Особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства (X-XI в.в.).

Особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства (X-XI в.в.).

В 9 веке на Руси сформировалась система эксплуатации свободного населения , военнослужащих путем сбора дани. Дружинская организация: верхний слой дружинного строя – бояре, низший слой – отроки.

При князе действовала дума (верхняя дружина)

Тысяцкие - высшие должностные лица.

Дольники - должность предусматривающая собирание податей.

Появление Руссой правды Ярослава Мудрого и Ярославичей.

При Владимире Мономахе – земля была главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организацией производства стала феодальная вотчина (отцовское владение, передаваемое по наследству)

Независимые от бояр крестьяне платили дань князю. Смерды могли жить в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства.

Крестьяне живущие в вотчинах теряли личную свободу. Закупы отдавали часть урожая. Они работали на своего кредитора и подчинялись ему, пока не погасят долг.

Господствующей системой был феодализм.

Русь, по мнению многих историков, страна с многоукладной, переходной экономикой.

Отмечается, что на Руси было большое количество свободных крестьян, находящихся в феодальной зависимости.

Крещение Руси. Историческое значение принятия христианства.

Русь приняла христианство при Владимире(Святославовиче) среди киевских дружинников христианство было еще в 10 в. Еще Ольга была христианкой, но её сын так и остался язычником и был ярым противником христианства. До принятия христианства на Руси, славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Им молились, приносили жертвы (иногда даже человеческие). Владимир пытался укрепить язычество, поставив во главе богов Перуна, но ему это не удалось. Попытка заставить людей по-новому верить в старых богов провалилась, а положение вещей не устраивало княжескую власть.

Для укрепления государства выдвигается идея о монополистической религии. (единобожии)

Также на принятие христианства повлияло то, что Владимир женился на Византийской принцессе. Крещение Руси проходило очень тяжело, так как было сопротивление со стороны населения. На протяжении всего правления Владимира часть населения крестилась, а часть так и оставалась язычниками.

Христианство способствовало открытию новых ремесел, употреблению в пищу правильной еды, соблюдению постов, развитию грамотности, увеличению политических партнеров.

Вступление Руси в период феодальной раздробленности: причины и последствия.

Причины:

1. Рост числа зависимых смертных

2. Столкновение смертных и горожан с боярами

3. Рост городов как экономических, так и политических центров

4. Упадок Киева из-за половецких набегов

Феодальная раздробленность – это прогрессивное явление в развитии феодальных отношений, распад княжеств на отдельные княжества.

Плюсы и минусы феодальной раздробленности:

Плюсы:

· Развитие городов, местных земель

Минусы:

· Усобицы между князьями

· Разорение русских земель

· Потеря обороноспособности

· Дробление княжеских владений

8.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Начало формирования единого централизованного Московского государства (Иван Калита, Дмитрий Донской).

Объединение проходило в условиях зависимости от Золотой Орды.

Ордынские подручники боролись за расширение Московского княжества и за усиление своего политического влияния. Объединение было вызвано необходимостью борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига.

Политическое объединение шло быстрее, чем экономическое.

Москва находилась под влиянием Золотой Орды и перенимала все больше её черт.

Русские князья под частую подвергались уничтожению. Лишь в Новгороде и Пскове сохранилось вече.

Среди самостоятельных княжеств наиболее сильными были: Московское, Тверское, Суздальское и Рязанское. Главным на Руси являлся князь, получивший ярлык на княжение от Золотой орды.

Князья заключили договор устанавливающий границы княжеств, правила проезда купцов и общую линию внешней политики. В качестве крупного торгового центра выдвигался город Псков.

Договоры часто нарушались.

Внутренняя политика

1. Амнистия

2. Вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары

3. Жалованная грамота дворянству и жалованная грамота городам

4. Свобода пропуска российских произведений за границу

5. Улучшение содержания заключенных

6. Передача судебных дел в Сенат

7. Прекращение пожалования государственных крестьян дворянам

8. Запрещено публиковать в газетах объявления о продаже крепостных крестьян без земли

9. Предоставлено право мещанам и крестьянам покупать не заселенные земли

10. В 1802 Сенат стал высшим судебным органом

11. Коллегии заменены на 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции)

12. 1803 Реформа народного просвещения (университеты получили независимость, увеличилось их количество, доступ к высшему образованию получили низшие слои населения)

13. 20 февраля 1803 указ о «вольных хлебопашцах» (помещики могли отпускать крестьян за выкуп)

1804 в Прибалтике отменено крепостное право

Внешняя политика:

1. Россия вступила в третью антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Швеция)(французские войска нанесли австро-русским войскам поражение в битве под Аустерлицем(1805))

v Тильзитский мир 1807 последствия:

