза научно-технической революции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную производительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и научного открытия до их внедрения в производство. Новый уровень науки и техники олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и мировая информационная сеть. Эти революционные процессы создают новую материально-техническую базу для долгосрочного прогресса современной цивилизации. В то же время НТР требует образованного, квалифицированного работника, творче-скую личность.
Культура: новые явления. В последней трети XX в. одним из самых важных направлений развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие научных достижений и традиционных форм культуры и обиходной жизни. Научно-техническая революция делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.
В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали развиваться направления, вызванные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических научных кадров. Утверждается идея непрерывности образования. Школы, специальные и высшие учебные заведения оснащаются обучающими машинами, специальными электронными лабораториями, автоматами для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связью, магнитофонами и видеофонами.
В 70—90-е гг. в индустриальных странах произошло качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, заполнять досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к телефонной сети и Интернет.
К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники нрадиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные видео- и звуковые и цифровые проигрыватели, домашние ЭВМ. За 70—80-е гг. стоимостный объем выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился более чем в 7 раз. Уже в 1987 г. уровень насыщения цветными телевизорами в западно-европейских странах превысил 85%, а в США— 94%.
Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением массовой культуры, рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. производство культурной продукции и индустрия развлечений были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. Массовая культура способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях, на уровне развлекательности.
Общественно-философская мысль. В 60—90-е гг. общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия научно-технической революции.
Современные направления в развитии общественных наук определяются новыми идеями «информационного общества», которые вновь породили надежды на достижение общественного прогресса на путях возможностей научно-технической революции (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер и др.). История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, Э. Тоффлер представляет динамику мировой цивилизации в таком виде: от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна).
Особенность современного состояния философии на Западе состоит в том, что нет влиятельных общепризнанных течений, которые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века экзистенциализмом и неопозитивизмом.
Одно из главных направлений общественно-философской мысли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логического знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно выходит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино. Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привел к усилению реалистических традиций в литературе и искусстве.
Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак.
В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм. Первым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссера Р. Росселини «Рим — открытый город» (1945) об участниках Движения Сопротивления. Затем в Италии появился еще целый ряд неореалистических фильмов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (режиссер В. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер Л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сантис) и др.
В последующие десятилетия важную роль в мировом кино стала играть кинематография США. Эволюция проблематики и жанровых особенностей мирового кинематографа — явление сложное и противоречивое.
С одной стороны, мощно заявила о себе кинематография, связанная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х — начале 70-х гг., протестом против милитаризации и угрозы ядерной войны. С другой — преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные развлекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты (в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастические картины войн с инопланетянами и др., а в первой половине 70-х гг.— космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лукаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновленных темами изломов человеческой психики.
С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, ставших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчитывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематографа. Ведущую роль играют США, ставшие основным поставщиком продукции массовой культуры. Однако все шире распространяется пиратская продукция (нелегальное копирование видеокассет и распространение их по всему миру).
В Западной Германии главной темой первого послевоенного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наибольшей силой она выразилась в рассказах Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1951), в произведениях немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философский роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романы Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954), «Черный обелиск» (1956).
В США продолжали работать знаменитые американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, в послевоенные годы получившие Нобелевскую премию по литературе.
Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Ж.-П. Сартр и А. Камю, которые, не ограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литературе. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных общим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал главным образом конфликт между требованиями общества и моральными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. В наиболее известном его романе — аллегории «Чума» (1947) — ставится проблема выполнения долга в условиях общественного бедствия.
С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Театр абсурда имел шумный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобелевская премия в области литературы.
В 60—80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и писателей вошли выдающиеся представители латиноамериканского авангарда: X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др. Изобразительное искусство. Кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства.
После второй мировой войны в изобразительном искусстве начался новый этап, получивший название постмодернизм. Он появился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения человеческой цивилизации, усилилась опасность экологической катастрофы. Постмодернизм назвали детищем «большого страха».
