Диалектика как теория познания и логика
...Диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.
Ленин В. И. Карл Маркс.— Полн. собр. соч., т. 26, с. 54—55.
Диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности (с философской системой, растущей в целое из каждого оттенка) — вот неизмеримо богатое содержание по сравнению с „метафизическим" материализмоМі ос-
новная беда коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie1, к процессу и развитию познания.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 321—322.
...Логика и теория познания должна быть выведена из „развития всей жизни природы и духа".
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 80.
Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных не-щей", т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 84.
Ergo *: История философии | вот те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика | |
греческая философия наметила все сии моменты | » отдельных наук » умственного развития ребенка » » » животных » языка NB: 4- психология -|- физиология органов чувств X | |
kurz 3, история познания вообще | ||
вся область знания | ||
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 314.
Если Marx не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания не надо 3-х слов: это одно и то же| материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.
1 — теория отражения. Ред.
2 — Следовательно. Ред. s — кратко. Ред.
Товар—деньги—капитал
Xхпроизводство абсолютной Mehrwert * * производство относительной Mehrwert.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непосредственное „бытие": отдельный товар („Sein"2 в политической экономии). Анализ его как отношения социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный,— логический и исторический (формы стоимости).
Проверка фактами respective прак- I тикой есть здесь в каждом шаге анализа. |
Ср. к вопросу о сущности versus явление
— цена и стоимость — спрос и предложение
versus Wert (— kristallisierte Arbeit)3
— заработная плата и цена рабочей силы.
Ленин В. И. Философские тетради — Полн. собр. соч., т. 29, с. 301—302.
У Маркса в „Капитале" сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовпдное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой „клеточке" буржуазного общества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в 2-х его отдельных частей, от его начала до его конца.
Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного общества у Маркса есть лишь частный случай диалектики). Начать с самого простого, обычного, массовидного etc., с предложения любого:листья дерева зелены; Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь (как гениально заметил Гегель) есть диалектика: отдельное естьобщее (ср. Aristoteles, Metaphysik... 3. Buch,
1 — прибавочной стоимости. Ред. ? — бытие. Ред.
3 — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.
4 — в сумме. Ред.
4. Kapitel, 8—(k „denn natürlich kann man nicht der Meinung sein, daß es ein Haus — дом вообще — gebe außer den sichtbaren Häusern"...1). Значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны... Уже здесь есть элементы, зачатки понятия необходимости, объективной связи природы etc. Случайное и необходимое, явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося и противополагаем одно другому.
Таким образом в любом предложении можно (и должно), как в „ячейке" („клеточке"), вскрыть зачатки всех элементов диалектики, показав таким образом, что всему познанию человека вообще свойственна диалектика. А естествознание показывает нам (и опять-таки это надо показать на любом простейшем примере) объективную природу в тех же ее качествах, превращение отдельного в общее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаимную связь противоположностей. Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма: вот на какую „сторону" дела (это не „сторона" дела, а суть дела) не обратил внимания Плеханов, не говоря уже о других марксистах.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 318—321