· Россия признавала все завоеванные Францией земли

· «континентальная блокада Великобритании» (Россия понесла материальный ущерб)

· Падение авторитета России на мировой арене

2. Россия на Кавказе:

· 1801 в состав добровольно вошла Грузия

· 1803 была завоевана Мингрелия

3. Война с Ираном (1804-1813)(итог - значительное расширение русских земель)

4. Война со Швецией (1808-1809)

Итоги:

· Присоединение Финляндии

· Швеция присоединялась к «континентальной блокаде»

5. Война с Турцией (1806-1812)

· Война имела затяжной характер, лишь в 1811 под командованием М.И. Кутузова российские войска смогли окружить турецкие и в 1812 был подписан в Бухаресте мирный договор.

· Итоги

Присоединение Бессарабии и последующее освобождение Сербии

6. Разрыв Тильзитского союза. 1811год

7. Отечественная война (1812)

Конституция Н. М. Муравьёва

· Основная статья: Проект конституции Н. М. Муравьёва

· Проект конституции Северного общества предусматривал образование Российской федерации в составе 13 «держав» и 2 областей. Другая идея: преобразование страны в конституционную монархию, при которой практически любые назначения подлежали утверждению со стороны парламента. Предполагалась также отмена крепостного права на условиях наделения крестьян землёй из расчёта 2 десятин на двор (в то же время для прокорма крестьянской семьи требовалось 4 десятины[5]), то есть закреплялось крупное помещичье землевладение.

· «Русская правда» П. И. Пестеля

· Основная статья: Русская правда (Пестель)

· Документ П. И. Пестеля самым коренным образом отличается от программных установок Северного общества. Во-первых, Пестель видел Россию единой и неделимой с сильной централизованной властью. Во-вторых, страна должна была стать республикой, при этом достаточно остроумно решался вопрос преемственности власти. В-третьих, полковник считал, что предназначавшуюся для крестьян землю не следует разделять по дворам, а необходимо оставить в общинной собственности.

Выступили с требованиями к Николаю 1. Николай принял присягу сената. Восстание было подавлено.

Причинами поражения восстания было:

v Не согласованность действий

v Неподготовленность

v Отсутствие поддержки народа

v Неготовность общества к преобразованиям

Славянофильство

Сущность и основные идеи

В 1839 г. в московских светских и литературных салонах стала распространяться записка '' О старом и новом''. Её автором был Александр Степанович Хомяков, участник кружка , в котором через много лет встретились повзрослевшие друзья юного Веневитинова (братья Киреевский, А.И.Кошелев ). К ним присоединились Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Константин и Иван Аксаковы.Членов нового кружка стали называть славянофилами. Их объединяла идея о глубоком отличии России от стран Западной Европы, об особом пути её развитии. Главные особенности России они видели в крестьянской общине и православной вере. Критически относясь к современному церковному устройству, славянофилы считали , что православие принесло в Россию дух братского общения и человеческой теплоты, которым отличались первые христиане. Благодаря православию и общинности, доказывали члены кружка, в России нет внутренней борьбы, все классы и сословия мирно уживаются друг с другом. Преобразования Петра оценивались ими критически. Славянофилы считали, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили её внутренний строй и не уничтожили возможность возвращения на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. В конце концов они сошлись на формуле ''царю - власть, народу - мнение''. Исходя из этого, члены кружка выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу. Славянофилы были люди неторопливые, не терпевшие городской суеты ,любившие на лето разъезжать по своим имениям ,удить рыбу и в сельском уединение размышлять о судьбах России.

Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) - идеализировали допетровскую Русь, настаивали на её самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, должны были обеспечить мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к Земским соборам, но без крепостного права.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую шко­лу или единое философское направление: их сторонники при­держивались разнообразных философских ориентаций.

Заслугой славянофилов является то, что они не захотели больше разыгрывать унизительной роли, которую навязал России Петр. Они много и плодотворно поработали, чтобы понять идейные основы государственного и культурного творчества русского народа до Петра. Славянофилы поняли, что принципы на которых опирается европейская культура далеки от идеальных, что Петр I ошибся когда вообразил что подражание Европе — гарантия здорового государственного и культурного строительства. Славянофилы говорили: "Русские — не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития какую достигла европейская культура".

Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию.

Содержание реформ

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Александр П подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Согласно этим документам, крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а прирезки -- исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развиваться. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяйства разорялись. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х годов.

Земская и городская реформы

К марту 1863 г., после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии -- землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей -- многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты, техники, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.

По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы -- управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощённым судопроизводством.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной службе.