В то же время смена направлений, стилей, школ выражала поиск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь внимание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в художественном творчестве определялись широким диапазоном — от «нового реализма» до скандальных художественных опытов.
В первые два десятилетия после войны определяющую роль стали играть две художественные школы: Нью-Йоркская и Европейская. Нью-Йоркская школа (1945—1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Виднейшими представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный экспрессионизм, стали Дж. Пол-лок, Арчи Горки (псевдоним Адояна, выходца из армянской семьи), У. Куннинг и др. В Европейской школе (1945—1960) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе, Г. Сазерленд и др.
Авангард, модернизм и постмодернизм — общие названия явлений, связанных с новаторскими направлениями искусства XX в.
Если под авангардом понимают все крайности художественной культуры XX в., то модернизм обычно предполагает компромисс между новым и традиционным.
Авангард (означает «идущий впереди») объединяет явления культурной жизни XX в., связанные с радикальными художественными экспериментами и новаторством. К авангардным направлениям относятся такие направления, как абстракционизм, кубизм, фовизм, супрематизм, сюрреализм, конструктивизм, экспрессионизм (см. § 13). Художники этих направлений продолжали творить после войны.
После войны художественные поиски привели к появлению новых направлений и стилей. В 60—70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.
Поп-арт - авангардное направление середины XX в., не потеряло актуальности и по сей день. Словечко «поп» означает массовый, популярный. Оно употребляется в разговорном обиходе: поп-культура, поп-музыка и просто как «попса». Поп-арт стирает грани между искусством и жизнью. Эстетическим объектом может стать обычная вещь.
Гиперреализм — неоавангардное направление, появившееся в 1969 г. Гиперреализм вышел из поп-арта, стремится к фотографической правдивости изображения. Лозунг сверхправдивости привел представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира. Представители гиперреализма — Чак Клоз, Ф. Гертч, Жак Монори.
Концептуализм — неоавангардное направление, отрицающее визуальную' информацию и рассматривающее искусство как сообщение. Основной формой является перформенс (представление, действие) — изображение переживаний, живых картинок, возник в 60—70-е гг. XX в. как форма контркультуры в период подъема антивоенного и антиядерного молодежного движения на Западе.
С середины 60-х гг. приобрело известность новое направление — оп-арт (оптическое искусство). Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Вместе с тем световые эффекты и находки оп-арта охотно использовались при оформлении массовых празднеств и вечерних представлений.
В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство — создание подобия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные абсурдные саморазрушающиеся машины.
Сложные процессы происходят в 70—80-е гг. в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб, благодаря системе комплексных культурных центров, созданной в США и европейских странах, приняла концертная деятельность. В 70—80-е гг. США оставались «законодателями мод» в популярной музыке. Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангардистской музыки (калифорнийский рок, фолк-рок, хэви-металл). Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-коммерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозаписями (видеоклипы). Так массовая музыкальная культура приобретает интернациональный характер.
Постмодернизм в архитектуре 70—80-х гг. проявляется в переориентации архитектурной мысли и переосмыслении направления, связанного с именами таких крупнейших архитекторов, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер РОЭ, О. Нимейер, В. Гропиус, Ф. Л. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Н. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложненные, гибкие линии и формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилей.
В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекторов-авангардистов, заложившая основы нового направления — деконструкпшвизма. Он приобрел немалое влияние. Деконструк-тивизм как бы отражает с помощью приемов архитектуры современный мир и его противоречивые моральные, политические, социальные, экономические и экологические проблемы.
В 70—80-е гг. получило распространение архитектурное направление хайтек (высокая технология), использующее технические конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, металлостек-лянные и многоярусные галереи). Пример — центр Помпиду в Париже.
55. Перестройка в СССР. Экономические и политические реформы. К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале "перестройки и ускорения". Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики. Появилась свобода слова в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы. В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение "Демократическая Россия", объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала интеллигенция. На съезде они организовали фракцию "Межрегиональная депутатская группа". Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов Москву, А. А Собчак Ленинград (Санкт-Петербург). В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член "Демократической России" Б. Н. Ельцин).