Понятие и роль политической культуры.
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти. Согласно С.Н. Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Всё это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведёт к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой.
36. Политическая социализация: структура, этапы, модели
Политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определённой политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы.
Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определённой политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.
Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его прохождения в значительной степени предопределяет будущее страны – активность и осознанность политических действий.
Третий этап – это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т.д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.
Модели социализации:
1 – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, её сверстники.
2 – гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме “своей”. Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
3 – плюралистическая, целями которой являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате, граждане становятся привержены определённым политическим группам и могут их свободно менять, в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
4. – конфликтная – сводится к формированию лояльности к определённой группе и готовности поддержать её в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.