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиций. Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы - судились особым Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные кон торы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения".Под воздействием общественного демократического подъёма в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные наказания по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861году. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Реформы в области народного образования и печати

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Ход гражданской войны.

1 этап. (1918) восстание Чехославацкого корпуса, решение Антанты о широкомасштабной вооруженной интервенции в России. Консолидация «генеральных диктатур». Формируются основные фронты Гражданской войны.

2 этап. (1918- 1919) интервенция Антанты против России ; белое движение.

3 этап. (1919 - 1920) наступление белых на все фронты, организация красной армии, которой удалось переломить ход вооруженной борьбы и разорвать кольцо фронтов.

4 этап. (1920) окончательный разгром белого движения..

Итоги войны.

· Советская власть утвердилась на всей территории страны

· Созданы условия для укрепления диктатуры пролетариата и осуществление социалистических преобразований

· Огромные людские потери, массовая иммиграция, экономическая разруха, разрыв духовных традиций, раскол общества на белых и красных

Образование СССР и национальное строительство в 20-е годы XX века.

Причины образования СССР:

1) Объединение народов в единое государство.(экономическое, военно-политическое и культурное значение)

2) Страна была окружена враждующими с ней государствами

3) Создание единой административно – территориальной структуры

Этапы образования:

1) ФСФСР, Украина, Белоруссия – объединились в ходе Гражданской войны. Это привело к разногласиям между республиками. Они лишились права принятия самостоятельных решений.

2) Острое противостояние между наркомами по национальности и ВЦИК.

3) Создание комиссии, в которую входили представители всех республик

4) Проект автономизации республик: включить в состав РСФСР Украину, Грузию, Армению и т.д.
создание Лениным концепции государства на основе федерации. Он считал, что многонациональность нужно строить на принципе партнерства, уважения и взаимопомощи.

5) 30 декабря 1922 года – на съезде советов подписана Декларация о создании СССР и Союзный договор.
Государственными органами контролировалась: внешняя политика, торговля, связь, вопросы организации и контроля финансового оборота.
Все остальное принадлежало к сфере деятельности республик.
Внешний орган государства Всесоюзный съезд советов.

ЦИК СССР – двухпалатный: Союзный Совет и Совет Национальностей.

Финансовое и экономическое значение образования СССР:

· Ликвидация последствий Гражданской войны. Развитие экономики, культурных отношений.

· Обеспечение населения электричеством, водными ресурсами

· Бюджеты отсталых республик получали спонсирование от государства

Межнациональные отношения в 1991 г. Крушение СССР и его последствия. Образование СНГ.

В 1991 году Ельцин был выбран Президентом – оформило ситуацию «двоецентрия» власти в лице союзных и российских органов. 7 из 15 союзных республик отказались принять участие в подписании нового союзного договора, партии решились на открытое выступление.

Группа руководителей партий объявила об изменении политического курса страны, чтобы предотвратить распад СССР, спасти страну от экономической катастрофы.

Государственный комитет объявил, что Горбачев болеет и взял всю власть в свои руки ГКЧП СССР.

В Москве было объявлено чрезвычайное положение, на улицах появились войска и бронированная техника. Новые лидеры Ельцин, Хасбулатов выступали против ГКЧП. Действия КПСС были приостановлены, а несогласованность действий, активная демократическая позиция населения обозначили провал ГКЧП.
Союз распался.

1991 – Украина объявила о своей государственной независимости.

8 декабря 1991г. – лидеры России, Украины и Белоруссии – заявили о прекращении союзного договора и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Новая рыночная экономика, конструировалась структура государственно власти и межнациональных отношений в стране. Рост антирусских настроений. Стремление руководства обеспечить господствующие положение своей нации.

Особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства (X-XI в.в.).

В 9 веке на Руси сформировалась система эксплуатации свободного населения , военнослужащих путем сбора дани. Дружинская организация: верхний слой дружинного строя – бояре, низший слой – отроки.

При князе действовала дума (верхняя дружина)

Тысяцкие - высшие должностные лица.

Дольники - должность предусматривающая собирание податей.

Появление Руссой правды Ярослава Мудрого и Ярославичей.

При Владимире Мономахе – земля была главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организацией производства стала феодальная вотчина (отцовское владение, передаваемое по наследству)

Независимые от бояр крестьяне платили дань князю. Смерды могли жить в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства.

Крестьяне живущие в вотчинах теряли личную свободу. Закупы отдавали часть урожая. Они работали на своего кредитора и подчинялись ему, пока не погасят долг.

Господствующей системой был феодализм.

Русь, по мнению многих историков, страна с многоукладной, переходной экономикой.

Отмечается, что на Руси было большое количество свободных крестьян, находящихся в феодальной зависимости.

Наши рекомендации