Диалектика как теория познания и логика

...Диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.

Ленин В. И. Карл Маркс.— Полн. собр. соч., т. 26, с. 54—55.

Диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности (с философской системой, растущей в целое из каждого оттенка) — вот неизмеримо богатое содержание по сравнению с „метафизическим" материализмоМі ос-

новная беда коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie1, к процессу и развитию познания.

Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 321—322.

...Логика и теория познания должна быть выведена из „развития всей жизни природы и духа".

Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 80.

Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных не-щей", т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира.

Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 84.

Ergo *: История философии   вот те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика    
греческая философия наметила все сии моменты   » отдельных наук » умственного развития ребенка » » » животных » языка NB: 4- психология -|- физиология органов чувств X    
kurz 3, история познания вообще    
     
вся область знания    
     
     

Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 314.

Если Marx не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания не надо 3-х слов: это одно и то же| материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.

1 — теория отражения. Ред.

2 — Следовательно. Ред. s — кратко. Ред.

Товар—деньги—капитал

Xхпроизводство абсолютной Mehrwert * * производство относительной Mehrwert.

История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.

Начало — самое простое, обычное, массовидное, непосредственное „бытие": отдельный товар („Sein"2 в политической экономии). Анализ его как отношения социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный,— логический и исторический (формы стоимости).

Проверка фактами respective прак- I тикой есть здесь в каждом шаге анализа. |

Ср. к вопросу о сущности versus явление

— цена и стоимость — спрос и предложение

versus Wert (— kristallisierte Arbeit)3

— заработная плата и цена рабочей силы.

Ленин В. И. Философские тетради — Полн. собр. соч., т. 29, с. 301—302.

У Маркса в „Капитале" сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовпдное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой „клеточке" буржуазного общества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в 2-х его отдельных частей, от его начала до его конца.

Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного общества у Маркса есть лишь частный случай диалектики). Начать с самого простого, обычного, массовидного etc., с предложения любого:листья дерева зелены; Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь (как гениально заметил Гегель) есть диалектика: отдельное естьобщее (ср. Aristoteles, Metaphysik... 3. Buch,

1 — прибавочной стоимости. Ред. ? — бытие. Ред.

3 — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.

4 — в сумме. Ред.

4. Kapitel, 8—(k „denn natürlich kann man nicht der Meinung sein, daß es ein Haus — дом вообще — gebe außer den sichtbaren Häusern"...1). Значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны... Уже здесь есть элементы, зачатки понятия необходимости, объективной связи природы etc. Случайное и необходимое, явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося и противополагаем одно другому.

Таким образом в любом предложении можно (и должно), как в „ячейке" („клеточке"), вскрыть зачатки всех элементов диалектики, показав таким образом, что всему познанию человека вообще свойственна диалектика. А естествознание показывает нам (и опять-таки это надо показать на любом простейшем примере) объективную природу в тех же ее качествах, превращение отдельного в общее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаимную связь противоположностей. Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма: вот на какую „сторону" дела (это не „сторона" дела, а суть дела) не обратил внимания Плеханов, не говоря уже о других марксистах.

Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 318—321

Наши рекомендации