Происхождение, этногенез, ранняя история славян.
Проблема этногенеза относится к одной из самых сложных в науке. Для ее решения необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Влияния иранского языкового мира затронуло только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте с протогерманцами и проиталиками. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы. Сторонники другой концепции центром будущей славянской миграции считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. К сожалению, единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую помощь. Для нее наиболее важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемой археологами, - черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о ее полиэтничном характере. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов (IV-V вв.). С северо-запада в Приднепровье пришли готы (некоторые исследователи считают черняховскую культуру готской). Волна за волной из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекали в поток народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам - хазары и болгары. В это время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют с финно-уграми на севере, певкинами и сарматами - на юге. Византийские писатели сообщают довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения готского историка VI в. Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавенов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выделено три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой - Средняя и Южная Польша, а также Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Здесь обитали анты. На западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фельдбергская и суковская. На территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые исследователи полагают, что именно с этого времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины, дореволюционные историки называли "русскими славянами". В современной историографии закрепилось наименование "восточных славян". Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы. Археология в начале XX столетия подтвердила подобную схему: выяснилось, что определенные разновидности женских височных колец соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени". Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, населявшими Восточную Европу до них или пришедших сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине. Более сложными были отношения с этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. Образованная ими Булгария долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян. Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата находился в низовьях Волги. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам. Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды норманнов, называемых на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные секирой с остроконечным штыком. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в. Крепла военная организация славянского населения. Это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был выставлять тысячу. Одним из военных руководителей был и князь. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз, во главе которого стоял вождь, возвышающийся над вождями отдельных племен, входивших в союз. Помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. Им помогал совет старейшин, «старцы градские», - племенная знать, которая занималась гражданскими делами. Княжеская военная дружина зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был первым среди равных. Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече, народные собрания - возникают в глубокой древности. В них участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось. Родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления. Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.
Норманнская теория.
Летописный рассказ о призвании варягов послужил главным основанием «норманнской теории» происхождения восточнославянского государства, краеугольный камень которой был заложен немецкими учеными И.Г.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л. Шлецером, работавшими в Академии наук в России в 30-60-гг. XVIII в. В трудах этих историков были сформулированы утверждения, ставшие впоследствии основой «норманнской теории».
1. Слово «русь» имеет скандинавское происхождение.
2. Скандинавской является также и династия киевских князей.
3. Само государство восточных славян было создано норманнами.
Одним из первых оппонентов «норманнистов» стал великий русский ученый М.В.Ломоносов, пытавшийся доказать славянское происхождение не только слова «русь», но и самого Рюрика, а также опровергнуть версию об организующей роли варягов в истории Россию. Аналогичную позицию занял и один из основоположников российской исторической науки В.Н.Татищев.
С самого начала данная дискуссия из научной плоскости переходила в политическую. Зарождение НТ пришлось на период «бироновщины». Неудивительно, что многим современника и потомкам появление ее было воспринято кА стремление оправдать и «научно обосновать» засилье немцев в России. Острый интерес к НТ снова возник в 30-50-гг. XX столетия. Тезисы «норманнистов» берут на вооружение фашистские идеологи, пытавшиеся доказать расовою неполноценность славян. Стремясь развенчать утверждения нацистов, советские историки подчас переходили грань научности, категорически отрицая всякую роль варягов в образовании ДГ, сам факт призвания их на княжение. В наши дни отечественные историки предпринимают попытки более объективно, без предвзятости, подойти к рассмотрению основных аспектов НТ. Несмотря на усилия историков, археологов, лингвистов этот вопрос до сих пор открыт.